Оценка научных успехов и достижений. Оценка результатов научных исследований. Медицинские преимущества серебра

В связи с субъективной природой научных знаний, научные исследования и инновационные разработки трудно поддаются количественному измерению.

В самом широком смысле эффект научной деятельности проявляется в изменении структуры производства в пользу наукоемких отраслей, повышении производительности труда и эффективности производства.

Разнообразие «выходов» научных исследований и разработок, форм их воздействия на экономику, а также сложности их непосредственной оценки обусловили необходимость применения в оценке результатов научной деятельности эвристических и эмпирических методов и показателей, зачастую лишь косвенно характеризующих эффект научной деятельности и базирующихся на дополнительных источниках информации, прежде всего экспертного характера.

Например, для оценки результатов фундаментальных научных исследований используются такие показатели, как количество научных публикаций, их цитируемость, и соавторство (для научных связей между странами). Эти оценки применяются для анализа выполнения исследовательских программ и принятия решений о целесообразности их финансирования.

Количественному измерению технологических результатов научных исследований и разработок служит патентная форма сбора информации. Однако и здесь возникают проблема оценки уровня новизны изобретения.

Патенты – уникальный источник технологической информации, поскольку содержащиеся в них сведения обычно не представлены нигде более и, кроме того, патентование, как правило, на 2-3 года опережает внедрение научно-технических достижений в производство. Поэтому показатели патентной формы отчетности служат для анализа состояния и перспектив развития отдельных областей науки и техники, технологических направлений, оценки рынка технологий в стране. К наиболее важным показателям относятся: число патентных заявок, поданных (полученных) в стране и за рубежом; общее число действующих патентов, зарегистрированных в стране.

Для характеристики уровня изобретательской активности, интенсивности распространения национальных научно-технических достижений, степени технологической зависимости страны применяются следующие коэффициенты:

· изобретательской активности (число заявок на изобретения отечественных заявителей в патентном ведомстве страны, в расчете на 10 тыс. человек);

· самообеспеченности (отношение числа патентных заявок, поданных отечественными заявителями внутри страны, к общему числу патентных заявок, поданных в патентное ведомство страны);

· технологической зависимости (отношение числа патентных заявок, поданных зарубежными заявителями в патентное ведомство страны, к числу внутренних патентных заявок, поданных отечественными заявителями);

· распространения (отношение числа внешних патентных заявок, поданных отечественными заявителями за рубежом, к числу внутренних заявок на изобретения, поданных ими в национальное патентное ведомство).

В экономике, основанной на знаниях, важную роль играет кооперация в сфере исследований и разработок, передача технологий и передового опыта, которая стала объектом межгосударственных соглашений, инновационных и инвестиционных проектов, коммерческих сделок вне национальных границ.

С выходом украинских НИИ на зарубежные рынки и привлечением иностранных инвестиций в отечественную науку и экономику встает задача анализа информации об экспорте-импорте технологий. Для этого используются нематериальные сделки, связанные с обменом (торговлей) знаниями, информацией и услугами технологического содержания с зарубежными странами. Учету подлежат сделки, имеющие международную направленность (т.е. включающие партнеров из разных стран), носящие коммерческий характер (при наличии платежей либо поступлений от их совершения) и относящиеся к торговле технологиями или оказанию связанных с этим услуг. В их числе:

· передача технологий (прав на патенты, патентных лицензий, ноу-хау);

· передача товарных знаков, соглашения по промышленным образцам;

· оказание услуг по подготовке и проектированию производства;

· соглашения по научным исследованиям, выполняемым специалистами Украины за рубежом и финансируемым из иностранных источников (экспорт технологий) либо осуществляемым зарубежными специалистами в Украине и финансируемым из отечественных источников (импорт технологий).

Собирается информация о числе подобных соглашений (по видам), суммах поступлений и выплат по ним. На этой основе в составе платежного баланса страны формируется баланс платежей за технологии как совокупность перечислений денежных средств по всем нематериальным сделкам, связанным с экспортом и импортом технологий. Данные баланса рассматриваются в разрезе видов экономической деятельности и стран-партнеров с выделением операций между материнскими и дочерними предприятиями разных государств. Баланс платежей за технологии требует тщательной интерпретации. В отличие от внешнеторгового баланса, отрицательное сальдо баланса платежей за технологии, может иметь позитивное значение для экономики страны как признак интенсивного освоения зарубежных научно-технических достижений в целях повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства. И наоборот, положительное сальдо может свидетельствовать о низкой способности национальной экономики к адаптации новых технологий.

Поиск критерия эффективности развития науки и выражающих ее показателей упирается в сложность, а иногда и невозможность количественного измерения результатов новых научных знаний, последствий их практической реализации в экономике. Научные исследования как таковые обладают лишь потенциальным эффектом, поэтому выделение их доли в совокупном эффекте научно-технического прогресса является сложной задачей. Приходится оперировать специальными методами, позволяющими оценить сдвиги в экономике, связанных с внедрением и распространением научно-технических достижений.

Одним из показателей прогрессивных изменений в технологической базепроизводства на микроуровне является степень применения передовых производственных технологий, которые базируются на применении современных информационных технологий, используемых при проектировании и производстве. Типичными их примеры – технологические процессы, включающие системы автоматизированного конструирования и проектирования, гибкие производственные центры, транспортные роботы, системы управления базами данных и знаний. Они могут быть объединены системами связи (локальными вычислительными сетями) в единую производственную систему. Передовые производственные технологии, автоматизируют весь цикл разработки, освоения и выпуска продукции (и управление этим процессом), обеспечивают снижение себестоимости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности.

В качестве интегральной характеристики результативности науки используется отношение затрат на научные исследования к результатам производства - наукоемкость производства. Расчеты наукоемкости проводятся на уровне видов продукции, товарных групп, предприятий, отраслей и экономики в целом.

На макроуровне показатель наукоемкости - это отношение внутренних затрат на научные исследования и разработки к ВВП. Он отражает достижения страны в сфере науки и технологий.

На уровне отраслей, предприятий, видов продукции показатели наукоемкости - это отношения внутренних затрат на исследования и разработки к объему производства продукции (работ, услуг). Наряду с прямой наукоемкостью проводится оценка показателей полной наукоемкости с учетом промежуточного потребления в отраслях, т.е. затрат на научные исследования и разработки, воплощенных в стоимости сырья, материалов, энергии, обору­дования, комплектующих и т.п. На этой основе отрасли их продукция делится на высоко-, средне- и низкотехнологичную, в зависимости от уровня полной наукоемкости в сравнении со средним по рассматриваемой совокупности.

  • 2.2. Масштабы расстояний во Вселенной. Методы оценок размеров и расстояний
  • 2.3. Понятие «время» в своем развитии
  • 2.4. Временные масштабы во Вселенной. Методы измерения времени
  • 2.5. Структурные уровни организации материи
  • 2.6. Понятие «поле». Уравнения Максвелла. Свет - электромагнитная волна
  • 2.7. Типы фундаментальных взаимодействий в физике
  • 2.8. Попытки построения Теории Всего Сущего
  • Глава 3
  • 3.1. Модель материальной точки и законы классической механики
  • 3.3. Движения планет и законы Кеплера
  • 3.4. Закон всемирного тяготения
  • 3.5. Связь законов сохранения со свойствами пространства и времени
  • 3.6. Колебания и волны в природе и их описание. Гармонический осциллятор
  • 3.7. Распространение звука в средах и реакция организма на звуковые волны
  • 3.8. Описание волновых процессов. Типы и свойства волн. Спектр и его анализ
  • 3.9. Эффект Доплера, его исследование и значение для науки
  • 3.10. Явление резонанса. Резонансы в движении планет
  • Глава 4
  • 4.1. Теплота, температура и механический эквивалент теплоты
  • 4.2. Понятие «внутренняя энергия». Первое начало термодинамики
  • 4.3. Преобразование тепловой энергии в механическую работу
  • 4.4. Понятие «энтропия». Суть спора о «тепловой смерти Вселенной»
  • 4.5. Начала термодинамики. Энтропия и вероятность. Принцип Больцмана
  • 4.6. Микро- и макропеременные в описании систем. Основные модели
  • 4.7. Основные положения молекулярно-кинетической теории и эмпирические газовые законы
  • 4.8. Связь параметров газа с его микроструктурой. Распределение Максвелла
  • 4.9. Распределение частиц газа во внешнем поле и в атмосферах планет
  • 4.10. Понятие «флуктуация» и точность измерений
  • 4.11. Процессы обратимые и необратимые. Принцип локального равновесия
  • Глава 5
  • 5.2. Волновые свойства света. Спектр электромагнитного излучения
  • 5.3. Явление дисперсии сред и доказательство материального единства мира
  • 5.4. Законы теплового излучения, кризис классической теории и появление квантовой гипотезы
  • 5.5. Открытие электрона и радиоактивности. Рождение представлений о сложном строении атома
  • 5.6. Планетарная модель строения атома. Современная наука и постулаты Бора
  • 5.7. Корпускулярные свойства света. Фотоны Эйнштейна и доказательство их реальности
  • 5.8. Поглощение и испускание квантов света. Спонтанное и вынужденное излучения
  • 5.9. Корпускулярно-волновые свойства вещества и значение их открытия
  • Глава 6 концепции взаимодействий и структур в микромире
  • 6.1. Описание движения микрочастиц. Принципы дополнительности и причинности
  • 6.2. Принципы соответствия и неопределенности. Роль прибора и процесса измерения в квантовой механике
  • 6.3. Строение химических элементов и понимание Периодической таблицы Менделеева
  • 6.4. Радиоактивные элементы и возможности превращения элементов
  • 6.5. Представления о строении атомного ядра
  • 6.6. Элементарные частицы и проблема поиска «первичных объектов»
  • Глава 7
  • 7.1. Представление о строении молекул
  • 7.2. Развитие представлений о составе веществ. Законы стехиометрии
  • 7.3. Развитие структурной химии
  • 7.4. Строение веществ в разных агрегатных состояниях
  • 7.5. Строение и свойства металлов
  • 7.6. Структура и уникальные свойства воды
  • 7.7. Строение и свойства атома углерода, определившие его роль в природе
  • Глава 8 концепции процессов и возможности управления ими
  • 8.1. Химический катализ и методы управления химическими процессами
  • 8.2. Цепные реакции и свободные радикалы
  • 8.3. Особенности растворения в воде различных веществ
  • 8.4. Процессы диффузии и осмоса, их роль в клеточных мембранах
  • 8.5. Понятия фазы и фазового перехода. Фазовые переходы первого и второго рода
  • 8.6. Сверхтекучесть и сверхпроводимость
  • 8.7. Возникновение самоорганизации в неравновесных системах. Понятие обратных связей
  • Глава 9
  • 9.2. Звезды, их характеристики и эволюция
  • 9.3. Переменные звезды и их эволюция. Конечные стадии эволюции звезд и Солнца
  • 9.4. Галактика, ее форма и строение. Солнечная система в Галактике
  • 9.5. Многообразие мира галактик. Содержание и значение закона Хаббла
  • 9.6. Сценарий стационарной Вселенной и «Космология Большого Взрыва»
  • 9.7. Рождение частиц по современной модели развития Вселенной
  • 9.8. Модель инфляционной Вселенной. Возникновение во Вселенной крупномасштабных неоднородностей
  • Глава 10
  • 10.2. Формирование малых тел Солнечной системы, Луны и Земли. Движения Земли, строение геосфер и изучение процессов
  • 10.3. Распространенность и круговороты химических элементов на Земле
  • 10.4. Модели появления геологических структур на поверхности Земли
  • 10.5. Геохронологическая шкала эволюции Земли
  • 10.6. Самоорганизация при образовании планет и взаимодействии геосфер
  • Глава 11
  • 11.2. Основные свойства живой материи
  • 11.3. Уровни организации живой природы на Земле
  • 11.4. Молекулярно-генетический уровень организации живой материи. Строение и структура макромолекул белков
  • 11.5. Установление строения и структуры молекул днк и рнк
  • 11.6. Молекулярные механизмы генетической репродукции, синтеза белка и изменчивости
  • 11.7. Молекулярный механизм процессов обмена веществ и энергии
  • 11.8. Молекулярные основы воспроизведения генетической информации и осуществления связи между клетками
  • Глава 12
  • 12.2. Строение и функции основных органелл клетки
  • 12.3. Функции клеточных мембран. Работа «ионного насоса»
  • 12.4. Процессы фотосинтеза и клеточного дыхания
  • 12.6. Понятие о неодарвинизме и синтетической теории эволюции
  • 12.7. Понятия микро- и макроэволюции. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции
  • 12.8. Основные гипотезы происхождения живого
  • 12.9. Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина-Холдейна
  • 12.10. Современная оценка концепции биохимической эволюции в биологии
  • Глава 13
  • 13.2. Порядок и хаос в больших системах. Понятие фрактала
  • 13.3. Пороговый характер самоорганизации и представление о теории катастроф
  • 13.4. Математические закономерности эволюции. Понятие бифуркации
  • 13.5. Синергетика - новый научный метод
  • 13.6. Эволюционная химия. Возникновение упорядоченности в химических реакциях
  • 13.7. Возникновение самоорганизации в морфогенезе
  • 13.8. Моделирование отношений между трофическими уровнями в биоценозах
  • 13.9. Элементы теории самоорганизованной критичности
  • Глава 14
  • 14.2. Распределение на Земле солнечной энергии. Биотический круговорот
  • 14.3. Связи между организмами в экосистеме
  • 14.4. Самоорганизация в формировании климата
  • 14.5. Концепции эволюции растительного и животного мира
  • 14.6. Человек - качественно новая ступень развития биосферы
  • 14.7. Концепции коэволюции и ноосферы
  • 14.8. Естественно-научная картина мира и общественная мысль
  • Заключение
  • Список литературы
  • Глава 4. Концепции классической термодинамики
  • Глава 5. Концепции строения и корпускулярно-волновой дуализм
  • Глава 6. Концепции взаимодействий и структур в микромире 208
  • Глава 7. Концепции строения вещества (от микромира
  • Глава 8. Концепции процессов и возможности управления ими 283
  • Глава 9. Концепции строения, эволюционных процессов
  • Глава 10. Концепции строения, эволюционных процессов
  • 1.7. Оценки научных успехов и достижений

    Ученых в служении миру и прогрессу объединяют общие принципы познания законов природы и общества, хотя наука XX в. сильно дифференцирована. Крупнейшие достижения человеческого разума обусловлены обменом научной информацией, переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области в другую. От сотрудничества ученых разных стран зависит прогресс не только науки и техники, но и человеческой культуры и цивилизации в целом. Феномен XX в. в том, что число ученых за всю предшествующую историю человечества составляет лишь 0,1 от работающих в науке сейчас, т. е. 90 % ученых - наши современники. И как оценить их достижения? Различные научные центры, общества и академии, многочисленные научные комитеты разных стран и различные международные организации отмечают заслуги ученых, оценивая их личный вклад в развитие науки и значение их научных достижений или открытий. Существует множество критериев для оценки важности научных работ. Конкретные работы оценивают по количеству ссылок на них в работах других авторов или по числу переводов на другие языки мира. При таком методе, который имеет много недостатков, существенную помощь оказывает компьютерная программа по «индексам цитируемости». Но этот или аналогичные методы не позволяют увидеть «леса за отдельными деревьями». Существует система наград - медалей, премий, почетных званий в каждой стране и в мире.

    Среди самых престижных научных наград - премия, учрежденная 29 июня 1900 г. Альфредом Нобелем. По условиям его завещания премии должны присуждаться 1 раз в 5 лет лицам, которые сделали в предшествующем году открытия, внесшие принципиальный вклад в прогресс человечества. Но награждать стали и за работы или открытия последних лет, важность которых была оценена недавно. Первая премия в области физики была присуждена В. Рентгену в 1901 г. за открытие, сделанное 5 лет назад. Первым лауреатом Нобелевской премии за исследования в области химической кинетики стал Я.Вант-Гофф, а в области физиологии и медицины - Э. Беринг, ставший известным как создатель противодифтерийной антитоксичной сыворотки.

    Многие отечественные ученые также были удостоены этой престижной премии. В 1904 г. лауреатом Нобелевской премии по фи-

    зиологии и медицине стал И. П. Павлов, а в 1908 г. - И. И. Мечников. Среди отечественных Нобелевских лауреатов - академик Н.Н.Семенов (совместно с английским ученым С.Хиншельвудом) за исследования механизма цепных химических реакций (1956); физики И.Е.Тамм, И.М.Франк и П.А.Черенков - за открытие и исследование эффекта сверхсветового электрона (1958). За работы по теории конденсированных сред и жидкого гелия Нобелевская премия по физике была присуждена в 1962 г. академику Л. Д.Ландау. В 1964 г. лауреатами этой премии стали академики Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (совместно с американцем Ч. Таунсом) за создание новой области науки - квантовой электроники. В 1978 г. Нобелевским лауреатом стал и академик П. Л. Капица за открытия и основополагающие изобретения в области низких температур. В 2000 г., как бы завершая век присуждения Нобелевских премий, академик Ж.И.Алферов (из Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе, Санкт-Петербург, Россия) и Г.Кремер (из Калифорнийского университета, США) стали Нобелевскими лауреатами за разработку полупроводниковых гетерострук-тур, используемых в высокочастотной электронике и оптоэлект-ронике.

    Присуждение Нобелевской премии осуществляет Нобелевский комитет Шведской академии наук. В 60-е годы деятельность этого комитета была подвергнута критике, поскольку многие ученые, достигшие не менее ценных результатов, но работающие в составе больших коллективов или опубликовавшиеся в «непривычном» для членов комитета издании, не стали лауреатами Нобелевской премии. Например, в 1928 г. индийские ученые В. Раман и К. Кришнан исследовали спектральный состав света при прохождении его через различные жидкости и наблюдали новые линии спектра, смещенные в красную и синюю стороны. Несколько раньше и независимо от них аналогичное явление в кристаллах наблюдали советские физики Л.И.Мандельштам и Г.С.Ландсберг, опубликовав свои исследования в печати. Но В. Раман послал короткое сообщение в известный английский журнал, что обеспечило ему известность и Нобелевскую премию в 1930 г. за открытие комбинационного рассеяния света. В течение века исследования становились все более крупными и по количеству участников, поэтому присуждать индивидуальные премии, как это предусматривалось в завещании Нобеля, стало труднее. Кроме того, возникли и развились области знаний, не предусмотренные Нобелем.

    Организовались и новые международные премии. Так, в 1951 г. была учреждена Международная премия А. Галабера, присуждаемая за научные достижения в освоении космоса. Ее лауреатами стали многие советские ученые и космонавты. Среди них - главный теоретик космонавтики академик М. В. Келдыш и первый космонавт Земли Ю.А.Гагарин. Международная академия астронавтики учредила свою премию; ею отмечены работы М. В. Келдыша, О.Г.Газенко, Л.И.Седова, космонавтов А.Г.Николаева и

    В. И. Севастьянова. В 1969 г., например, Шведский банк учредил Нобелевскую премию по экономическим наукам (в 1975 г. ее получил советский математик Л.В.Канторович). Международный математический конгресс стал присуждать молодым ученым (до 40 лет) премию имени Дж. Филдса за достижения в области математики. Этой престижной премии, присуждаемой раз в 4 года, были удостоены молодые советские ученые С. П. Новиков (1970) и Г.А. Маргулис (1978). Многие премии, присуждаемые различными комитетами, приобрели в конце века статус международных. Например, медалью У. Г. Волластона, присуждаемой Лондонским геологическим обществом с 1831 г., были оценены заслуги наших геологов А. П. Карпинского и А. Е. Ферсмана. Кстати, в 1977 г. фонд г. Гамбурга учредил премию А. П. Карпинского, русского и советского геолога, президента Академии наук СССР с 1917 по 1936 г. Эта премия присуждается ежегодно нашим соотечественникам за выдающиеся достижения в области естественных и общественных наук. Лауреатами премии стали выдающиеся ученые Ю. А. Овчинников, Б. Б. Пиотровский и В. И. Гольданский.

    В нашей стране самой высокой формой поощрения и признания научных заслуг являлась Ленинская премия, учрежденная в 1957 г. До нее была премия им. Ленина, просуществовавшая с 1925 по 1935 г. Лауреатами премии им. Ленина стали А. Н. Бах, Л. А. Чугаев, Н.И.Вавилов, Н.С.Курнаков, А.Е.Ферсман, А.Е.Чичибабин, В.Н.Ипатьев и др. Ленинской премии были удостоены многие выдающиеся ученые: А.Н.Несмеянов, Н.М.Эмануэль, А.И.Опарин, Г.И.Будкер, Р.В.Хохлов, В.П.Чеботаев, В.С.Летохов, А. П. Александров, Ю. А. Овчинников и др. Государственные премии СССР присуждались за исследования, вносившие крупный вклад в развитие науки, и за работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных и высокотехнологичных процессов и механизмов. Сейчас в России существуют соответствующие премии Президента и правительства Российской Федерации.

  • После запуска первого спутника Нобелевский комитет направит запрос: кому дать премию? Хрущев ответит, что спутник запустил народ и соцсистема. «Оправданием» стал гриф секретности, который накладывался практически на все разработки Королева, а вместе с ними – и на его личность. На самом деле это было не так – Королева прекрасно знали и в Европе, и в Америке. Так Нобелевская премия «прошла» мимо Королева. Вместо этого он незадолго до возможности получить Нобелевскую премию стал единственным человеком в советской истории, который, не будучи реабилитированным, был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

    • · Дважды Герой Социалистического Труда (20.04.1956; 17.06.1961).
    • · Награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
    • · Лауреат Ленинской премии.
    • · Академик АН СССР.
    • · Почётный гражданин городов Королёв, Калуга и Байконур

    Самооценка научных достижений

    «Всё идёт прекрасно, даже лучше, чем я думал, и, кажется, первый раз в жизни чувствую колоссальное удовлетворение, и мне хочется крикнуть что-то навстречу ветру, обнимающему моё лицо и заставляющему вздрагивать мою красную птицу при порывах.

    И как-то не верится, что такой тяжёлый кусок металла и дерева может летать. Но достаточно только оторваться от Земли, как чувствуешь, что машина словно оживает и летит со свистом, послушная каждому движению руля. Разве не наибольшее удовлетворение и награда самому летать на своей же машине?! Ради этого можно забыть всё: и целую вереницу бессонных ночей, дней, потраченных в упорной работе без отдыха, без передышки… »

    «Критикуешь чужое, предлагай своё. Предлагая - делай .»

    «Ракета под водой - это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это .»

    «Можно сделать быстро, но плохо, а можно - медленно, но хорошо. Через некоторое время все забудут, что было быстро, но будут помнить, что было плохо. И наоборот .»

    "То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра - свершением!" С. П. Королёв

    • Каким был Сергей Королев [Электронный ресурс] //Русская Семерка Режим доступа: http://russian7.ru/post/7-glavnyx-faktov-o-sergee-koroleve/ (Дата обращения 24.10.2016)

    Тип КОПМЕТЕНЦИИ:

    основные методы научно-исследовательской деятельности.

    выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах; критически оценивать любую поступающую информацию, вне зависимости от источника; избегать автоматического применения стандартных формул и приемов при решении задач.

    навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками выбора методов и средств решения задач исследования.

    Планируемые результаты обучения*(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
    ВЛАДЕТЬ: навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Отсутствие навыков Фрагментарное применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач В целом успешное, но не систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач Успешное и систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
    ВЛАДЕТЬ: навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Отсутствие навыков Фрагментарное применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач. В целом успешное, но не систематическое применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач. В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач. Успешное и систематическое применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач.
    a-УМЕТЬ: анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов Отсутствие умений Частично освоенное умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов В целом успешно, но не систематически осуществляемые анализ альтернативных вариантов решения исследовательских и практических задач и оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы анализ альтернативных вариантов решения исследовательских задач и оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов Сформированное умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов
    b-УМЕТЬ: при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений Отсутствие умений Частично освоенное умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений Сформированное умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений
    ЗНАТЬ: методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Отсутствие знаний Фрагментарные знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач Общие, но не структурированные знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания основных методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных Сформированные систематические знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных

    УК-2: Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ

    Тип КОПМЕТЕНЦИИ:

    Универсальная компетенция выпускника программы аспирантуры.

    ПОРОГОВЫЙ (ВХОДНОЙ) УРОВНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБУЕМЫЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

    Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры должен:

    основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

    формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

    навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

    Планируемые результаты обучения* (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций), Критерии оценивания результатов обучения
    ВЛАДЕТЬ: навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития Отсутствие навыков Фрагментарное применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития В целом успешное, но не систематическое применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития Успешное и систематическое применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития
    ВЛАДЕТЬ: технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере научных исследований Отсутствие навыков Фрагментарное применение технологий планирования в профессиональной деятельности В целом успешное, но не систематическое применение технологий планирования в профессиональной деятельности В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение технологий планирования в профессиональной деятельности Успешное и систематическое применение технологий планирования в профессиональной деятельности
    ЗНАТЬ: методы научно-исследовательской деятельности Отсутствие знаний Фрагментарные представления о методах научно-исследовательской деятельности Неполные представления о методах научно-исследовательской деятельности Сформированные, но содержащие отдельные пробелы представления о методах научно-исследовательской деятельности Сформированные систематические представления о методах научно-исследовательской деятельности
    ЗНАТЬ: Основные концепции современной философии науки, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира Отсутствие знаний Фрагментарные представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира Неполные представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира Сформированные, но содержащие отдельные пробелы представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира Сформированные систематические представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира

    УК-5(6) Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ

    Тип КОПМЕТЕНЦИИ:

    Универсальная компетенция выпускника программы аспирантуры.

    ПОРОГОВЫЙ (ВХОДНОЙ) УРОВНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБУЕМЫЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

    Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры, должен:

    возможные сферы и направления профессиональной самореализации; приемы и технологии целеполагания и целереализации;пути достижения более высоких уровней профессионального и личного развития.

    выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту; формулировать цели профессионального и личностного развития, оценивать свои возможности, реалистичность и адекватность намеченных способов и путей достижения планируемых целей.

    приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач; приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально-значимых качеств с целью их совершенствования.

    Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) Критерии оценивания результатов обучения
    ВЛАДЕТЬ: приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач. Не владеет приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач. Владеет отдельными приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, допуская ошибки при выборе приемов и технологий и их реализации. Владеет отдельными приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, давая не полностью аргументированное обоснование предлагаемого варианта решения. Владеет приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, полностью аргументируя предлагаемые варианты решения. Демонстрирует владение системой приемов и технологий целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению нестандартных профессиональных задач, полностью аргументируя выбор предлагаемого варианта решения.
    ВЛАДЕТЬ: способами выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путями достижения более высокого уровня их развития. Не владеет способами выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путями достижения более высокого уровня их развития. Владеет информацией о способах выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путях достижения более высокого уровня их развития, допуская существенные ошибки при применении данных знаний. Владеет некоторыми способами выявления и оценки индивидуально-личностных и профессионально-значимых качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, при этом не демонстрирует способность оценки этих качеств и выделения конкретных путей их совершенствования. Владеет отдельными способами выявления и оценки индивидуально-личностных и профессионально-значимых качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, и выделяет конкретные пути самосовершенствования. Владеет системой способов выявления и оценки индивидуально-личностных и профессионально-значимых качеств, необходимых для профессиональной самореализации, и определяет адекватные пути самосовершенствования.
    УМЕТЬ: формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей. Не умеет и не готов формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей. Имея базовые представления о тенденциях развития профессиональной деятельности и этапах профессионального роста, не способен сформулировать цели профессионального и личностного развития. При формулировке целей профессионального и личностного развития не учитывает тенденции развития сферы профессиональной деятельности и индивидуально-личностные особенности. Формулирует цели личностного и профессионального развития, исходя из тенденций развития сферы профессиональной деятельности и индивидуально-личностных особенностей, но не полностью учитывает возможные этапы профессиональной социализации. Готов и умеет формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей.
    УМЕТЬ: осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом. Не готов и не умеет осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом. Готов осуществлять личностный выбор в конкретных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, но не умеет оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом. Осуществляет личностный выбор в конкретных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивает некоторые последствия принятого решения, но не готов нести за него ответственность перед собой и обществом. Осуществляет личностный выбор в стандартных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивает некоторые последствия принятого решения и готов нести за него ответственность перед собой и обществом. Умеет осуществлять личностный выбор в различных нестандартных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом.
    ЗНАТЬ: содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда. Не имеет базовых знаний о сущности процесса целеполагания, его особенностях и способах реализации. Допускает существенные ошибки при раскрытии содержания процесса целеполагания, его особенностей и способов реализации. Демонстрирует частичные знания содержания процесса целеполагания, некоторых особенностей профессионального развития и самореализации личности, указывает способы реализации, но не может обосновать возможность их использования в конкретных ситуациях. Демонстрирует знания сущности процесса целеполагания, отдельных особенностей процесса и способов его реализации, характеристик профессионального развития личности, но не выделяет критерии выбора способов целереализации при решении профессио-нальных задач. Раскрывает полное содержание процесса целеполагания, всех его особенностей, аргументированно обосновывает критерии выбора способов профессиональной и личностной целереализации при решении профессиональных задач.

    Приложение 3

    «Общие проблемы истории и философии науки»

    1.Взаимоотношение философии и науки: основные концепции.

    2. Проблема статуса науки. Три аспекта бытия науки: наука как система знания, наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт.

    3. Основные подходы к анализу науки. Философия науки. Социология науки. Науковедение.

    4. Наука в системе современной цивилизации. Интернализм и экстернализм.

    5. Проблема возникновения наук.

    6. Проблема классификации наук.

    7. Проблема рациональности научного знания.

    8. Проблема оснований науки.

    9. Научная картина мира, её роль в современной философии науки.

    10. Индуктивно-эмпирическая модель построения научного знания: её возникновения и развития, основные достоинства и недостатки.

    11.Гипотетико-дедуктивная модель построения научного знания: её философские основания и современное значение.

    12. Основные концепции роста научного знания: классический позитивизм и эмпириокритицизм.

    13.Логико-философские предпосылки логического позитивизма. Венский кружок.

    14.Основные идеи позднего логического позитивизма (Р. Карнап). Основные причины развала логического позитивизма.

    15.Фальсификационизм К.Поппера.

    16.Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса.

    17.Теория парадигм Т.Куна.

    18. Гносеологический анархизм П.Фейерабенда.

    19.Эволюционная эпистемология: основные принципы и подходы к развитию.

    Экзаменационные вопросы по разделу

    «Философские вопросы социально-гуманитарных наук»

    (для аспирантов социо-гуманитарных направленностей)

    1. Становление социально-гуманитарного знания в рамках философии.

    2. Взаимодействие философского, естественнонаучного и гуманитарного знания.

    3. Связь науки с обществом. Формы социальных влияний на развитие социально-гуманитарных наук.

    4. Социальный контекст развития социально-гуманитарных наук в ХХ веке. Общетеоретические подходы.

    5. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

    6. Место социально-гуманитарного знания в структуре современного научного знания. Тождество и различие социальных и гуманитарных наук.

    7. Научное познание: специфика субъект-объектных отношений в познании человека и общества.

    8. Научная рациональность, особенности её проявления в социально-гуманитарных науках.

    9. Идеалы и нормы социально-гуманитарного знания эпохи модерна.

    10. Коммуникативная рациональность и коммуникативное действие. Коммуникативность в науках об обществе и человеке.

    11. Методология постмодерна: её влияние на современное состояние социально-гуманитарных наук.

    12. Язык науки: тождество и различие языка социально-гуманитарных наук и обыденного языка.

    13. Общенаучные методы познания и их специфика в социально-гуманитарных науках.

    14. Методы познания социально-гуманитарных наук.

    15. Научные теории в науках об обществе и человека.

    16. Философско-методологический анализ текста. Концепт пространства и времени в социально-гуманитарном знании.

    17. Проблема истины. Соотношение истины и правды. Идеологический контекст истины: истина и справедливость.

    18. Постнеклассическая наука. Новые методологии в социально-гуманитарных науках.

    19. Информационная революция и её влияние на развитие социально-гуманитарных наук. Компьютерное моделирование и его возможности в изучении когнитивных процессов

    20. .Информационное общество как средство построения «общества знания». Место и роль науки в обществах знания.

    Экзаменационные вопросы по разделу

    «Философские вопросы математических и естественных наук»

    (для аспирантов естественно-математических направленностей)

    1.Социокультурные концепции развития математики.

    2. Тождество и различие фундаменталисткого и нефундаменталиского направлений в математике.

    3. Проблема обоснования математики.

    4. Эмпиризм и априоризм в истолковании математических понятий.

    5. Особенности современной математизации знаний.

    6. Место физики в системе естественно-научного знания.

    7. Философский анализ оппозиции редукционизма и холизма.

    8. Проблема описания элементарных объектов в современной физике.

    9. Философский анализ концепций пространства и времени.

    10.Компьютерные науки и физика.

    11.Соотношение физики и химии: редукция или интеграция?

    12.Основные этапы физикализации химии.

    13. Строение современной химической теории.

    14.Соотношение истории и философии химии.

    15. Место биологии в системе научного знания: исторический аспект.

    16. Проблема системной организации и системный подход в биологии.

    17. Роль биологического знания в формировании современной эволюционной картины мира.

    18. Информатика как междисциплинарная наука.

    19. Эпистемологическое содержание компьютерной революции.