Кубасов валерий николаевич биография. Летчик-космонавт ссср – кубасов валерий николаевич. «Рукопожатие в космосе»

Полёты в космос

Первый полёт: с 11 по 16 октября 1969 года в качестве бортинженера КК «Союз-6» вместе с Г. С. Шониным. Во время полёта впервые в мире были проведены эксперименты по проведению сварочных работ в космосе на разработанной в ИЭС имени Е. О. Патона аппаратуре. Позывной: «Антей-2». Продолжительность полёта: 4 суток 22 часа 42 минуты 47 секунд.

Второй полёт: с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера КК «Союз-19» по программе ЭПАС вместе с А. А. Леоновым. В ходе полёта впервые была выполнена стыковка на орбите кораблей разных стран - «Союз-19» (СССР) и «Аполлон» (США). Позывной: «Союз-2». Продолжительность полёта: 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунда.

Третий полёт: с 26 мая по 3 июня 1980 года в качестве командира КК «Союз-36» по программе советско-венгерской экспедиции посещения (ЭП) ОС «Салют-6», вместе с Б. Фаркашем (ВНР). Позывной: «Орион-1». Продолжительность полёта: 7 суток 20 часов 45 минут 44 секунды.

После ухода из отряда космонавтов продолжил работать в НПО «Энергия» в должности заместителя руководителя 5-го отделения Главного конструкторского бюро (ГКБ). С 28 ноября 1997 года был научным консультантом в 887-м отделе РКК «Энергия» имени С. П. Королева.

Награды и звания

Дважды Герой Советского Союза (1969, 1975);
три ордена Ленина;
медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность;
золотая медаль имени К. Э. Циолковского (АН СССР);
золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI);
Герой Венгерской Народной Республики (1980);
золотая медаль «За заслуги в развитии науки и перед человечеством» (ЧССР);
медаль «Народная техника» (Югославия).

Общественные награды:

премия «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учреждённая Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства; орден «Во славу Отечества» II степени (2008).
Почётный гражданин Владимирской области (2016, посмертно), городов Калининград, Калуга, Владимир, Вязники (Россия), Караганда, Аркалык (Казахстан), Нью-Йорк, Хьюстон, Сан-Франциско, Атланта, Нашвилл, Солт-Лейк-Сити (США).

Кандидат технических наук (1968). Член КПСС с 1968 года.

Валерий Николаевич Кубасов - бортинженер космического корабля «Союз-6»; бортинженер космического корабля «Союз-19»; командир экипажа космического корабля «Союз-36».
Родился 7 января 1935 года в Вязниках (ныне Владимирская область) в семье служащего. После окончания Московского авиационного института (самолётостроительный факультет) был направлен по распределению на работу в ОКБ-1 (КБ Королёва) в отдел баллистики. Занимался проектированием пилотируемых космических кораблей. В 1966 году зачислен в отряд советских космонавтов.
С 1966 по 1993 год выполнил 3 космических полёта общей продолжительностью 18 суток 17 часов 59 минут.
11-16 октября 1969 года совершил космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-6» вместе с Г. С. Шониным, продолжительностью 4 суток 22 часа 43 минуты. Первый групповой полёт трёх космических кораблей (совместно с «Союз-7» и «Союз-8»). Во время полета проводилось сближение и маневрирование кораблей. В. Н. Кубасов впервые в мире провёл эксперименты по сварке в условиях космоса.
15-21 июля 1975 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-19» вместе с А. А. Леоновым, продолжительностью 5 суток 22 часа 31 минут. В ходе полёта выполнена первая в мире стыковка двух космических кораблей разных стран - «Союза-19» (СССР) и «Аполлона-18» (США).
26 мая - 3 июня 1980 года совершил третий космический полёт в качестве командира экипажа на космическом корабле «Союз-36» вместе с венгерским космонавтом Б. Фаркашом и орбитальной станции «Салют-6» продолжительностью 7 суток 20 часов 45 минут.
После ухода из отряда космонавтов продолжил работать в НПО «Энергия» в должности заместителя руководителя 5-го отделения Главного конструкторского бюро (ГКБ). С 28 ноября 1997 года был научным консультантом в 887-м отделе РКК «Энергия» имени С. П. Королева.
Жил в Москве. Умер 19 февраля 2014 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Награды и звания:

Дважды Герой Советского Союза(1969, 1975);
три ордена Ленина;
медаль «За заслуги в освоении космоса»(12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность;
золотая медаль имени К. Э. Циолковского АН СССР;
золотая медаль имени Ю. А. Гагарина;
Герой Венгерской Народной Республики(1980);
золотая медаль «За заслуги в развитии науки и перед человечеством» (Чехословакия);
медаль «Народная техника» (Югославия).

Общественные награды:

Премия «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учреждённая Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства;
орден «Во славу Отечества» II степени (2008).

Кандидат технических наук (1968). Член КПСС с 1968 года.
Почётный гражданин городов Калининград, Калуга, Владимир, Вязники (Россия), Караганда, Аркалык (Казахстан), Нью-Йорк, Хьюстон, Сан-Франциско, Атланта, Нашвилл, Солт-Лейк-Сити (США).
Бронзовый бюст В. Н. Кубасова установлен в Вязниках. Его именем названа улица в городе Александров Владимирской области.

Официальный туристический портал Владимирской области


Вале́рий Никола́евич Куба́сов (7 января - 19 февраля ) - советский космонавт № 18.

Биография

Награды и звания

Общественные награды:

  • премия «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учреждённая Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства;
  • орден «Во славу Отечества» II степени (2008).

Почётный гражданин Владимирской области (2016, посмертно), городов Калининград , Калуга , Владимир , Вязники (Россия), Караганда , Аркалык (Казахстан), Нью-Йорк , Хьюстон , Сан-Франциско , Атланта , Нашвилл , Солт-Лейк-Сити (США).

Библиография

  • Кубасов В. Н., Дашков А. А. Межпланетные полёты. М.: Машиностроение, 1979.
  • Кубасов В. Н. и др. Профессиональная подготовка космонавтов. М.: Машиностроение, 1985.

Напишите отзыв о статье "Кубасов, Валерий Николаевич"

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .
  • .
  • .
  • . Видеоэнциклопедия «Космонавты». Телестудия Роскосмоса .

Отрывок, характеризующий Кубасов, Валерий Николаевич

– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.
Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею.
Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.
– Полноте шутить, – сказал он.
– Не шучу, – продолжал Билибин, – ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие, и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tete de pont. [мостовое укрепление.] Они рассказывают ему тысячу гасконских глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга, и тысячу гасконад и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский баталион незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tete de pont. Наконец, является сам генерал лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, не даром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu"il n"y voit que du feu, et oubl celui qu"il devait faire faire sur l"ennemi. [Что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который он обязан был открыть против неприятеля.] (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский баталион вбегает в tete de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, – продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, – это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, – говорит он, – и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C"est genial. Le prince d"Auersperg se pique d"honneur et fait mettre le sergent aux arrets. Non, mais avouez que c"est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n"est ni betise, ni lachete… [Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость, не то что подлость…]
– С"est trahison peut etre, [Быть может, измена,] – сказал князь Андрей, живо воображая себе серые шинели, раны, пороховой дым, звуки пальбы и славу, которая ожидает его.
– Non plus. Cela met la cour dans de trop mauvais draps, – продолжал Билибин. – Ce n"est ni trahison, ni lachete, ni betise; c"est comme a Ulm… – Он как будто задумался, отыскивая выражение: – c"est… c"est du Mack. Nous sommes mackes , [Также нет. Это ставит двор в самое нелепое положение; это ни измена, ни подлость, ни глупость; это как при Ульме, это… это Маковщина. Мы обмаковались. ] – заключил он, чувствуя, что он сказал un mot, и свежее mot, такое mot, которое будет повторяться.
Собранные до тех пор складки на лбу быстро распустились в знак удовольствия, и он, слегка улыбаясь, стал рассматривать свои ногти.
– Куда вы? – сказал он вдруг, обращаясь к князю Андрею, который встал и направился в свою комнату.
– Я еду.
– Куда?
– В армию.
– Да вы хотели остаться еще два дня?
– А теперь я еду сейчас.
И князь Андрей, сделав распоряжение об отъезде, ушел в свою комнату.
– Знаете что, мой милый, – сказал Билибин, входя к нему в комнату. – Я подумал об вас. Зачем вы поедете?
И в доказательство неопровержимости этого довода складки все сбежали с лица.
Князь Андрей вопросительно посмотрел на своего собеседника и ничего не ответил.
– Зачем вы поедете? Я знаю, вы думаете, что ваш долг – скакать в армию теперь, когда армия в опасности. Я это понимаю, mon cher, c"est de l"heroisme. [мой дорогой, это героизм.]
– Нисколько, – сказал князь Андрей.
– Но вы un philoSophiee, [философ,] будьте же им вполне, посмотрите на вещи с другой стороны, и вы увидите, что ваш долг, напротив, беречь себя. Предоставьте это другим, которые ни на что более не годны… Вам не велено приезжать назад, и отсюда вас не отпустили; стало быть, вы можете остаться и ехать с нами, куда нас повлечет наша несчастная судьба. Говорят, едут в Ольмюц. А Ольмюц очень милый город. И мы с вами вместе спокойно поедем в моей коляске.

Кубасов Валерий Николаевич

Прикосновение космоса

Кубасов Валерий Николаевич

Прикосновение космоса

Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР В. Н. Кубасов на примере совместного полета советско-венгерского экипажа рассказывает о работе космонавтов, о том, какие сложные задачи приходится решать сегодня участникам космических полетов.

Автор раскрывает особенности ряда интересных научно-технических экспериментов по программе "Интеркосмос", рассказывает о большом народнохозяйственном значении исследований, проводимых на орбитальных станциях.

Книга адресуется широкому кругу читателей.

Глава I. НАЧАЛО ОТСЧЕТА

Глава II. НА ОРБИТАХ "ИНТЕРКОСМОСА"

Глава III. ТАМ, ГДЕ НИЧТО НИЧЕГО НЕ ВЕСИТ...

Глава IV. ЯВЛЕНИЕ "ОРИОНОВ" "ДНЕПРAM"

Глава V. В КВАРТЕТЕ С "ДНЕПРАМИ"

Глава VI. "В ХОДЕ ПОЛЕТА ВЫПОЛНЕНО..."

Глава VII. ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ...

Глава VIII. ЗА ТЕХ, КТО НА ЗЕМЛЕ!

Глава IX. ПРОФЕССИЯ: КОСМОНАВТ

Глава X. И СНОВА В ДОРОГУ...

Глава XI. ЗЕМЛЕ НАВСТРЕЧУ

Глава XII. ПОЛЕТ ОКОНЧЕН

НАЧАЛО ОТСЧЕТА

Байконуру - четверть века! - Благословленные Королевым. - Первая четверка. - Лекарство от переломов. - Наш друг Анохин. - Космонавт, вы негерметичны! - Репортаж в никуда - На орбите советско-венгерский экипаж!

Белый с желтой полосой автобус, тот самый, что привозит космонавтов на стартовую площадку,- хотя и менее знаменитый, чем ракета-носитель, космический корабль "Союз" или орбитальная станция "Салют", но на Байконуре известный всем,- плавно отходит от гостиницы "Космонавт" и берет курс на космодром. Это прежде от места последнего перед стартом ночлега до "своей" ракеты космонавт мог дойти пешком. Понятное дело, в скафандре не очень-то походишь, но путь был недальний, куда короче нынешнего, который наш автобус с эскортом машин, обеспечивающих безопасность движения, проходит минут за сорок.

Минуем Звездоград. Теперь за окнами степь, майская, цветущая, какой она бывает лишь в это время года. День клонится к вечеру, скоро заиграют над горизонтом багровые сполохи степного заката.

Сегодня 26 мая 1980 года. Вот уже третий раз в качестве стартующего космонавта я качу по этой дороге. На этот раз мой напарник - венгерский летчик Берталан Фаркаш. Сорок минут езды - короткий тайм-аут после железного ритма многолетней подготовки, время, чтобы сосредоточиться перед стартом, подвести итог сделанному...

Не верится, что всего четверть века назад строители космодрома вбили здесь первые колышки в твердую степную землю. Тогда, в 1955 году, даже тем, кто видел огромный щит с начертанными мелом словами: "Здесь будет сооружен стартовый комплекс", трудно было представить, каким колоссом станет эта космическая гавань. Через два года после закладки Байконура отсюда стартовала ракета с первым искусственным спутником Земли. Обелиск с надписью: "Здесь гением советского человека начался дерзновенный штурм вселенной" - поднялся там, где стоял фанерный щит строителей.

Есть на Байконуре и другой памятник - неподалеку от первой стартовой площадки бок о бок стоят два скромных домика. В одном утром 12 апреля 1961 года проснулся старший лейтенант Юрий Гагарин, чтобы через несколько часов стать космонавтом номер один планеты Земля, в другом, приезжая на космодром, жил Сергей Павлович Королев. В эти деревянные домики, где теперь находятся музеи, приходит каждый космонавт, готовящийся к своему первому старту...

В октябре 1969 года пришел сюда и я - за несколько дней до того, как впервые на околоземную орбиту вышли одновременно три космических корабля. Вместе с Георгием Шониным мы составили экипаж "Союза-6". На следующий день после нашего старта был запущен "Союз-7" с Анатолием Филипченко, Владиславом Волковым и Виктором Горбатко. Через сутки в космосе оказался третий корабль - "Союз-8", пилотируемый Владимиром Шаталовым и Алексеем Елисеевым.

Алексей Елисеев, Владислав Волков и я - представители первого поколения космических бортинженеров. Вскоре после полета Гагарина нам, тогда работникам КБ, которое возглавлял С. П. Королев, стало ясно: путь в космос не закрыт и специалистам.

Помню слова Сергея Павловича, сказанные им, когда на трехместном "Восходе" полетел первый космонавт-исследователь, один из создателей гагаринского "Востока" - Константин Петрович Феоктистов: "Отныне после полета Феоктистова дорога в космос открыта ученым. Им теперь доступны не только цифры и записи приборов, фото- и телеметрические пленки, показания датчиков. Нет, сейчас ученому доступно свое, живое восприятие событий, чувство пережитого и виденного, ему отныне представляется великолепная возможность вести исследования, тут же анализировать полученные результаты и продвигаться дальше".

Королев, лично беседовавший с каждым из первых тринадцати инженеров, подавших заявление, сам установил то основное минимальное требование, которому должен отвечать кандидат в космонавты: не менее чем трехлетняя работа в области космической техники. Человек крутого нрава, он требовал от нас четкого понимания задач космонавта-испытателя, глубокого знания космической техники, чтобы справиться с тем обширным кругом научных наблюдений и экспериментов, которые предстояло вести в космосе.

Если кандидат на прямой вопрос Королева, почему подал заявление, отвечал, что просто хочет стать космонавтом, шансов действительно стать им почти не оставалось.

Когда дошла очередь до меня, я ответил: "Хочу испытывать технику, в создании которой сам участвовал" - и, судя по всему, высказал мысль, близкую Сергею Павловичу. Вспомнил, что еще в марте 1960 года на вводной лекции для будущих космонавтов создатель первой советской жидкостной ракеты Михаил Клавдиевич Тихонравов сформулировал задачу предстоящего полета человека в космос так: "Натурные летные испытания космического корабля "Восток" в пилотируемом варианте..."

Официальной датой рождения нашей группы бортинженеров, состоявшей из восьми человек, считается 23 мая 1966 года, хотя в Центр подготовки космонавтов мы, четверо из этой восьмерки, попали лишь в августе того же года. Алексей Елисеев, Владислав Волков, Георгий Гречко и я смогли благополучно пройти строжайшие медицинские проверки и начали готовиться к полетам, чтобы в одном из них перейти из корабля в корабль. Кстати, позже это проделал Алексей Елисеев, а мне довелось быть его дублером.

Обосновались мы в профилактории Центра подготовки космонавтов, расположенном в лесной местности: я вместе с Алексеем, а рядом, по соседству, Вадим Волков и Георгий Гречко.

В комнате у нас стоял большой шкаф, две тумбочки, две кровати. На стене - репродуктор. Вот и вся нехитрая обстановка.

Шесть дней в неделю мы находились в профилактории и только по субботам уезжали домой. Заниматься приходилось тогда очень много - с утра до позднего вечера шли различные занятия. Спать ложились уже после одиннадцати, послушав "Последние известия".

Репродуктор висел над кроватью Алексея, и он, измотавшись за день, засыпал, не заметив, что радио оставалось включенным. Трансляция заканчивалась, и оно само утихало... Но утром, в 6 часов, репродуктор просыпался первым. А у нас по распорядку дня подъем только в семь. Алексей испытывал мою выдержку. Ждал, когда я проявлю слабину и выключу радио. Я не выдерживал, вскакивал, одним прыжком выхватывал вилку репродуктора из розетки и... швырял ее в Алексея! Но тот продолжал безмятежно лежать, зная, что длины шнура не хватит и вилка до него не долетит.

В один из дней в начале зимы в нашей маленькой группе случилось неприятное происшествие. Нас отправили на аэродром - на парашютные прыжки. В этом виде подготовки мы были робкими новичками по сравнению с Жорой Гречко, который имел уже немалый "парашютный" опыт. То ли он решил показать нам свой высокий класс, то ли просто не повезло, но, приземлившись, однажды так и остался лежать, не отстегнув парашют.

Подбежали, слышим стон: "Нога, нога..." Оказалось - серьезный перелом. Пришлось отправлять его самолетом в Москву, а там в госпиталь.

Вернувшись с прыжков, мы первым делом навестили Георгия. Вид у него был, прямо сказать, удручающий: нога в гипсе задрана на спинку кровати. Держится, правда, молодцом, шутит.

Ну а коньяк вы принесли? - спрашивает на полном серьезе.

Да ты что, Жора, разве можно?

Мне доктор сказал, чтобы быстрее поправиться, надо пить гоголь-моголь. А знаете ли вы, что такое гоголь-моголь для взрослого человека,- смеется Георгий,- это и есть смесь яичного желтка с коньяком!

К счастью, у него все обошлось и без гоголя-моголя. Кость срослась, и со временем врачи сняли все ограничения. А каким космонавтом стал Георгий Гречко, знают все, в частности по его продолжительной и успешной работе на орбитальной станции "Салют-6".

В ноябре 1966 года наша маленькая группа пополнилась "новобранцами" Олегом Макаровым, Виталием Севастьяновым, Николаем Рукавишниковым.

Работа ученика 2 класса

Областной санаторной школы-интерната

г. Вязники Владимирской области

Лукшина Дениса.

Мой земляк – лётчик – космонавт Валерий Кубасов.

Небольшой городок Вязники находится на берегу реки Клязьма. Наш город прославили 26 Героев Советского Союза, память о них увековечена на Аллее Славы, в том числе и лётчик – космонавт В. Н. Кубасов.

Валерий Николаевич Кубасов - лётчик – космонавт, дважды Герой Советского Союза. Родился в Вязниках 7 января 1935 года в семье служащих. В 1952 г. Окончил с серебряной медалью школу № 2 имени Парижской коммуны, затем поступил в Московский авиационный институт. В отряде космонавтов с 1966 года совершил три полёта в космос.

Свой первый космический полёт совершил 11 – 16 октября 1969 года в качестве бортинженера корабля «Союз – 6». Во время полёта впервые в мире провёл эксперименты по сварке в условиях космоса . Продолжительность пребывания в космосе – 4 дня 22 часа 42 минуты 47 секунд. Позывной «Антей 2».

Свой второй космический полёт совершил 15 - 21 июля 1975 года в качестве бортинженера корабля «Союз – 19» (совместно с Алексеем Архиповичем Леоновым) по программе ЭПАС. Во время полёта впервые в мире была осуществлена стыковка двух пилотируемых кораблей разных стран советского «Союз 19» и американского «Аpollo». Продолжительность пребывания в космосе – 5 дней 22 часа 30 минут 51 секунда. Позывной «Союз 2».

Свой третий космический полёт начал 26 мая 1980 года в качестве командира космического корабля «Союз 36» (совместно с венгерским космонавтом). Работал на борту орбитального комплекса «Салют-7» - «Союз 35» (экипаж Леонида Ивановича Попова и Валерия Викторовича Рюмина) – «Союз 36». Возвратился на Землю 3 июня 1980 года на корабле «Союз 35». Продолжительность пребывания в космосе – 7 дней 20 часов 45 минут 44 секунды. Позывной «Орион 1».

Каждый человек должен найти своё место в этом мире и его жизнь должна быть яркой, насыщенной и незабываемой. Она должна прозвучать также уверенно и убедительно, как у Валерия Николаевича Кубасова. Здесь имеет значение не только отменное здоровье, но и смелость, железная воля, мужество, потому что такую нагрузку может выдержать не каждый.

Он до сих пор не забывает город, родную школу и при возможности приезжает встречаться с учениками и рассказывает о своей жизни.

В музее, который находится в СОШ № 2, есть стенд «Звёздный сын Вязников», посвященный жизни В.Н. Кубасова. Здесь фотоматериалы из личной коллекции космонавта, газетные публикации, свидетельства об окончании средней и спортивной школы, школьная тетрадь, поздравительные телеграммы в связи с полётом в космос, его книга «Прикосновение к космосу», а также многочисленные вымпелы, значки, пригласительные билеты с автографами космонавта.

Меня переполняет гордость за то, что я родился и живу в этом городе, и понимаю, как многое в жизни значит умение быть находчивым, терпеливым и ответственным, хотя этому нужно учиться и учиться. И для этого есть пример в лице В.Н. Кубасова, на которого надо равняться.