Фавориты российских царей и императоров. Любовниц русских царей

До столетнего юбилея прославленная русская балерина не дожила несколько месяцев - она скончалась 6 декабря 1971 года в Париже. Ее жизнь подобна неудержимому танцу, который по сей день окружен легендами и интригующими подробностями.

Роман с цесаревичем

Изящной, почти крошечной Малечке, казалось, самой судьбой было уготовано посвятить себя служению Искусству. Ее отец был талантливым танцовщиком. Именно от него малышка унаследовала бесценный дар – не просто исполнять партию, а жить в танце, наполнять его безудержной страстью, болью, пленительными грезами и надеждой – всем, чем в дальнейшем будет богата ее собственная судьба. Она обожала театр и могла с завороженным взором часами наблюдать, как идут репетиции. Поэтому не было ничего удивительного в том, что девочка поступила в Императорское театральное училище, а совсем скоро стала одной из первых учениц: занималась много, схватывала на лету, очаровывая публику истинным драматизмом и легкой балетной техникой. Через десять лет, 23 марта 1890 года, после выпускного спектакля с участием юной балерины император Александр III напутствовал заметную танцовщицу словами: «Будьте славою и украшением нашего балета!» А потом был праздничный ужин для воспитанников с участием всех членов императорской фамилии.

Именно в этот день Матильда и познакомилась с будущим императором России, цесаревичем Николаем Александровичем.

Что в романе легендарной балерины и наследника российского престола правда, а что вымысел – спорят много и жадно. Одни доказывают, что отношения их были непорочны. Другие, словно в отместку, сразу же вспоминают о визитах Николая в дом, куда возлюбленная вскоре переехала со своей сестрой. Третьи пытаются предположить, что если любовь и была, то исходила она только от госпожи Кшесинской. Любовная переписка не сохранилась, в дневниковых записях императора встречаются лишь мимолетные упоминания о Малечке, зато много подробностей в мемуарах самой балерины. Но стоит ли им беспрекословно доверять? Очарованная женщина легко может «заблуждаться». Как бы то ни было, в этих отношениях не было пошлости или обыденности, хотя петербургские сплетники соревновались, излагая фантастические подробности «романа» цесаревича «с актрискою».

«Полячка Маля»

Казалось, Матильда наслаждалась своим счастьем, при этом прекрасно отдавая себе отчет в том, что любовь ее обречена. И когда в мемуарах она писала о том, что «бесценный Ники» любил ее одну, а брак с принцессой Аликс Гессенской был основан только на чувстве долга и определен желанием родни, она, конечно же, лукавила. Как мудрая женщина в нужный момент она покинула «сцену», «отпустив» возлюбленного, едва узнав о его помолвке. Был ли этот шаг точным расчетом? Вряд ли. Он, скорее всего, позволил «полячке Мале» остаться теплым воспоминанием в сердце русского императора.

Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связано с судьбой императорской фамилии. Ее хорошим другом и покровителем был великий князь Сергей Михайлович.

Именно его Николай II, якобы, попросил «присмотреть» за Малечкой после расставания. Великий князь на протяжении двадцати лет будет опекать Матильду, которую, кстати, затем обвинят в его гибели – слишком уж долго пробудет князь в Петербурге, пытаясь спасти имущество балерины. Один из внуков Александра II, великий князь Андрей Владимирович станет ее мужем и отцом ее сына – светлейшего князя Владимира Андреевича Романовского-Красинского. Именно тесной связью с императорской фамилией недоброжелатели зачастую и объясняли все жизненные «удачи» Кшесинской

Прима-балерина

Прима-балерина Императорского театра, которой рукоплещет европейская публика, та, которая умеет отстоять свое положение силой обаяния и страстностью таланта, за спиной которой, якобы, стоят влиятельные покровители – такая женщина, конечно же, имела завистников.

Ее обвиняли в том, что она «затачивала» репертуар под себя, отправлялась только в выгодные зарубежные турне и даже специально «заказывала» для себя партии.

Так, в балет «Жемчужина», который шел во время коронационных торжеств, специально для Кшесинской была введена партия Желтой жемчужины, якобы, по Высочайшему указанию и «под давлением» Матильды Феликсовны. Сложно, правда, представить, как эта безупречно воспитанная дама, с врожденным чувством такта, могла побеспокоить бывшего Возлюбленного «театральными пустяками», да еще в такой важный для него момент. А между тем партия Желтой жемчужины стала истинным украшением балета. Ну а после того, как Кшесинская уговорила в «Корриган», представляемый в парижском «Опера», вставить вариацию из любимого ею балета «Дочь фараона», балерине пришлось бисировать, что для «Опера» было «исключительным случаем». Так не на истинном ли таланте и самоотверженной работе основан творческий успех русской балерины?

Стервозный характер

Пожалуй, одним из самых скандально-неприятных эпизодов в биографии балерины можно считать ее «недопустимое поведение», которое повлекло уход с поста Директора Императорских театров Сергея Волконского. «Недопустимое поведение» состояло в том, что Кшесинская заменила предоставленный дирекцией неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а та, недолго думая, обжаловала решение. Дело предали широкой огласке и раздули до невероятного скандала, последствиями которого стал добровольный уход (или отставка?) Волконского.

И снова заговорили о влиятельных покровителях балерины и ее стервозном характере.

Вполне возможно, что на каком-то этапе Матильда просто не смогла объяснить уважаемому ею человеку свою непричастность к сплетням и домыслам. Как бы то ни было, князь Волконский, встретившись с ней в Париже, принял горячее участие в обустройстве ее балетной школы, читал там лекции, а позднее написал великолепную статью о Кшесинской-педагоге. Она же всегда сетовала на то, что не смогла удержаться «на ровной ноте», страдая от предубежденности и сплетен, которые в итоге заставили ее покинуть Мариинский театр.

«Мадам Семнадцать»

Если о таланте Кшесинской-балерины никто не решается спорить, то о ее преподавательской деятельности отзываются, порой, не слишком лестно. 26 февраля 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покинула Россию. Они поселились семьей в французском городе Кап де Ай на вилле «Алам», купленной еще до революции. «Императорские театры перестали существовать, а я не испытывала желания танцевать!» - писала балерина.

Девять лет она наслаждалась «негромкой» жизнь с дорогими ее сердцу людьми, но ее ищущая душа требовала чего-то нового.

После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии. Она переживает, что не наберет достаточного количества учащихся или «провалится» как педагог, но первый урок проходит блестяще, и совсем скоро ей придется расширяться, чтобы принять всех желающих. Назвать Кшесинскую второстепенным педагогом не поворачивается язык, стоит только вспомнить ее учениц, звезд мирового балета – Марго Фонтейн и Алисию Маркову.

Во время жизни на вилле «Алам» Матильда Феликсовна увлеклась игрой в рулетку. Вместе с другой прославленной русской балериной Анной Павловой они коротали вечера за столом в казино Монте-Карло. За свою постоянную ставку на одно и то же число, Кшесинскую прозвали «Мадам Семнадцать». Толпа, тем временем, смаковала подробности того, как «русская балерина» просаживает «царские драгоценности». Говорили, что решиться на открытие школы Кшесинскую заставило желание поправить материальное положение, подорванное игрой.

«Актриса милосердия»

Благотворительная деятельность, которой занималась Кшесинская во время первой мировой войны, обычно уходит на второй план, уступая место скандалам и интригам. Кроме участия в прифронтовых концертах, выступлений в госпиталях и благотворительных вечерах, Матильда Феликсовна принимала активное участие в обустройстве двух современнейших для того времени образцовых госпиталей-лазаретов. Она не перевязывала лично больных и не работала сиделкой, полагая, видимо, что каждый должен заниматься тем, что умеет делать хорошо.

А она умела дарить людям праздник, за что была любима не меньше, чем самые чуткие сестры милосердия.

Она организовывала поездки раненных на свою дачу в Стрельне, устраивала выезды для солдат и врачей в театр, писала под диктовку письма, украшала палаты цветами, или, сбросив туфли, без пуантов, просто танцевала на пальцах. Аплодировали ей, думается, не меньше, чем во время легендарного выступления в лондонском Ковент-Гарден, когда 64-летняя Матильда Кшесинская в расшитом серебром сарафане и жемчужном кокошнике легко и безукоризненно исполнила свою легендарную «Русскую». Тогда ее вызывали 18 раз, и это было немыслимо для чопорной английской публики.

А вот в былые времена никаких звезд не было, потому что не было ни эстрады, ни телевидения. Были царские семьи и прочие аристократы — они и вызывали такой массовый восторг, как сейчас актеры и музыканты. И у них не могло идти речи о пиар-отношениях: женились только на тех, на ком можно было жениться, а возлюбленные становились фаворитами. То есть любовниками.!

Фаворитка Александра II Екатерина Долгорукова

Княжна, аристократка, но — не царевна, потому и выйти замуж за своего возлюбленного не смогла бы. Император дружил с ее родными: Катю встретил всего-то в ее двенадцать. Дал образование всем детям Долгоруковых после смерти их отца, а потом встретил снова шестнадцатилетнюю уже девушку… и влюбился до безумия! А любовницей девушка стать отказывалась!

Впрочем, когда Мария Александровна, царица, слегла с туберкулезом, врачи настоятельно рекомендовали ей воздержаться от интимных контактов с мужем. Это Екатерину устроило, и она официально стала фрейлиной императрицы, чтобы жить рядом с любовником! Родила четверых, заметим, детей. А когда Мария все-таки умерла, император с чистой совестью женился на Кате. Увы, семья ее не приняла, и даже на похороны возлюбленного не пустила, так что пришлось брать детей и уезжать во Францию.

Любовница Александра I Мария Нарышкина

Ей было шестнадцать, она приехала из Польши — княжну выдали замуж за аристократа Дмитрия Нарышкина! Мария поражала всех красотой и вкусом, блистала на балах. Александр I не просто в нее влюбился — он договорился с ее мужем! И, несмотря на наличие у обоих законных супругов, Александр с Марией постоянно появлялись вместе на балах. Но развестись с женой он отказался, и Мария, родившая пятерых детей (минимум четверо — от царя, все — под фамилией официального мужа, который, напомним, был не против!), ушла от Александра.

Открытым остается только один вопрос: это были или Дмитрий просто не смог возразить императору в силу каких бы то ни было угроз?..

Любовница Павла I Анна Лопухина

В девятнадцатилетнем возрасте Анна встретилась императору… и это была роковая встреча. Павел приказал семье Лопухиной перебираться в Петербург, дал всем родственникам хорошие должности и даже титулы. Император покрасил стены Михайловского дворца в цвет ее перчаток! Давал кораблям имя «Анна»! Но в итоге, так как давление общества было сильным, она все-таки ушла от царя и вышла замуж. Павел верил, что Анечка вернется, но два года спустя погиб — так что так она и осталась с мужем. Гагариным, но в сердце

Любовница Николая II Матильда Кшесинская


Прима-балерина и автор удивительно увлекательных мемуаров! Она жила в особняке в Петербурге, купленном ей влюбленным царем, и четыре года они там встречались. Николай не был тогда наследником, просто царским сыном, и искренне надеялся жениться, но не сложилось. И когда пришлось становиться императором, от Матильды он ушел. Кшесинская же начала встречаться с двоюродным братьями императорского рода, с двумя одновременно, и так и не знала, кто отец из двоих! Но в итоге вышла замуж за одного из братьев, уехала в Париж, открыла балетную школу. А Николай погиб в ходе революции.

Журналист ДжоИнфоМедиа Диана Линн напоминает, что, на самом деле, таких любовниц и у современных власть имущих достаточно… Пусть же общество наконец перестанет давить на людей, чтобы они смогли встречаться и жить вместе в открытую!

Ее звали "мадам семнадцать". Виной тому было ее пристрастие к игре в рулетку в казино Монте-Карло и постоянная ставка на число 17. Именно в таком возрасте, 23 марта 1890 года, состоялась впервые ее встреча с наследником царского престола Николаем Александровичем или Ники. Эта встреча определила всю дальнейшую судьбу Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кржезинской или в более известном нам варианте, Матильды Феликсовны Кшесинской. Чем больше читаю об этой известной балерине, о ее жизни, любви, творчестве, тем чаще задаю себе один и тот же вопрос: а кем и чем бы она была без поддержки Романовых? Кто она больше - куртизанка или все же роковая женщина? Авторы многих повествований очень старательно обходят эту тему, как бы "смазывая" эту грань "таланта" Матильды Кшесинской. Но на самом деле все не так просто и это подтверждают многочисленные воспоминания ее современников и поступки самой балерины.

Томсон М.Н. Матильда Кшесинская 1991

Мир театра не так-то и прост, если для обычных зрителей - это праздник, то для служителей мельпомены - это борьба за жизнь, интриги, взаимные претензии и умение сделать все, чтобы тебя заметили вышестоящие мира сего. Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц. Но таких было меньшинство, большинству же была уготована печальная участь "вспыхнуть яркой звездой" на сцене и тихо затем угаснуть вне ее. Матильда Кшесинская этой участи избежала...

Матильда Феликсовна Кшесинская в одной из ролей в балете "Ненюфар" 1890

Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной "балетной" - она родилась 31 (19 по старому стилю) августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской) в Петербурге. Матильда стала последним, тринадцатым ребенком в этой семье и имела ласковое имя - Маля, Малечка. Старшая дочь Феликса Кшесинского, Юлия, танцевала вместе с отцом и часто на фотографиях сегодня ее путают с Матильдой Феликсовной. Балетным стал также и брат Матильды - Иосиф. Вот в такой атмосфере мира театра и росла юная Малечка.

Родители Матильды Кшесинской - мать Юлия Долинская и отец Феликс Кшесинский

Сестра Матильды Кшесинской - Юлия - Кшесинская 1-я

Сестра Матильды Кшесинской с отцом Феликсом Кшесинским во время одного из спектаклей

В 8 лет она стала приходящей ученицей в Императорском театральном училище, а в 15 лет брала уроки у Христиана Иогансона, который стал ее учителем на долгие годы, даже после того, как она стала признанной артисткой балета. Весной 1890 года после окончания училища она была зачислена в группу Мариинского театра и в первый же свой сезон станцева­ла в 22 балетах и 21 опере.

Юная Малечка... и стойка у нее на этом фото уже балетная 1880

Неплохо для начала... и может показаться, что только талант тому виной. Но так ли это? На самом деле не совсем так - 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена как раз и состоялась первая встреча будущего императора Николая II, юноши флегматичного и вялого, с веселой и жизнерадостной полячкой. Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал... мужчиной. После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу ".

Наследник российского престола
Николай Александрович Романов

Матильда Кшесинская 1889

По-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и... подарки, по-настоящему царские. Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котором Матильда выгравировала две даты - 1890 и 1892 - первая встреча и первый приезд к ней домой.

Император Николай II

Но...их любовь была обречена и уже после 7 апреля 1894 года, когда было официально объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской, Николай больше ни разу не приезжал к Матильде. Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на "ты" и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь.

Великий князь Сергей Михайлович Романов

Но... как говорится, свято место пусто не бывает: "В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой Великий князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда наследник впервые привез его ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила " - так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила... однако быстро и опять... Романова.

И ничего нет удивительного, что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее. Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился наверх не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Но дадим слово свидетелям, особенно хорошо об этом написано у Владимира Аркадьевича Теляковского, директора императорских театров, в его "Воспоминаниях".

Вера Трефилова и Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская в балете "Талисман" 1898

"М. Кшесинская прекрасно танцевала и была также бесспорно выдающаяся русская балерина. Для (Кшесинской)... успех на сцене был средством: стремления ее были более грандиозны и обширны, и роль только балерины, хотя и выдающейся, не удовлетворяла ее смолоду. М. Кшесинская уже на тринадцатом году службы вышла по собственному желанию из состава балетной труппы. Силы свои она берегла для другой цели. М. Кшесинская была женщина бесспорно умная. Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется ."

Матильда Кшесинская в балете "Баядерка" 1900

Матильда Кшесинская в ролях

Матильда Кшесинская с отцом

Из воспоминаний В.А.Теляковского (В.А.Теляковский "Воспоминания", Театральныей мемуары, Ленинград, 1965)

"Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать
другим.

Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: "- Не дам, это мой балет."

Начались - телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить»".

Матильда Кшесинская в балете "Дочь Фараона" 1900

Великий князь Сергей Михайлович любил Матильду Кшесинскую преданно 25 лет. Он ее баловал, защищал, спасал... В Стрельне на имя Кшесинской им была куплена великолепная дача. Позже она напишет: "Чтобы меня хоть немного утешить и развлечь, Великий князь Сергей Михайлович баловал меня как мог, ни в чем мне не отказывал и старался предупредить все мои желания ".


Знаменитый особняк Кшесинской в Петербурге Фото начала ХХ века

"...Возникает вопрос: как нищая танцовщица Матильда Кшесинская стала одной из богатейших женщин России? Жалованье солистки Мариинского театра? Да она больше на наряды тратила! Связь в 1890-1894 гг. с наследником престола цесаревичем Николаем? Там тоже были гроши. В конце 1890-х гг. Кшесинская покупает загородный дворец в Стрельне. Балерина капитально отремонтировала его и даже построила собственную электростанцию. «Многие мне завидовали, так как даже во дворце [Зимнем. — А. III.] не было электричества», — с гордостью отмечала Кшесинская. В Стрельненском дворце Кшесинской накрывались столы на тысячу с лишним персон. В день рождения Матильды даже менялось железнодорожное расписание поездов, проходивших через Стрельню.
Весной 1906 г. Кшесинская покупает участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказывает проект дворца архитектору Александру фон Гогену. К концу 1906 г. двухэтажный дворец закончен. Его длина 50, а ширина 33 м. О дворце писали — все было построено и обставлено по желанию и вкусу Кшесинской: зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т.д. Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с прилегающим садом — маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник — георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей. Любила Матильда попить молочка. Был, разумеется, и большой зимний сад. Откуда все это? Нетрудно догадаться, что источником благосостояния Матильды... был огромный военный бюджет России
."



Матильда Кшесинская в зимнем саду своего особняка 1916

Тот самый бюджет, к которому имели доступ Великие князья и в частности Сергей Михайлович. Во всех своих ролях она "блистала": выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами... Ее облуживал сам Фаберже и делал многие вещи по заказу Великих князей. Да, она танцует все это время, но балет для нее не работа, а всего лишь развлечение, хотя, надо отдать должное, она талантлива и все делает для того, чтобы быть в форме. И все, для того, чтобы убрать конкурентов и конкуренток! На этот счет есть интересная запись в мемуарах великой балерины Тамары Карсавиной.

Матильда Кшесинская в балете "Эсмеральда" 1898-1899

Карикатура на Матильду Кшесинскую

Из воспоминаний балерины Тамары Карсавиной (Тамара Карсавина "Театральная улица", 1929, глава 13)

" Я вспоминаю еще один случай со штрафом, имевший серьезные последствия. Он произошел во время директорства Волконского. Однажды Матильда Кшесинская надела на спектакль свой собственный костюм, проигнорировав распоряжение Волконского выйти на сцену в костюме, специально сшитом для роли. На следующий день она была оштрафована. Кшесинская рассердилась и стала добиваться отмены, и через несколько дней в «Вестнике» появился приказ министра двора об отмене штрафа. Князь Волконский тотчас же подал в отставку. Его заслуженно очень любили, и общество с негодованием восприняло неуважение, проявленное по отношению к одному из своих членов. В театре стали происходить враждебные манифестации, направленные против Кшесинской, — дорого она заплатила за свой кратковременный триумф. В ту пору она находилась на вершине своего таланта. По виртуозности она не уступала Леньяни, а по актерским качествам даже превосходила ее.

Матильда сама выбирала время для своих спектаклей и выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, на время которых прекращала регулярные занятия, и безудержно предавалась развлечениям. Всегда веселая и смеющаяся, она обожала приемы и карты; бессонные ночи не отражались на ее внешности, не портили ее настроения. Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза.

С самого начала она проявляла ко мне большую доброту. Однажды осенью, в первый сезон моей работы в театре, она прислала мне приглашение провести выходные дни в ее загородном доме в Стрельне. «Не трудись брать с собой нарядные платья, — писала она, — у нас здесь по-деревенски. Я пришлю за тобой». Мысль о скромности моего гардероба сильно беспокоила меня. Матильда, по-видимому, догадалась об этом. Она подумала и о том, что я не знаю в лицо ее секретаря, поэтому приехала за мной на станцию сама. У нее гостила небольшая группа друзей. В роли хозяйки Матильда была на высоте. У нее был большой сад неподалеку от побережья. В загоне жило несколько коз, одна из них, любимица, выходившая на сцену в «Эсмеральде», ходила за Матильдой словно собачка. Весь день Матильда не отпускала меня от себя, оказывая бесчисленные знаки внимания... У меня создалось впечатление, что все окружающие подпадали под обаяние ее жизнерадостной и добродушной натуры. Но даже я при всей своей наивности понимала, что окружавшие ее лизоблюды источали немало лести. И это вполне объяснимо, принимая во внимание то положение, которое занимала знаменитая танцовщица, богатая и влиятельная. Зависть и сплетни постоянно следовали за ней. Весь тот день меня не покидало чувство недоумения — неужели эта очаровательная женщина и есть та самая ужасная Кшесинская, которую называли бессовестной интриганкой, разрушающей карьеры соперниц.,

- Если кто-нибудь тебя обидит, приходи прямо ко мне. Я за тебя заступлюсь, — позже сказала она и впоследствии сдержала слово: ей представилась возможность вмешаться и вступиться за меня. Я стала получать значительно меньше ролей, выяснилось, что директору внушили, будто у меня слишком много работы. Одна знаменитая балерина, не принадлежавшая, по-видимому, к числу моих доброжелательниц, неожиданно проявила чрезмерную заботу о моем здоровье, попросив директора не перегружать меня, поскольку я больна чахоткой. Директор, введенный таким образом в заблуждение этой напускной заботой, проявляя истинное сочувствие, стал постепенно сокращать мой репертуар."

Великий князь Андрей Владимирович

Все мы уже устали от шума вокруг еще не вышедшего в прокат фильма «Матильда». Прежде чем готовиться к Крестовому походу против Алексея Учителя, стоит немного разобраться в исторической подоплеке. Любовный роман последнего императора и балерины – это просто детский лепет по сравнению с похождениями других правителей России. И даже несмотря на то, что Николай II был канонизирован РПЦ, он, в первую очередь, был человеком с человеческими желаниями и потребностями. Как все начиналось? Почему в патриархальной стране поселились такие нравы? Кто нарушил императорский кодекс и поплатился за это жизнью? Рассказываем в этом материале.

Правившая в России более трехсот лет династия Романовых считалась одной из самых могущественных и любвеобильных в Европе. Причем своими амурными делами славились как мужчины, так и женщины. Авторитет царской особы не должен был подвергаться сомнению – это был один из основных столпов, поддерживающих династию. Среди монарших особ действовал негласный свод правил поведения со своими фаворитами. Такие связи, как правило, усердно скрывались, побочные дети отдавались на воспитание в благородные семьи, а «испорченные» барышни замуж. Своих любимцев было принято поощрять подарками и часто менять, но ни в коем случае не вступать с ними в неравные (морганатические) браки, чтобы не замарать царское имя и благородную кровь. В основном, все правители придерживались этого кодекса.

Женщины Петра I

Петр I – не только великий реформатор, первый русский император, талантливый стратег и просто хороший плотник. Именно он совершил первую сексуальную революцию в России. Надышавшись свободным европейским воздухом в путешествиях, Петр не захотел возвращаться в темные и тесные московские терема своих богобоязненных предков. Молодой и энергичный император так возненавидел старую столицу, что решился на радикальные меры. Так вырос Петербург, а вместе с ним пришли к нам европейские нравы и порядки.

Петр реформировал не только патриархальную страну, но и собственную личную жизнь. Нелюбимую жену заточил в монастырь, непослушного царевича заморил в крепости, возвел на престол простолюдинку легкого нрава. У Великого императора было огромное количество любовниц, к которым он быстро остывал, и множество незаконных детей. Последней любовью Петра считается княжна Мария Кантемир, которая должна была родить императору ребенка. Официальная жена императора – в будущем императрица Екатерина I, опасаясь, что муж может оставить ее ради новой любовницы, подкупила доктора, чтобы тот прервал беременность Марии. По другой версии, у княжны родился мальчик, но долго не прожил. Как бы то ни было, расчетливая Екатерина и ее приближенные наверняка приложили руку к разрыву Петра и Марии.

Екатерина I, пожалуй, одна из самых уникальных женщин в русской истории. Она прошла нелегкий путь от служанки и любовницы до императрицы. Именно она стала эталоном для будущих правительниц. Екатерина добилась многого, но создал ее все-таки Петр.

Мария Кантемир

Век императриц

XVIII век – первый и последний век в русской истории, когда страной управляли женщины. Обе Екатерины, Елизавета и Анна в рутине государственных дел, находили время и на многочисленных любовников, которые, благодаря близкой дружбе с правительницами, строили блестящие карьеры в армии и при дворе.

Будучи всем обязанной милости Петра, Екатерина I, обладая натурой ветреной, не собиралась хранить ему верность. Доподлинно известна ее связь с Виллимом Монсом – камергером императорского двора. Петр, узнав о неверности своей супруги, решил жестоко проучить ее. Монса казнили, а его заспиртованную голову приказано было отнести в покои императрицы.

С женщинами Петр не церемонился. Свою племянницу Анну Иоанновну он выдал замуж почти силой для упрочения своих завоеваний во время Северной войны. Через два месяца после свадьбы муж неожиданно умер, и Анна осталась семнадцатилетней вдовой, одна в дикой для нее Курляндской земле. Долгие годы ее единственным любовником был Петр Бестужев-Рюмин, который мало того, что был старше почти на 30 лет, так еще и беспощадно изменял ей. После его отъезда в ее жизни появляется курляндский дворянин Эрнст Иоганн Бирон, которого она позже забрала с собой в Петербург в качестве неофициального супруга. И все же на фоне других императриц Анна выглядит совсем скромницей.

Елизавета – дочь Петра I и Екатерины 1 совершила в 1741 году переворот, вернув престол прямой линии своего отца. Ее жизнь была похожа на сплошной карнавал, состоящий из балов, маскарадов и молодых любовников. Прибывшая к ее двору в качестве невесты будущего наследника София Августа Фредерика – будущая императрица Екатерина II многому научилась у дочери Петра и во многом обогнала свою предшественницу.

Екатерина II – единственная из четырех императриц имела политический талант и огромную работоспособность. Однако государственные дела не мешали Великой императрице приятно проводить время. В ее покоях успели побывать более двадцати официальных фаворитов. У Екатерины было несколько внебрачных детей, которые сразу же после рождения передавались на воспитания в дворянские семьи.

Тайна происхождения единственного законного сына Екатерины императора Павла I до сих пор вызывает споры. По некоторым данным, его настоящим отцом являлся не император Петр III − законный, но нелюбимый супруг Екатерины, а ее первый фаворит Сергей Салтыков. Если это действительно так, то династия Романовых пресеклась еще в середине XVIII века.

Как получилось, что в патриархальной стране женщины вели столь раскованный образ жизни? Как ни парадоксально, но прекрасный пол был обязан своими правами мужчине! Петр I раскрепостил русскую женщину. Он позволил ей посещать мужские собрания, ослабил церковные тиски, приучил к парижским туалетам и всячески поощрял женское образование. Дамы воспользовались своей свободой в полной мере. Четыре императрицы не только были примером для других, но и выступали неким гарантом женских прав.

XIX век снова отодвинул прекрасный пол на второй план. Своим указом о престолонаследии Павел I исключил все возможности передачи власти женщине.


Екатерина II

Несчастливый брак Александра I

Начало XIX века ознаменовалось последним в истории России дворцовым переворотом. В марте 1801 года заговорщики расправились с Павлом I и возвели на престол его старшего сына Александра, эпоха правления которого считается одной из самых противоречивых в истории России. Немало вопросов вызывает и личная жизнь монарха.

Отношения императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны (Луизы Марии Августы Баденской) всегда были далеки от идеала. Они поженились в 1793 году еще при жизни бабки Александра Екатерины Великой. Короткий период любви быстро закончился, когда молодые люди поняли, что их характеры и взгляды несовместимы. Александр быстро потерял интерес к некогда любимой жене. Елизавета, пораженная пышностью русского двора, тяжело привыкала к новой жизни. Муж был ее единственной опорой. Когда же он начал отдаляться, она осталась в полном одиночестве. Вскоре Александр Павлович, уже не стесняясь, начал заводить интрижки на стороне.

Будучи по своей природе натурой романтической, Елизавета вскоре сошлась с другом Александра Адамом Чарторыйским. И, каким-то чудом, спустя пять лет, в бездетной семье наследника родилась дочь Мария. При дворе сразу поняли, что к чему. Чарторыйского незамедлительно выслали из Петербурга.

Елизавета замкнулась и сосредоточилась на ребенке, который, по злой воле судьбы, прожил всего год. В это время ни для кого в Петербурге не было тайной, что Александр состоял в связи с Марией Нарышкиной. Эти отношения завершились в 1813 году, когда император окончательно устал от бесконечных измен своей любовницы. До сих пор неизвестно, были ли у них общие дети. Некоторые историки утверждают, что дочь Нарышкиной Софья была ребенком царя. Александр I очень любил девочку, и когда она скончалась в шестнадцатилетнем возрасте, долго не мог прийти в себя.

Отношения супругов напоминали плохую декорацию, и Елизавету не очень-то и жалели. Придворные презирали ее за то, что она не пыталась вернуть расположение мужа, а вдовствующая императрица плела против нее интриги. Вскоре в жизни Елизаветы появилась новая любовь: ее избранником стал штаб-ротмистр Алексей Охотников. Трепетные и страстные отношения любовников длились несколько лет и оборвались трагически. В 1806 году Охотников умер от туберкулеза. В этом же году Елизавета родила девочку, и этот ребенок тоже прожил недолго.

После всех любовных неудач и трагических жизненных перипетий Александр и Елизавета вновь сблизились, и последние годы жизни окружили друг друга вниманием и дружеской поддержкой. Александр умер 19 ноября 1825 года. Елизавета скончалась меньше чем через год после его смерти.


Елизавета Алексеевна

Роковая страсть Александра II

Александр II – единственный император, который нарушил правила негласного кодекса и не посчитался с интересами династии. Он вывел из тени свою любовницу и этим навлек на себя гнев семьи и родовитого дворянства, что, по мнению некоторых историков, и привело к его трагической гибели.

Члены императорской семьи с ранних лет отмечали необычайную влюбчивость будущего императора. Бесконечными увлечениями сына Николай I был крайне недоволен и неоднократно делал ему выговоры. Когда наступило время выбирать невесту, Александр со свитой отправился в Европу. В небольшом немецком городе Дармштадт он встретил свою будущую жену – впоследствии императрицу Марию Александровну. Желание наследника жениться на дармштадской принцессе родители приняли без энтузиазма – в высших кругах ходили слухи о неблагородном происхождении девушки.

Волнения коронованных родителей на этом не закончились. В Англии у цесаревича начался роман с юной королевой Викторией. Сложившаяся ситуация была с тревогой воспринята как в Лондоне, так и в Петербурге. Влюбленным пришлось расстаться под нажимом государственных интересов. Перепуганному Николаю пришлось согласиться на брак сына с принцессой из Дармштадта.

Будучи женатым человеком, Александр Николаевич также часто увлекался. В отличие от своей предшественницы Мария Александровна не могла спокойно смотреть на постоянные измены мужа, но упрекнуть его она не могла – так было не принято. Однако тогда никто не мог предположить, что одна из мимолетных интрижек императора перерастет в глубокое чувство.

История любви Александра II и Екатерины Михайловны Долгорукой представляет собой хорошую основу для написания любовного романа. Поначалу неприступная девушка отказывала настойчивому ухажеру, который к тому же был старше ее на 29 лет, но император добился своего. В 1866 году Екатерина обрела статус единственной любовницы Александра II, и последующие четырнадцать лет император вел двойную жизнь. Имея законную супругу, в письмах он называл Долгорукую своей «маленькой женушкой», она сопровождала его во всех путешествиях. Вскоре стали появляться дети. Император поселил любовницу с детьми в Зимнем дворце рядом со своей семьей. Придворные сочувствовали несчастной императрице и все более враждебно относились к легкомысленному Александру. Официальный брак императора стал чистой формальностью.

22 мая 1880 года императрица скончалась. Выждав год траура, Александр принял решение вступить в законный брак с любовницей. Это был настоящий удар по семье и династии. Но не прошло и года, как император пал жертвой террористов. Некоторые историки убеждены, что покушение имело успешный итог благодаря умышленному недосмотру со стороны полиции. Звучит довольно правдоподобно, учитывая то, что авторитет Александра II после женитьбы на Долгорукой упал окончательно.

Екатерина Михайловна пережила его на 41 год, увидела падение династии и крах Российской империи. Всю оставшуюся жизнь она бережно хранила вещи императора в миниатюрном домашнем музее, писала воспоминания и жила исключительно прошлым. Сложно упрекнуть ее в неискренности и властолюбии, которые когда-то приписывало ей общество.


Екатерина Долгорукова

Александр III – император поневоле

Александр III был вторым по старшинству сыном Александра II и к трону его не готовили. И задатков у него для такой роли не было: он был неуклюж, ленив, равнодушен к наукам и в отличие от других Романовых плохо держался в седле. Наследником был старший – Николай или Никс, как его называли дома. Александр очень любил старшего брата и всегда смотрел на него восторженными глазами. Николай был красив, талантлив и всесторонне развит. У него уже была невеста – датская принцесса Дагмар. Саша наверняка втайне мечтал о жизни брата. И кто бы мог подумать, что он ее получит.

В юности Александр пережил трагическую историю любви. Он безумно влюбился в фрейлину своей матери – Марию Мещерскую. Влюбленные писали друг другу письма, тайно встречались в парке. Александр не раз умолял отца позволить ему жениться на Мещерской, но император был непреклонен. У него были свои планы насчет женитьбы сына, пусть даже он и не был наследником.

В возрасте 21 года всеми любимый Никс скончался после тяжелой болезни. Наследником, вопреки опасениям членов императорской фамилии, был назначен Александр Александрович. В него не верили даже родственники, но закон престолонаследия нарушить не осмелились. Горе сблизило его с принцессой Дагмар, хотя он и продолжал думать о Мещерской. Император дал понять сыну, что выбора у него нет. Вскоре было объявлено о помолвке наследника и датской принцессы. Это брак стал счастливым для обоих.

Жизнь Мещерской оборвалась в расцвете лет. Она вышла замуж за миллионера Павла Демидова, который обожал ее и купал в роскоши. В возрасте 24 лет Мария умерла при родах. За несколько дней до смерти она призналась своей подруге, что никого и никогда не любила, кроме Саши.


Мария Мещерская

Николай и Матильда

Николай II пошел в отца. Он был примерным семьянином, любящим мужем и прекрасным отцом. К сожалению, он не состоялся только как правитель.

Его отношения с Матильдой Кшесинской были инициированы Александром III, который переживал, что скромный и стеснительный Ники все никак не может научиться правильно обращаться с женщинами. Балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская была выбрана для наследника не случайно. Мариинский театр в XIX веке называли борделем при дворце. Многие великие князья и даже сами императоры имели романы с танцовщицами театра.

Судя по оставленным воспоминаниям, ухаживания Николая за Матильдой были вымученными и нерешительными. Он никогда не питал к ней особенно глубоких чувств, их отношения больше походили на дружбу. Всем при дворе, включая родителей наследника, было известно, что Николай был влюблен в принцессу Алису Гессенскую и мечтал жениться на ней. Император был против этого союза, несмотря на постоянные просьбы сына.

В 1894 году состояние здоровья Александра III ухудшилось. Предчувствуя скорую смерть, император позволил Николаю взять в жены Алису, нареченную в православии Александрой Федоровной. Влюбленные не могли поверить своему счастью.

Николай на многое пошел ради жены и детей. Ради больного сына он терпел присутствие Распутина, деятельность которого прямо повлияла на падение авторитета императорской четы в народе. Ради безопасности семьи он подписал отречение от престола. Даже в сибирской ссылке он до последнего надеялся, что сможет защитить их.

Матильда Кшесинская не горевала после женитьбы Николая. Ее любовниками были великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. В 1921 году во Франции она вышла замуж за последнего. Матильда умерла в 1971 году в возрасте 99 лет, оставив после себя книгу воспоминаний. Судя по всему, скоро ее мемуары станут бестселлером.


Александра Федоровна

Публикации раздела Музеи

Портреты фаворитов российских императоров

Д амы и кавалеры, от которых сходили с ума наши государи, вошли в историю. А некоторые из них - и в историю русского искусства. Взглянем на самые интересные портреты возлюбленных монархов и попытаемся угадать, в чем было их обаяние .

Василий Голицын

Неизвестный художник. Портрет Василия Голицына. XVII век. Государственный исторический музей

Фаворит царевны Софьи Алексеевны - регентши Русского государства во время малолетства Ивана V и Петра I . Голицын возглавлял правительство, предводительствовал войсками и был известен как любитель европейской культуры. Какие именно отношения связывали князя его покровительницей, неизвестно. Алексей Толстой в «Петре Первом» рисует убедительную картину пылкой плотской страсти, но доказательств у него нет никаких.

Портрет Голицына кисти неизвестного художника наивен по стилю и пропорциям - в XVII веке в Русском царстве умели писать лишь такие примитивистские парсуны. Над головой князя изображен герб его рода, в руках у него зримый знак его политических успехов - текст «Вечного мира» с Речью Посполитой. На груди - награда за поход против крымского хана 1687 года. Выписать соболя и бархат художнику удалось лучше, чем передать внешность Голицына, - вряд ли он был так сгорблен. Лицо у него, кажется, привлекательное, по крайней мере бороду он, наперекор обычаю, брил, оставляя усы на польский манер. Современники его за такое франтовство осуждали.

Мария Кантемир

Иван Никитин. Предположительно, портрет Марии Кантемир. 1710–20-е. ГМЗ «Новый Иерусалим»

Мария была дочерью свергнутого правителя Молдавии, нашедшего убежище при дворе Петра Великого. Ее брат Антиох стал одним из первых поэтов Российской империи, а сама она - фавориткой императора. В 1722 году Мария оказалась беременной, причем внимание Петра Великого к ней было так велико, что некоторые придворные ожидали его развода с безродной Мартой Скавронской ради женитьбы на молдавской «принцессе», чья мать вдобавок была из византийских Кантакузенов. Но новорожденный умер, а Петр к Марии охладел. Спустя два года, узнав о романе жены с Виллимом Монсом, император снова вернулся к Марии, но через несколько месяцев скончался. Она поселилась в имении, жила в достатке, осталась незамужней и умерла в 57-летнем возрасте.

Сохранившийся портрет изображает либо Марию, либо ее сестру. Он написан Иваном Никитиным - первым русским портретистом, научившимся писать на европейский манер. Кстати, именно Петр послал его учиться в Италию. Девушка на картине Никитина одета в сдержанный наряд благородных темных цветов, украшенный драгоценностями и тонкими кружевами, которые в те времена стоили огромных денег. Мантия, отделанная горностаем, указывает на ее княжеское достоинство.

Эрнст Бирон

Неизвестный художник XIX века (с оригинала Луи Каравака, 1730). Портрет Эрнста Бирона. Государственный исторический музей

Мрачный фаворит Анны Иоанновны, благодаря которому в русском языке появилось слово «бироновщина», обозначающее и государственное насилие пополам с глупостью, и засилье немцев. Отношения Анны с Бироном длились много лет - бедный молодой человек стал ее секретарем, когда она была еще вдовствующей герцогиней Курляндской. Став императрицей всероссийской, Анна захватила его с собой в Петербург и обеспечила фавориту титул своего покойного мужа. После смерти покровительницы Бирон поссорился с Анной Леопольдовной, был сослан. Умер он уже при Екатерине Великой, вернувшей ему герцогство, в 82-летнем возрасте.

Картина неизвестного художника (возможно, копия работы Каравака) - самое раннее из известных изображений Бирона. Здесь он, в отличие от других своих портретов, без знаков герцогского титула (горностаевой мантии и короны на подушке). Значит, полотно относится к тому периоду, когда он уже был фаворитом Анны, но еще не стал Курляндским герцогом.

Иван Шувалов

Федор Рокотов. Портрет Ивана Шувалова. 1760. Государственный Эрмитаж

Последний фаворит императрицы Елизаветы Петровны был младше ее на 18 лет. Шувалов обладал веселым, добрым нравом, за почестями и деньгами не гнался, в политику не лез, от графского титула отказался. Любил искусство и науки - вместе с Ломоносовым основал Московский университет и Академию художеств . После смерти императрицы жил за границей и собирал искусство.

Великий русский портретист Федор Рокотов также многим обязан Шувалову - по его приглашению он приехал в Петербург, и по устному приказу мецената его приняли в Академию художеств. Мягкая живописная манера Рокотова очень удачно подходит к кроткому характеру Шувалова. Это ранняя работа начинающего Рокотова, причем написанная не с натуры, а с вариациями скопированная с портрета Шувалова кисти Токе.

Елизавета Воронцова

Алексей Антропов. Портрет Елизаветы Воронцовой. 1762. Государственный исторический музей

Фаворитка императора Петра III, который открыто высказывал ей такое восхищение, пренебрегая своей женой Екатериной Великой, что в Петербурге совершенно серьезно ждали развода и нового брака. Это, кстати, было одним из поводов к перевороту, который возвел Екатерину II на престол. Воронцова была очень некрасива, нечистоплотна, толста, с широким лицом и оливковой кожей, покрытой рубцами после оспин. Почему Петр III высказал такой «прискорбный вкус» - непонятно. В новое царствование Воронцова вышла замуж, при дворе не появлялась и умерла в 52 года.

Портрет кисти Антропова - пример того, как историки искусства датируют картины. На груди Воронцовой изображен осыпанный бриллиантами императорский портрет - знак камер-фрейлины. Петр III пожаловал ее этим званием сразу после вступления на престол в январе 1762 года. А вот ленты ордена Святой Екатерины, которую она получила 9 июня того же года из его рук, на картине нет. Значит, Антропов писал портрет в эти полгода царствования Петра III. Картина выглядит неприглядно - во-первых, она осталась незаконченной, видимо, из-за переворота; во-вторых, она сильно пострадала от времени. Кстати, Антропов исполнял для императора и другие заказы - редкий пример интереса Петра III к россиянину, а не к иностранцу. Видимо, именно Воронцова обратила внимание императора на этого художника.

Платон Зубов

Иоганн-Баптист Лампи Старший. Портрет Платона Зубова. 1793. Третьяковская галерея

У Екатерины Великой было столько фаворитов, и все такие красавцы, что выбрать, про чей портрет писать, честное слово, трудно. Возьмем, к примеру, Платона Зубова - последнего фаворита императрицы. Ей было 60, ему 22, когда их отношения начались. Вместе они провели семь лет, до самой ее смерти, она называла его «резвушка» и осыпала бриллиантами. Придворные его ненавидели и считали посредственностью.

Портрет кисти заезжего австрийца Лампи Старшего создан примерно на четвертом году фавора Зубова. Стройный красавец в напудренном парике здесь изображен как интеллектуал и государственный деятель (за письменным столом с картой Польши, документами и чернильницей), который думает о судьбах России и днем и ночью (одет в домашний халат).

Екатерина Нелидова

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Нелидовой. 1793. Русский музей

Фаворитка императора Павла I , который, видимо, унаследовал от отца любовь к некрасивым женщинам: Нелидова была дурна лицом и мала ростом, хотя имела отличную осанку и красивую фигуру. Она служила фрейлиной сначала у первой супруги Павла - рано умершей великой княгини Натальи Алексеевны, затем у второй - императрицы Марии Федоровны, с которой очень подружилась. Через несколько лет Павел сменил Нелидову на Лопухину. Бывшая фаворитка осталась старой девой , жила в своей старой альма матер - Смольном институте благородных девиц, и помогала Марии Федоровне в ее благотворительных делах.

Портрет кисти Левицкого входит в знаменитую серию «Смолянки», изображающую институток в театральных костюмах. 15-летняя будущая фаворитка выступает здесь в роли субретки - кокетливой горничной из оперы Перголези. Она наряжена в театральный костюм и стоит в танцевальном па из менуэта.

Мария Нарышкина

Сальваторе Тончи. Портрет Марии Нарышкиной. 1-я половина XIX века. ГМЗ «Павловск»

Почти пятнадцать лет Мария Нарышкина и ее дети были второй семьей императора Александра I . Впрочем, положение фаворитки не мешало ей благодетельствовать и другим красавцам. Ее последний роман с князем Григорием Гагариным от которого, видимо, она родила мальчика, привел к окончательному разрыву императора с возлюбленной.

На портрете кисти итальянского живописца Сальватора Тончи прекрасная Нарышкина изображена по всем законам царившего тогда стиля ампир - никакой показной роскоши, позолоты, пудры. Фаворитка одета в простое белое платье по античной моде и так же просто причесана.

На этом традиция русских портретов фаворитов прерывается - император Николай I хотя и не соблюдал верность жене, своих любовниц не афишировал. При следующих императорах же появились две модные новинки - фотография и викторианская мораль. Поэтому лицо многолетней подруги Александра II светлейшей княгини Юрьевской, мы знаем по многочисленным фотографиям, а не по портретам маслом. А его сын и внук Александр III и Николай II были образцовыми супругами.