Буква г подготовка к школе. Конспект урока по обучению грамоте: "Буквы Г, г. Звуки, ". Веселые стихи про букву Г для детей

Рассмотрите с ребёнком картинки на 3 слайде. Послушайте первые звуки в словах гриб, груши. Звук [г] – согласный, твёрдый. Послушайте первый звук в слове гитара. Звук [г"] – мягкий согласный. Когда мы произносим эти звуки, слышим голос. Это звонкие согласные звуки. Звуки [г] и [г"] обозначают буквой “гэ”.

Посмотрите ролик о букве. Попросите ребёнка вспомнить слова, в которых были новые звуки. Определите место звука в слове. Твёрдый или мягкий согласный.

Посмотрите фрагмент мультфильма. Спросите ребёнка, о чём был мультфильм. Обращайте внимание на речь. Помогите ребёнку правильно составить предложения. В конце предложений - пауза. Какие слова с новыми звуками были в мультфильме? Разделите слова на слоги. Определите в каком слоге встретились новые звуки. Придумайте свои слова с новыми звуками. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

Почитайте стихи на следующих слайдах. Пусть ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит новые звуки. Читайте, не торопясь. Назовите слова со звуками [г], [г"]. Напишите букву в альбоме. Подумайте, на что похожа буква. Проведите соревнование, чей образ интереснее, рисуйте вместе с ребёнком.

Проведите игру “Найди звук”. Задание: оглядись вокруг, есть ли новые звуки в словах, которые обозначают окружающие нас предметы?

Программные задачи :

  • Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звуков [г], [г’].
  • Совершенствовать звуко-слоговой анализ и синтез, фонематическое восприятие.
  • Учить дифференцировать звуки [г]–[г"] в слогах, словах, предложениях.
  • Активизировать лексический словарный запас.
  • Вырабатывать орфографическую зоркость.
  • Учить грамматическому оформлению предложения.
  • Развивать произвольность внимания, слуховую и зрительную память, логическое мышление, зрительно-моторные координации, воображение.
  • Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, листочки на каждого ребёнка.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Правило речи. (Слайд 4).

Каждый день, всегда, везде.
На занятиях и в игре,
Будем чётко говорить
И не будем мы спешить.

2. Знакомство со звуками занятия. (Слайд 5)

Логопед: Мы сегодня с вами отправимся в гости к гномам. Вот один из них нас встречает. Он будет нашим гидом в сказочном лесу. Кто такой гид? (объяснение учителя).

С какого звука начинается слово “Гном”? А с какого “гид”?

Кто догадался какова тема нашего урока? (ответы учеников)

Сегодня на занятии мы потренируемся слушать звуки и различать [г]- [г’] между собой.

II. Основная часть

1. Сравнительная характеристика изучаемых звуков. (Слайды 6-8).

Логопед: Расскажите про звуки нашего занятия.

Г – согласный, звонкий, твёрдый.

Г’ – согласный, звонкий, мягкий.

2. Соотнесение с буквой Г (слайд 9-10).

Логопед : Послушайте стихотворение про букву Г (Слайд 9).

Найдите эту букву в домике Гнома. (Слайд 10 )

3. Дифференциация[ г] –[ г’] в слогах. (Слайд 11).

Логопед : Прочитайте слоги вместе с осликом столько раз, сколько он крутится ГА – ГО – ГУ - ГЫ – ГЕ – ГЮ - ГЁ – ГИ – АГА.

Какой звук занятия есть в каждом слоге? Назовите сначала слоги с мягким звуком [г’], затем с твердым [г].

4. Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия. Уточнение словаря. (Слайд 12)

Логопед: Распутай слова.

РОДГО НАГЕНДИЙ
ТУКГАЛС ГАРАДУ
РИСТТАГИ РОДОГА
БИЛУГО ГУРУКЕН

5. Физминутка. Гимнастика для глаз. (Слайд 13-14)

Логопед: Давайте отдохнём вместе с гномами. Внимательно следите глазами за предметами на экране.

6. Дифференциация[ г] – [г"] в словах. Развитие логического мышления. (Слайды 15-23)

Логопед : Разгадай загадки. Запиши отгадки, подчеркни букву Г. Если в слове звук [г] – синим карандашом, если звук [г’] – зелёным.

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент.
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (гитара)

Толстокожий, неуклюжий,
У него огромный рот.
Любит воду, но не лужи,
Житель Нила.... (бегемот)

Он качели и кровать,
Хорошо на нем лежать,
Он в саду или в лесу
Покачает на весу. (гамак)

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (гусеница)

7. Дифференциация[ г] –[ г’] в словах. (Слайд 24)

Логопед: В гости к гномам зашёл крокодил Гена, принёс слова. Распределите слова в два столбика, раздав Гному (грабли, груша, гигант) и Гене (гитара, гиря, гигант).

8. Работа по грамматическому оформлению предложений. (Слайд 25)

Логопед: Составьте предложение про крокодила Гену из данных слов. Проверьте. Запишите в тетради, подчеркните звуки занятия.

III. Итог занятия (Слайд 26 )

Логопед: Что вам понравилось на занятии? Что нового узнали?

  • Придумайте и нарисуйте на листочках свои подарки гномам на звуки [г’] - [г].
  • Дайте характеристику звукам занятия.

Урок по обучению грамоте. Тема «Звук г. Буквы Г, г»

Подробный конспект урока

1.Самоопределение к деятельности (Слайд № 1 )

Здравствуйте, ребята!

Тихо сели, ноги вместе

Книги, ручки всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех!

Сегодня на нашем уроке много гостей. Давайте расскажем о себе.

Мы умные, мы дружные

Мы внимательные, мы старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится

Наш девиз «Не говори, не умею, а говори, научусь»

2. Актуализация знаний

    Сейчас у нас урок чтения

    Игра «Гласные и согласные» (Слайд №2, № 3 )

Сегодня к нам на урок пришли два брата-гномика: Гоша и Гена. Пришли они к нам не одни, а с буквами. Пока они шли светило яркое солнышко, им было весело, они играли и смеялись.

Вдруг набежала туча, загремел гром, полил дождь, началась сильная гроза. Гена раскрыл свой красный зонт, а Гоша синий. Буквы так испугались дождя, что забыли под каким зонтом им надо прятаться. Давайте ребята поможем буквам. Какие буквы спрячем под красный зонтик? Под сине-зелёный?

Двое детей прячут буквы, которые обозначают гласные звуки– под красный зонтик (а, ы, и, у, о, е) , а согласные – под синий (к, н, с, т, п, р, м, з, л, в, б, д) .

    Артикуляционная гимнастика

Игра созвуками

[а] качаем куклу:А-А-А-А!

[о]- смотрим в окно и удивляемся: О!О!О!О!

Звеним как комарики: зззззззз

[с] – сдуваем шары:ссссссссс

Чистоговорка

СА-са-са- в лесу бегает лиса

Со-со-со – у Вовы колесо

Ос-ос-ос – на поляне много ос

Су-су-су – было холодно в лесу

Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь

    Проверка выполненного задания у доски (Слайд № 4)

Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласного.

Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного

Назовите гласные, которые обозначать два звука, в каких случаях?

Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные.

Назовите буквы, которые обозначают глухие согласные.

3. Постановка целей и определение темы урока. (слайд № 5)

Как вы думаете, почему сегодня у нас в гостях гномики Гоша и Гена?

Что мы узнаем на уроке?

(Какие звуки обозначает новая буква,

гласные или согласные звуки, мягкие или твёрдые, звонкие или глухие)

4. Решение учебной задачи

(Слайд № 6)

    Исследовательская работа

    Разделим слово Гоша на слоги Го-ша. Назовите первый слог Го, первый звук [г].

(Слайд № 7)

    Разделим слово Гена на слоги, Ге-на. Назовите первый слог Ге, первый звук [г , ].

Какой это звук гласный или согласный, почему? Звонкий или глухой, почему?

    Произнесём эти звуки по очереди, чем отличаются?

- А теперь сделаем вывод. С какими звуками познакомили нас два брата? ([г][г′])

- Какие это звуки?

(Слайд № 8)

А сейчас Гоша и Гена приглашают нас к себе в необычный городок, где живут не только гномики, но и разные животные.

По какому признаку мы можем узнать животных этого города?

    Физкультминутка (Слайд № 9)

Сейчас я буду перечислять названия животных: если вы услышите звуки ([г][г′]) хлопните в ладошки, если нет потопайте ножками. Слон, тигр, дятел, грач, ворона, голубь, пингвин, енот, гусь.

    ( Диск «Обучение грамоте», в гостях у гусей )

    Сейчас мы побываем в гостях у Гоши и Глаши. Послушаем рассказ, запомним слова

с новыми звуками, а потом назовём их, определим их позицию, дадим характеристику.

    Знакомство с новой буквой

    Какой буквой на письме обозначим новые звуки?

- Звуки [г] и [г′] обозначаются буквой Г. (таблица по обучению грамоте)

- Почему печатных букв две? Для чего нужна заглавная буква?

- На что похожа буква Г?

Вот перед нами буква Г.

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге.

Горбит спину буква Г.

Букву на плечах носил,

На лугу траву косил.

Г- крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

    Где на ленте букв будет находиться буква Г, на первой или на второй строчке?

    Чтение слогов с новой буквой

С экрана хором, цепочкой,

Вместе с весёлыми пингвинятами поиграем. Кто объяснит правила игры?

Договаривая до целого слова в учебнике стр. 119 (для сильных детей)

    Чтение слов с буквой Г. стр.119

Почитаем слова, упражнение «эхо», найдём слово соответствующее схеме.

    Работа в паре

(2 вариант читает первому) (слайд 10)

    Работа по развитию речи

Составим текст, используя эти слова.

Кто будет главными героями?

Что они будут делать?

Сколько грибов они наберут?

Какими они вернутся домой?

Гномики приглашают нас в свой лес за грибами, но сначала вспомним правила сбора грибов

(Слайд № 11 -12)

Собирать грибы надо вместе со взрослыми, т. к. часто съедобные и ядовитые грибы очень похожи между собой.

Грибы нужно срезать ножом, нельзя рвать, так как можно повредить грибницу.

    Физкультминутка (слайд 13)

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

Приседали, приседали

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята.

Наклоняйся раз, два, три.

И в лукошко положи.

Какие же грибы оказались в нашем лукошке? (слайд 14)

Работа с текстом.

    А каких же грибов набрали наши герои?

    Первый раз текст читает учитель.

Словарная работа.

Что обозначает слово «боровик»? «поганки»?

Придумайте заглавие к тексту.

    Вторичное чтение текста.

После чтения надо ответить на вопросы к тексту.

Какие грибы в корзине у Гали?

Какие грибы в корзине у Гены?

Чем отличается боровик от поганки?

5. Подведение итогов. Рефлексия. ( Слайд – 15)

Настало время прощаться. С какой буквой познакомили гномики?

Какие звуки обозначаем буквой г?

Что узнали о звуках г и г / ?

Чему научил вас урок?

Какие задания были для вас самыми интересными?

Чья работа из ваших товарищей вам понравилась больше всего?

Жёлтый: Всё получилось, все ли задания были посильны.

Зелёный: Встречались задания, которые не удалось выполнить

Красный: Все задания слишком трудные


Жанна Гурылёва
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [г], [г’]. Буква г»

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Развивающие :

Развивать воображение;

Развивать слуховое внимание м память;

Развивать зрительное внимание и память;

Развивать мимическую моторику.

Образовательные :

Закрепить навыки четкого произношения звуков Г и Г " в слогах , словах, фразах;

Закрепить навык различения звуков Г и Г " на слух и произносительно;

Развивать мимическую моторику;

Развивать мелкую моторику;

Учить детей составлять предложения по схеме с заданным предлогом;

Закрепить использование в речи существительных в родительном падеже;

Закрепить использование в речи относительных прилагательных;

Познакомить детей с графическим изображением звука Г ;

Формировать навык звукового анализа и синтеза .

Воспитательные :

Воспитывать у детей интерес к занятиям ;

Воспитывать положительные личностные качества;

Воспитывать чувство коллективизма;

- обучать правилам поведения в различных видах деятельности.

Оздоровительные :

Обеспечивать двигательную активность во время занятия ;

Формировать правильное дыхание.

ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

Плоскостная фигура гнома Грамотея ;

Касса символов и обозначений, чудо-ромашка;

Картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть зв. Г и Г ";

Фишки, пуговицы, фасоль, рожки, монетки, мозаика, камешки;

Тетради, карандаши;

Индивидуальные зеркала;

Схема предложения;

Две куклы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Занятия по темам : 1) формирование фонематического восприятия;

2) формирование навыка фонематического анализа и синтеза;

3) относительные прилагательные;

4) существительные родительного падежа единственного числа;

5) предлог НА;

6) предложение.

Фонетико-фонематические игры, игры с буквами .

Ход ЗАНЯТИЯ

Орг. момент. Дети заходят в кабинет и встают около своих мест.

Л. Ребята, давайте с вами вспомним сказку про Белоснежку и семь гномов.

Я буду говорить вам про гномика, а вы должны будете изобразить его.

(Детям предлагается изобразить грустного гномика, хмурого, веселого,

злого, ленивого, работящего, серьезного).

Л. Какой первый звук в слове гном ?

(Дети называют звук . После этого дети садятся на свои места.)

Сообщение темы занятия .

Л. Сегодня мы вспомним нам уже знакомый звук Г , поиграем с ним и узнаем

еще кое - что новое о нем.

Работа с индивидуальными зеркалами, обозначение звука символами .

Характеристика звука . Работа с индивидуальными зеркалами.

Л. Ребята, нас услышал еще один гном – гном Грамотей и решил к нам

прийти. Но пришел он не с пустыми руками. Он принес свою сумочку с

обозначениями и символами, чтобы нам помочь. Давайте воспользуемся

помощью нашего гостя.

(Дети самостоятельно достают соответствующие теме занятия символы и

обозначения и прикрепляют их на панно.)

Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук в ладоши » Детям предлагается прослушать ряд звуков ,

слогов, слов и хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук Г .

Проговаривание цепочек слов :

Гуси – гараж – гантели – графин – группа .

Л. Какой первый звук во всех этих словах ? Какое первое слово в ряду? Какое

последнее?

Добавление к целому слову первого звука Г .

Л. Какое слово получится?

Розы, Лина, рад, речка.

Динамическая пауза.

Грач качался в гамаке - наклоны в стороны.

Гуси в волнах на реке - наклоны вперед – назад.

Мимо голуби летели - взмахи руками.

И на веточку присели - приседание.

Веточка качается - покачивание руками

Красиво получается.

Звук Г "

Л. Ребята, отгадайте загадку :

С Чебурашкой дружит он,

Добрый и зеленый.

Знают дети непременно

Крокодила по имени… (Гена)

Какой звук мы слышим в начале слова Гена?

Каким цветом нам нужно его обозначить?

(Дети выставляют на панно символ и обозначение звука Г " ).

Характеристика звука Г " .

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук в ладоши »

Повторение цепочек слов :

Гиря - гитара - герой - гигант - гений.

Л. Значение слов всем понятно?

Какой общий звук во всех этих словах ?

Проговаривание чистоговорки.

Ги – ги – ги – Машенька беги.

Ги – ги - ги – мы ели пироги.

Дифференциация [ Г ] - [ Г " ]

Выставляются две куклы. В руках у них синяя и зеленая сумочки.

Л. К нам в гости пришли две девочки Галя и Герда. Сегодня у них день

рождения. Давайте подарим им подарки. Нам в этом поможет наш гном

Грамотей . Посмотрите он принес нам чудо-ромашку. С ее помощью мы

быстро справимся с этой задачей. Гале мы будем дарить подарки в

названии которых есть звук Г , а Герде в названии которых есть звук Г "

Закрепление навыка речевого дыхания.

(Дети по очереди подходят к ромашке и дуют на нее. Выпавшие

картинки они должны подарить Герде и Гале соответственно.)

Знакомство с буквой Г

Л. Грамотей принес нам фотографию нашего звука Г

(Выставляется карточка с изображением буквы Г )

Л. На что похожа буква Г ?

Рисование буквы в воздухе ;

Изображение буквы рукой .

Печатание буквы в тетрадях .

Выкладывание буквы из различного материала.

Л. Ребята, сейчас нам снова поможет наша чудо-ромашка.

(На панно расположены буквы Г разных цветов . Дети с помощью

дыхательных упражнений сами выбирают материал из которого будут

выкладывать букву .)

Фонематический анализ слогов.

Работа в тетрадях.

Работа над предложением.

Детям предлагается посмотреть на схему предложения с предлогом НА.

Л. Что это? Как вы догадались, что это предложение? Сколько слов в

предложении? Подберите предложения к данной схеме.

(Дети придумывают предложения к схеме)

Л. А теперь замените первый звук в первых словах вашего предложения на

звук Г . Понятен ли вам смысл сказанного? (Нет) Это значит, что каждому

звуку при произнесении слов свое место.

Итог занятия .

Л. Проверка полученных знаний по звукобуквенным домикам .

Как научить ребенка буквам?

Перед Вами очередные простые и интересные задания для дошкольников, которые помогут нашим малышам изучить все буквы русского алфавита.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой русского алфавита — это буква «Г». Итак, что нам нужно будет сделать:

  • Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «Г». Раскрасить большую и маленькую буквы ”Г” в синий цвет.
  • Написать маленькую букву “г” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву “г”. Обсудить кто изображён на картинках? На какую букву начинаются все эти слова?
  • Раскрасить картинку. Узнать герой из какого всем известного мультфильма на ней изображен? На каком музыкальном инструменте играет кот Леопольд. Вставить букву “г” в слове ”гитара”.

Эти задания с буквами Вы можете скачать здесь:

  • Учимся писать букву «Г»:
  • Учимся писать прописные большие и маленькие буквы “Г”.
  • Ищем пять букв «Г» среди других картинок. (Игра в буквы на внимательность).
  • Соединяем цифры от 1 до 9 на картинке. Вставляем букву ”г” в слове ”гусь”.

Видео

Развивающий мультик по теме

Уроки тётушки Совы про букву «Г»