Основные принципы и технологии управления толпой. Pr05 Управление толпой

Под словом " ТОЛПА " обычно подразумевается собрание индивидуумов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол > каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собраниё.

С одной стороны нам понятно, что под словом толпа мы пони маем просто определенную группу лиц, связанную одинаковой целью к тому же группу лиц различной принадлежности полов и возрастов Самый поразительный факт, наблюдавшийся в такой, образовавшейся толпе, следующий: каковы бы ни были индивидуумы, составляющие ее, каков бы ни был образ жизни, занятий, их характер или ум одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовалась своего рода душа, заставляющая их чувствовать, думать действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувство вал каждый из них в отдельности. Сформировавшаяся таким путем толпа представляет собой временный организм, образовавшийся и разнородных элементов, на одно мгновение в виде единого организма. Отсюда вытекают такие характерные черты, которые присущи любому мыслящему организму: импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы; податливость внушению и легковерие; преувеличение и односторонность чувств, впадание в крайности; нетерпимость, авторитетность и своеобразный консерватизм.

Следует отметить, что все вышеперечисленные качества присущи в какой-то мере каждому индивидууму, но в массе они возраст ют многократно. Лидеры, которые знакомы с психологией толпы, умело играя на ее чувствах, амбициях и настроении, а также, используя момент времени, могут руководить толпой, направлять ее и использовать в своих целях. При этом подготовленный лидер знает, что основными факторами, которые необходимо учитывать при воздействии толпу являются:

РАСА: данный фактор должен стоять в первом ряду, так как своим значением он превосходит все другие.

ТРАДИЦИИ: в традициях выражаются идеи, потребности и чувства прошлого расы, в них заключается синтез расы.

ЭПОХА: исторически обусловлено то, что период времени способствует возникновению, развитию и уничтожению верований; время дает силу и могущество и время же лишает того и другого. Время подготавливает мнения и верования толпы или, по крайней мере, почву, на которой они могут развиваться. Вот почему некоторые идеи могли быть осуществимы только в известные эпохи.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: Учреждения и правительства - это продукты расы, и не они создают эпоху, эпоха создает их. Народы управляются не так, как того требует их характер. Нужны целые века для образования какого-нибудь политического режима, и точно также нужны века для его изменения. Учреждения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи для какого-нибудь народа в данную минуту времени, могут быть совсем не пригодны для него в другую.

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: Этот фактор определяет цивилизованный, культурный и интеллектуальный уровень толпы. Чем выше образование и воспитание, тем больше вероятность взаимопонимания между лидером и толпой. Необходимо помнить, что толпа несколько напоминает сфинкса из античной сказки: надо либо научиться разрешать загадки, предлагаемые нам ее психологией, или же безропотно покориться тому, что толпа нас поглотит.

В заключение приводятся некоторые способы воздействия на толпу с целью управления ею:

1. ОБРАЗЫ, СЛОВА И ФОРМУЛЫ - Изучая психологию толпы, можно видеть, что на нее удается действовать с помощью образов. Такие образы не всегда имеются в нашем распоряжении, но их можно вызвать посредством умелого применения слов и формул. Искусно обработанные формулы получают действительно ту магическую силу, которая им приписывалась некогда адептами магии. Они могут возбудить в толпе самые грозные бури, но смогут также и успокаивать ее.

2. ИЛЛЮЗИИ - Толпа сама по себе никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становиться ее повелителем.

3. ОПЫТ - Опыт является единственным действительным средством для прочного укрепления какой-нибудь истины в душе толпы. Однако нужно помнить, что опыт должен быть совершенен в широких размерах и апробирован несколько раз.

4. РАССУДОК - На толпу нельзя влиять рассуждениями, так как ей доступны только грубые ассоциации идей. Чтобы убедить толпу, надо сначала хорошо ознакомится с воодушевляющими ее чувствами, притвориться, что разделяешь их, затем попытаться их изменить, вызывая посредством первоначальных ассоциаций какие-нибудь прельщающие толпу образы. Надо также уметь вернуться назад в случае нужды и, главное, уметь угадывать те чувства, которые порождаешь в толпе.

Управление толпой изнутри. Два-три агента, проникнув в ядро агрессивной (или готовой превратиться в агрессивную) толпы, имитируют испуг и распускают слухи: «Они идут! У них оружие!» Иногда эти действия дополняются выстрелами или похожими на них звуками, которые производят за углом единомышленники агентов. Под влиянием таких стимулов вместо массовой агрессии возникает массовая паника.

В другом варианте внимание агрессивной толпы пере носится на нейтральный объект. В таком случае либо жертвой насилия становится не тот, на кого была первоначально направлена ярость (один из самых подлых приемов политики вообще и манипуляции толпой в частности; хотя иногда жертвой может стать сам провокатор насилия), либо толпа из агрессивной превращается в стяжательную.

В романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам» есть такой эпизод. Командир боевого отряда по фамилии Сорокин своими сомнительными действиями вызвал яростное возмущение бойцов. Оказавшись перед агрессивно настроенной толпой подчиненных и будучи не в силах бежать или защищаться, он мгновенно сориентировался в ситуации, выбрал в толпе самое злобное лицо, указал на него пальцем и громко закричал: «Вот враг!» - и толпа набросилась на эту жертву. Сам Сорокин из объекта агрессии превратился в лидера агрессивной толпы...

В 70-е годы прошлого века в странах третьего мира многократно использовался такой ход. Агрессивная толпа, возбужденная деятелями правого (фашистского, националистического или клерикального) толка, направлялась громить левые организации и избивать их членов, «продавшихся Советам>} (мировому сионизму и т. д.). Когда на пути следования толпы попадался роскошный супермаркет или богатый особняк, проникшие в ядро агенты левой партии с криками: «Вон он! Там они!» - 6росались туда. За ними следовали остальные, и, оказавшись перед

незащищенными богатствами, люди принимались за грабеж.

Разумеется, потерпевшие хозяева не вызывали жалости у левых поскольку это были «буржуи-эксплуататоры», к тому же часто сочувствовавшие погромщикам, а то и участвовавшие в возбуждении массы для реализации своих политических задач.

21 августа 1991 года стало окончательно ясно, что бездарно организованный путч ГКЧП провалился, а с ним закончилось 74-летнее господство КПСС. После трех дней напряженного ожидания и переживаний наступила безоговорочная победа стихийно вышедших на улицы граждан над внешне грозной, но уже ослабевшей властью. Эйфория успеха, усиливаясь по механизму циркулярной реакции, придавала массе все более выраженные свойства толпы. Толпа же, наполняясь новыми участниками и пьянея от нежданного могущества, вожделела новых зримых побед; кое-где уже начала ощущаться жажда крови. На площади Дзержинского собрались тысячи людей, среди которых усиливались призывы к штурму мрачного и ненавистного здания КГБ. Если бы такие призывы воплотились в действие, следовало бы ожидать очень тяжелых последствий и человеческих жертв.

В этот момент кто-то сумел переориентировать внимание толпы с хорошо охраняемого здания на теперь уже беззащитный памятник Ф. Э. Дзержинскому, возвышавшийся в центре площади и многие годы казавшийся ее абсолютно незыблемым символом. При этом были использованы не только неприязнь людей к персонажу, но и давний слух о том, что памятник отлит из чистого золота, выкрашенного сверху густой черной краской. (Якобы таким образом Сталин спрятал золотой запас страны, «чтобы никто не догадался»; памятник был расположен и охраняем так, что подойти к нему и «постукать» прежде было немыслимо.) Послали за техникой, необходимой для того, чтобы снять тяжелый памятник, и в предвкушении грандиозного события толпа забыла об уже созревавшем намерении штурма. Сброшенный с пьедестала памятник оказался не только не золотым, но и вообще не литым, а полым внутри .

Чтобы толпой грамотно управлять, необходимо знать, что она обладает автоматическим мышлением

Как управлять толпой

Управление толпой находится в руках у лидера, который, обладая определенными качествами, ведет ее в нужное ему направление . Чтобы толпой грамотно управлять, необходимо знать, что она обладает автоматическим мышлением, то есть восприимчива к стереотипам и простым повторяющимся формам и образам.

При обращении к толпе, нужно тщательно продумывать речь, потому что зачастую большее влияние оказывает не точность информации, а ее образность, та эффектность, которая помогает в сознании толпы формироваться идеологическим представлениям. Выступление вождя должно изобиловать мощными словами, состоять из формулировок, вмещающих в себя знакомые всем понятия, например - братство, равенство, любовь и т.д. Не все до конца понимают, что значат эти слова, но звучат они для всех весомо. Также не стоит нагружать толпу перечислением сложных фактов и данных, особенно цифр, внимание будет рассеиваться, лучше сразу всё округлять и обобщать.

Когда оратор подкрепляет свои новые идеи прошлыми воспоминаниями, концепциями или эмоциями, таким образом, он соединяет в сознании слушающих хранимые в памяти верования и убеждения с настоящими событиями. Этот метод, основанный на прошлом знании, очень действует на мнение людей, меняя его и формируя заново.

Мышление, объясняющее реальность, бывает двух типов - основанное на идее-понятии и идее-образе. Отдельному человеку присуще первое, он мыслит по законам логики, т.е. понятиями. Для толпы же характерно мышление образами.

Чтобы успешно управлять толпой, необходимо научиться управлять ее воображением, и учитывать, что невозможно толпу заставить поверить в идею, которая для неё самой нехарактерна. Вождь должен производить впечатление, будто гипнотизировать людей – это уже половина успеха.

Пытаться влиять на толпу силой или умом бесполезно, управлять массой возможно только, управляя её воображением. По сути, вождь является обольстителем. И его основное оружие – обаяние, которое может превратить толпу в послушный безвольный организм. Воздействие вождя на массу людей похоже на работу гипнотизера – он помогает людям отключиться от ежедневных проблем и тревог, и поверить в другую, волшебную и приятную реальность. Оратор всегда должен поддерживать этот эффект, этот мираж в сознаниях людей, чтобы он не рассеялся.

Магия обольщения делает речь сильнейшим средством управления мыслями и настроениями масс. При чем вождь не скрывает свою технику, он открыто и откровенно создаёт иллюзии у всех на глазах, играет эмоциями и привлекает внимание. Он обольщает и тем самым уводит толпу в созданный им мир фантазий, который так необходим массам. Но не думайте, что все вожди просто актеры и мошенники, они сами проникаются собственными иллюзиями и верят в них, поэтому они могут порой выглядеть странно и эпатажно, их манеры и внешний вид могут сильно отличаться от среднестатистических.

У каждого вождя свой неповторимый стиль, но общие стратегии одни, их три разновидности.

Представление. Эта стратегия направлена на пространство – то есть место сбора толпы. Для большой массы людей нужно место: стадион, площадь или дворец культуры и спорта. Эти места и создаются специально для толпы, чтобы люди, попадая туда, становились единой массой, забывая об обычной жизни. Пространства на улицах и площадях предназначено для создания открытых толп, стадионы и дворцы подходят для закрытых.

В таких местах всегда есть отдельное место для вождя – сцена или трибуна, куда нацелено всё внимание людей. Встреча толпы и ее лидера может быть похоже на гипнотическое действо, в котором также важную роль играют символы, звуки, песни и окружающие предметы – флаги, листовки, плакаты. Все эти предметы важны в процессе объединения вождя и толпы, которая под воздействием этого всего становится абсолютно послушной и ведомой, а может натворить множество безумств.

Чтобы личность как можно глубже и сильнее растворилась в толпе, существует церемониал. Примером этого может быть застолье, когда индивиды превращаются в толпу и под воздействием музыки входят в состояние гипноза. Затем появляется вождь, что является главным событием, он начинает своё представление, основанное на обольщении, которое манипулирует простыми человеческими чувствами. Тщательно созданный образ вождя овладевает сознанием людей, покоряет, продуманные слова заставляют верить и проникаться идеями.

В речи вождя важна не логика, а те ассоциации, которые она вызывает в сознании толпы, она должна быть направлена на чувственную память.

И поэтому, третья стратегия – это убеждение. Оратор утверждает свою позицию, обороняет ее и доказывает словами и образами. Проталкиваемая идея не допускает возражений в своей правоте. При этом нужны решительные интонации, четкие фразы, риторические вопросы, уже подразумевающие понятные утвердительные ответы. В пропаганде идеи большую роль играет частое ее повторение, с помощью которого все мысли вождя с каждым разом становятся всё более осязаемыми, настоящими, входящими ещё глубже в подсознание.

Все убеждения формируются в идеологию и верования, и начинают распространяться очень быстро среди людей. Этому способствует не точность идей, а их постоянное повторение, и в итоге – заражение ими масс. При использовании всех трех стратегий, вождь добьется несомненного успеха, и в итоге осуществит коллективное внушение своих идей толпе.

Но если вы не собираетесь становиться вождем, то вам важно узнать, как не попасть и не раствориться в толпе.

Когда человек счастлив и живет в гармонии c собой, он вряд ли попадет в толпу. Фрейд в свое время говорил, что главное в жизни: любить и работать. И правда, если у человека реализованы эти потребности, он занят любимым делом и живет с любимым человеком – он не захочет идти в толпу и проникаться ее идеями. Главное лекарство от попадания в толпу – это стать собой, тем, кем вы должны быть, найти своё дело, себя в нем, и тогда никогда вы не растворитесь в толпе.

Обычные люди, не нашедшие свой путь, зависимы от мнений, от любви толпы, они легко растворяются и зависят от неё. Они подвержены влиянию общественных идей и верований, это поглощает их. Но необходимо отличать общественные группы от толпы.

Давайте подробнее рассмотрим понятия групп.

Если у толпы есть какая-то определенная цель, то она может стать ассоциацией – это один из этапов развития группы, на котором у всех её участников есть одна четко сформулированная задача. Пример ассоциации - очередь в магазине за определенной вещью.

Ассоциация может развиваться дальше, если держится в своем составе долго, то начинают появляться руководители, затем неформальные лидеры, и далее идет распределение ролей между ее членами. Таким образом, ассоциация перерастает в кооперацию – следующий этап группы, на котором она уже начала достижение цели и ее участники присвоили себе роли.

Примеры ассоциации вокруг нас – это практически любая новая группа - и очередь в магазине, и только собравшийся первый класс в школе, группа первокурсников в университете и т.д . На первых порах в ассоциации все равны, но после распределения ролей выделяются лидеры и активисты. Если вам никогда не удавалось занять позицию лидера ни в одной ассоциации, то скорее всего виноваты не обстоятельства, а вы сами. Не упускайте момента и в каждой только образовавшейся ассоциации пробуйте стать лидером – это поможет вам в преодолении психологических блоков.

Самое интересное начинает происходить, когда ассоциация переходит на этап кооперации, когда группа вовсю работает, пытаясь достичь своей цели – студенты обучаются, рабочий коллектив производит продукцию, группа туристов совершает обход достопримечательностей. И тут плетутся интриги, руководители сдают позиции и не справляются с управлением, появляются неформальные лидеры и группы, члены группы начинают переходить в другие. Объединить заново группу пробуют с помощью агитации и пропаганды, но если ничего не выходит, то за этим следуют захваты власти, смещение лидеров, перевороты и т.д.

Помимо внутренней борьбы участников, существует борьба между группами за лидерство – между спортивными командами – за участие в соревнованиях, в рабочих коллективах – за премию, в студенческих – за гранты и стипендии.

Если такая внешняя борьба между группами занимает больше рабочего времени, чем все остальные внутренние процессы, то группа становится процессуальной. Такие группы мы можем наблюдать в коллективах государственных учреждений – в школах, больницах, институтах. Если это группа частной компании или фирмы, то внешняя борьба будет слишком отвлекать коллектив от необходимой работы для существования бизнеса. Вскоре фирма развалится.

Когда группы в коллективе слишком увлекаются групповой борьбой, руководитель должен стараться сбалансировать работу так, чтобы выровнять все процессы и чтобы борьба положительно сказывалась на развитии предприятия. Сражающиеся группы – это те коллективы, которые постоянно борются за свои границы и положение. Пример – спортивная команда, во время важных соревнований выглядит очень сплоченной, хотя в обычной обстановке ее члены могут друг друга недолюбливать и плести интриги за спиной друг у друга.

Для сплочения группы легче всего сделать ее сражающейся, для этого нужно лишь четко определить врага, против которого будут все сражения – соперники, другая команда, демократы, империалисты, контрреволюционеры и т.д. Но абсолютно все группы, основанные на сражениях, распадутся в итоге – либо при разделе наград при победе, либо при определении виновного при поражении.

Когда группа успешно достигает своих целей, она является активной – отношения между участниками дружелюбные, они вместе создают качественную продукцию. В итоге такая группа перерастает в коллектив – это тот уровень, на котором участник для реализации целей группы может ущемлять свои интересы, но при этом, с достижением целей группы, удовлетворять их.

При вступлении в группу, обязательно определите – кооперация это или коллектив, это очень важно для вашего успеха.

Коллектив открыт для новых участников, там важны дружественные связи и развитие. Кооперации часто распадаются, особенно в неблагоприятных экономических условиях, а коллектив напротив, крепче объединяется. В коллективе люди работают долго и продуктивно, даже после выхода из него с добром и радостью вспоминают о сослуживцах.

Кооперация со временем может переходить на следующий этап, и если коллективом стать не удалось, она будет корпорацией. Её характерная черта – эгоизм группы, проникнуть в ряды сложно, но если получилось, можно больше ни о чем не переживать, даже о своем развитии. Чужаков в корпорацию почти не пускают, а ее члены относятся друг к другу очень холодно.

Настоящих коллективов, дружных, сплоченных и продуктивных на сегодняшний день крайне мало, от этого так много людей, обращающихся к психологу, ведь при успешной работе в дружной группе у человека не возникает психологических проблем.Поэтому при выборе работы или места учебы очень внимательно относитесь к тому коллективу, в котором вам нужно будет трудиться. опубликовано

(6)

В статье описан закон "5-ти процентов", который проявляется в любой группе людей и активно применяется для манипулирования сознанием толпы.

Многие ученые в свое время называли большие толпы людей настоящим живым существом, способным на многое. И они ошибались в своем утверждении, ведь закон «5-ти процентов» доказывает, что далеко не вся толпа принимает решение в каком-либо вопросе. Но вот парадокс - не все принимают, но абсолютно все участвуют в исполнении этого вопроса.

Но, прежде чем объяснить вышеописанную аксиому, нужно вспомнить такое понятие, как автосинхронизация. Психологи этим словом называют общественное явление, в котором небольшая часть толпы начинает синхронно исполнять некоторое действие. В итоге, вся толпа неосознанно присоединяется к исполняющим и монотонно повторяет их движения. Если раньше специалисты не могли точно назвать соотношение исполняющего количества людей к повторяющим, то сейчас уже известно, что ровно 5 процентов толпы могут заставить оставшиеся 95 процентов следовать за собой. Иными словами, чтобы заставить мирно пасущийся табун лошадей побежать, нужно спугнуть всего лишь пять процентов лошадей. Если побегут эти 5 процентов, то все остальные животные без промедления помчатся за ними.

Как видно, этот закон позволяет осуществлять управление толпой в любом направлении. Так, на митинги и акции достаточно запустить лишь 5 процентов агрессивно настроенных людей, как доброжелательный протест превратится в настоящее ледовое побоище. И так уже не раз было в мире, ведь политика - дело жесткое, но достаточно проницательное и ловкое для того, чтобы все это прикрыть размытым и до конца не изученным понятием загадочной человеческой психики.

Закон «5-ти процентов» не только объясняет собой резкое изменение общественного настроения или модные ныне флешмобы. Он также помогает создавать крепкие и нерушимые коллективы. Так, исходя из этого закона, становится понятно, что рабочий коллектив, превышающий в своем общем количестве 20 человек, никогда не станет одной успешной группой, ведь в нем в судьбоносную пятерку процентов будет входить чуть больше, чем один человек. А вот группа людей из 20 и меньше человек имеет все шансы постоянно двигаться под руководством всего лишь одного избранного начальника. То же касается и преподавания, ведь даже самому авторитетному педагогу трудно будет сконцентрировать внимание студентов на теме лекции, если их в аудитории будет 30-40 человек.

Закон «5-ти процентов» - это настоящее оружие в современном мире. Именно с помощью этого закона проводятся массовые распродажи залежавшегося товара и именно с ним приходят к власти те, кто знает, как быстро и эффективно повлиять на бессознательную часть психики толпы.

Массовые протесты снова в тренде - по количеству митингов и беспорядков 2014-й едва ли уступает горячему 2011-му. Уже несколько месяцев не могут успокоиться Гонконг, Мексика и США. В какой момент артикулированная демонстрация протеста превращается в начало многодневной борьбы? Как политический митинг перетекает в столкновение с полицией и герилью? Мы решили разобраться в искусстве управления толпой и составили небольшой гид для будущих диктаторов и борцов с ними.

Виды толпы

Действующие толпы различаются между собой преобладающим эмоциональным настроением: для панических толп это ужас, агрессивных - ярость, повстанческих - воодушевление, стяжательных - жажда обладания и страх необладания. Экспрессивная толпа может превратиться в действующую и наоборот - например, когда заканчивается матч и зрители стекаются к единственному выходу, в борьбе за выход толпа, которая только что была экспрессивной, превращается в стяжательную. Это же настроение характерно для толпы в час пик. Лёгкость эмоционального переключения, свойственная коллективному поведению, используется в целях манипуляции.

скопление людей, не объединённых общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Зарождение толпы

Собрание людей, случайное или намеренное, превращается в толпу, не поддающуюся рациональному контролю, по механизму взаимного заражения, то есть передачи эмоционального состояния на психофизиологическом уровне - так называемой циркулярной реакции.

Она возникает, например, при попадании в компанию, где все смеются над какой-то контекстной шуткой, и вы, заражаясь всеобщим настроением, непроизвольно улыбаетесь.

Циркулярная реакция сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие: концерт, киносеанс, застолье, деловое собрание.

Во времена первобытных племён процесс взаимного заражения перед битвой или охотой выполнял функцию сплочения и мобилизации, способствуя усилению интегральной эффективности группы. При повышенной циркулярной реакции организованная группа вырождается в толпу, не поддающуюся управлению рациональными доводами. В толпе эмоциональное поведение других людей усиливает импульсы и эмоции индивида, и это усиление идет «по кругу»: видя и слыша интенсивную реакцию соседа (выражение страха, недовольства или ликования), каждый, в свою очередь, получает стимул для ещё более экспрессивного поведения. Поэтому циркулярную реакцию называют ещё эмоциональным кружением.

Почему в толпе мы забываем о хорошем поведении?

В 1970-е в США был проведён эксперимент. Исследователи разбросали по людным местам студенческого общежития запечатанные письменные конверты, на которых была марка и адрес получателя, но не было имени отправителя. Нужно было определить, какая доля «утерянных» конвертов будет возвращена на почту нашедшими их студентами. Казалось бы, чем больше людей будет проходить мимо письма, тем больше писем будет опущено в почтовый ящик. Но только 60 % писем, оставленных в общежитиях с высокой плотностью проживания, было отправлено по почте, в то время как в общежитиях с низкой плотностью были отправлены все письма. После проведения опроса выяснилось, что чувство ответственности у тех, кто жил в условиях высокой плотности населения, гораздо слабее. Это, в частности, могло объясняться более сильным чувством одиночества и анонимности, которое испытывало большинство из них.

Высокая плотность характерна как для перенаселённых мегаполисов, так и для стихийных массовых движений - столпотворений, восстаний, городских парадов. Высокая плотность является причиной ослабевания чувства ответственности у участников этих движений. Они имеют форму так называемых экспрессивных (экстатических) толп - ритмически выражающих какую-то эмоцию (если речь идёт, например, о публике на футбольных матчах) или действующих, политически наиболее значимых и опасных.

основные характеристики толпы -

импульсивность, внушаемость, иррациональность, преувеличение чувств, неустойчивость

Как можно стать частью толпы через телевизор?

Для индивидов, находящихся в толпе, характерно «впечатление универсальности» - мысленный образ большого числа людей, которых он считает не только присутствующими, но и реагирующими так же, как он. Из-за этого эффекта изолированный индивид, например одинокий телезритель, становится «человеком толпы», имеющим «ум толпы», подчинённый зачастую нелогичному, внушённому мнению большинства.

Впечатление универсальности может иметь социальные последствия - по выражению Оллпорта, внесшего существенный вклад в теорию толпы, «к самым серьёзным бедам американской демократии относится чрезмерная чувствительность к контролю над личными мнениями, осуществляемому своего рода толпой. Впечатление универсальности в сочетании с конформностью аттитюдов столь сильно, что люди с трудом терпят свободу мысли» (1960). Этим можно объяснить то, какое заразительное действие оказали массовые протесты в Фергюсоне в других городах США, дойдя до Европы - очевидно, степень конформности и «впечатление универсальности» на западном континенте таковы, что телезритель быстро оказывается «заражённым» эмоциональным настроением общественности и становится участником массовых движений, не выходя из дома.

Для индивидов, находящихся в толпе, характерно «впечатление универсальности» - мысленный образ большого числа людей, которых он считает не только присутствующими, но и реагирующими так же, как он.


География толпы

Чтобы разобраться в приёмах управляющего воздействия на толпу, стоит обратить внимание на феномен, который называют географией толпы. Она определяется различием между плотным «ядром» и более разреженной «периферией».

В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказавшиеся там сильнее испытывают его влияние. Обычно это несколько десятков наиболее опасных активистов. Все остальные их поддерживают - активно (поощрительными выкриками, улюлюканьем и другими междометиями) или пассивно, на самой же периферии находятся зеваки. Там обнаруживаются свойства окказиональной толпы - собравшейся случайно (в отличие от конвенциональной). Именно периферия придаёт ядру силу мотивации, создавая ощущение анонимности и безнаказанности.

Как управлять толпой?

1. Разделяй и властвуй

Управление толпой рекомендуется начинать с периферии, чьим вниманием легче завладеть. Примером воздействия на периферию толпы является случай, произошедший во время всплеска антикоммунистических настроений в Турции в 1969 году, где запрещённая коммунистическая партия находилась на полулегальном положении. Толпа религиозных фанатиков напала на здание, в котором располагался партийный комитет. Завязался бой с применением камней и «коктейлей Молотова» (бутылок с зажигательной смесью). Но силы были неравны, и защитникам здания грозила физическая расправа.

В разгар боя на улице неожиданно появились четыре американские туристки в мини-юбках. Эта новая мода уже распространилась в Англии и в США, но в Анкаре такого ещё не было. Большая часть «периферии», отвлечённая зрелищем, удалилась вслед за девушками. На площади осталось несколько десятков человек (ядро), которых удалось быстро рассеять.

Автомобильная авария или раздача дефицитных товаров могут отвлечь значительную часть массы. Тем самым агрессивная, конвенциональная (собравшаяся по определённому поводу) или экспрессивная толпа превращается в одну или несколько окказиональных (или стяжательных, борющихся за доступ к какому-то ресурсу или зрелищу) толп, лишая ядро эмоциональной подпитки.

Автомобильная авария или раздача дефицитных товаров могут отвлечь значительную часть массы.


2. Деанонимизируй это

Для воздействия на толпу изнутри агентам следует проникнуть в ядро и использовать повышенную внушаемость и эмоциональную возбудимость, характерную для его участников. Так, приёмом воздействия является деанонимизация. Чтобы усилить чувство ответственности, в толпе достаточно появиться людям с фотоаппаратами и камерами, чтобы социальная идентичность участников массового движения усилилась и кому-то из них стало совестно за происходящее.

3. Очень плохая музыка

Ещё один комплекс приемов влияния на действующую толпу связан с использованием ритма.

Действующая толпа, в отличие от экспрессивной, аритмична, и музыкальный ритм может способствовать превращению одной толпы в другую, что облегчает дальнейшие манипуляции. Нейрофизиология моторики такова, что под воздействием звуков люди невольно начинают двигаться в такт, и толпа из агрессивной может превратиться в экстатическую. Уже с 1960-х годов американские посольства во многих странах третьего мира применяли мощные динамики и записи рок-музыки. Это средство использовалось в тех случаях, когда происходящая около посольства антиамериканская демонстрация превращалась в агрессивную толпу.

Для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы, а для противодействия панике служит более медленный размеренный ритм марша или гимна. В 1938 году на трибунах парижского национального велодрома по окончании соревнования возник небольшой пожар. Сотрудникам удалось быстро локализовать огонь, но уже десять тысяч зрителей двинулись к единственному выходу. Ситуация грозила стать смертельно опасной, но в толпе оказалось два смельчака, которые начали громко скандировать: «Ne-poussepas!» («Не-тол-кай!»). Ритм подхватили окружающие, он волной прошёл по толпе. Через несколько минут все хором скандировали эту фразу; толпа превратилась в экспрессивную, страх и суета сгладились, и все благополучно покинули трибуны.

Паника в толпе

Поведение панической толпы можно назвать самым стихийным и в наименьшей степени поддающимся контролю и самоуправлению.

Паническая толпа может возникнуть из суммы индивидуально перепуганных людей, а может образоваться из-за страха, движимого группой. С наибольшей вероятностью паническая толпа возникает при отсутствии ясной общезначимой цели и эффективных лидеров. В слабо интегрированной группе для возникновения панической дезорганизации довольно даже смехотворной опасности.

Испуг вызывает, прежде всего, какой-то шокирующий сигнал, на который откликаются женщины и дети - наименее стрессоустойчивые и самые эмоционально реактивные участники массовых движений. Они суетятся, передавая страх остальным - начинается индукция и нагнетание эмоционального напряжения по механизму циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль и начинается паническое бегство.

Присутствие в толпе женщин и детей усугубляет панику ещё и потому, что звук высокой частоты - женские и детские крики - в стрессовой ситуации оказывает демобилизирующее влияние. По той же причине для противодействия панике лучше служит низкий мужской голос, чем высокий женский.

Испуг вызывает, прежде всего, какой-то шокирующий сигнал, на который откликаются женщины и дети - наименее стрессоустойчивые и самые эмоционально реактивные участники массовых движений.


Лови момент

В любой ситуации, провоцирующей коллективную панику, сразу после шокирующего сигнала, парализующего толпу, наступает переломный момент, когда неорганизованная группа является максимально поддающейся контролю. Люди оказываются в подвешенном состоянии и готовы следовать первой реакции, первому распоряжению, идущему извне. Реакция бывает парадоксальной. Например, по фрейдовскому механизму противоположной реакции, человек может от испуга броситься навстречу опасности, невольно ведя за собой других. Этот переломный момент, коллективное состояние готовности к первой реакции - самое подходящее время для начала эффективного руководства; его можно вызвать несколькими способами. Например, люди привыкли неподвижно застывать при звучании национального гимна - его передача через динамики может способствовать временному бездействию периферии. Другой приём - применение более сильного шокового воздействия. Например, выстрел в закрытом помещении на время парализует и создаст условия для организующего воздействия. В военной и художественной литературе описаны случаи прекращения паники на поле боя неожиданным приказом. Например, командир дивизии увидел, что один из его полков в ужасе побежал от несуществующего противника. Встав на пути убегающих, он громко крикнул: «Стойте! Снимайте сапоги!» Окрик и вправду возымел действие. Солдаты принялись снимать сапоги, их внимание было переключено с воображаемой опасности на конкретное действие, после чего удалось привести полк в боеспособное состояние.

Не менее остроумное решение принял наполеоновский маршал М. Ней. Когда его войска в панике бежали с поля боя, он послал адъютантов передать приказ, что солдаты должны пробежать без остановки ровно десять километров. По получении такого приказа войска пробежали ещё примерно три километра, затем остановились, пришли в себя и восстановили состояние боеспособности.

Встав на пути убегающих, он громко крикнул: «Стойте! Снимайте сапоги!» Окрик и вправду возымел действие.

Нет объективации

Последний случай объясняется спецификой волевого поведения - когда человек осознаёт себя активным субъектом, владеющим ситуацией, он поддаётся панике меньше, чем когда ощущает себя пассивным объектом. Паника может возникнуть тогда, когда способы преодоления опасности неизвестны, отсутствует план действий и участник ситуации осознаёт себя пассивным объектом событий. Если же в такой ситуации участник обладает каким-то планом действий (пусть неадекватным), он чувствует себя активным субъектом - и ситуация в его глазах меняется. Внимание переключается со страха и боли на предметную задачу, в итоге же страх уходит совсем, а болевой порог значительно повышается. Именно поэтому нередко участники войны не испытывают боли при ранениях, о которых они узнают только в госпитале, а ветераны, проявлявшие смелость в сражениях, испытывают ужас перед зубоврачебными процедурами, в которых они являются пассивными объектами, ограниченными в возможности принять какое-то решение.