Презентация на тему оноре домье. Оноре домье. Реализм во французской живописи


Жан Гюстав Курбе () родился в Орлеане. Отец был зажиточным землевладельцем и мечтал о юридической карьере для своего сына. Но Курбе в 20 лет едет в Париж и хочет стать художником. Он живёт в мансарде, трудится не покладая рук, пишет картины, копируя великих мастеров в Лувре. На портрете вальяжная поза, полузакрытые глаза, за которыми угадывается острый взгляд, обращённый в себя. Это личность человека со сложным духовным миром. Автопортрет с курительной трубкой










Оноре Викторен Домье (1808 – 1879) Надар Домье родился в Марселе в семье ремесленника. Крёстным отцом его стал настоящий художник. Зарабатывать на хлеб ему пришлось в 13лет. Сначала в качестве рассыльного в юридической конторе, а затем – в книжном магазине. После Домье поступил на службу к издателю и литографу. В 1830 году за свои литографии был признан врагом существующего режима.








Улица Транснонен Литография. О. Домье






Прачка О.Домье Женщина поднимается по лестнице, и рядом, держась за руку матери, карабкается по крутым ступеням крошечная девчушка. Мать держит узел мокрого белья, дочка – лопатку-валёк. Домье показал женщину-мать, труженицу, не сломленную тяжёлой работой. В ней ощущается достоинство и спокойствие.
Домье прожил долгую жизнь, он всегда был художником- пролетарием, с необеспеченным завтрашним днем, художником-журналистом. Однако никакие материальные лишения не сломили гордости Домье и его республиканских убеждений. Когда правительство предложило ему Орден Почетного легиона, Домье мужественно отклонил этот дар, со скромным юмором мотивируя свой отказ «желанием на старости лет глядеться в зеркало без смеха». Полуслепой и старый, Домье закончил бы свою карьеру в полной нищете, если бы не дружеская поддержка пейзажиста Коро, который приобрел для него небольшой домик, где Домье и умер. Всю жизнь он сражался, как и его герой Дон Кихот. Только не с ветряными мельницами, а с королями, и верил не в странствующих рыцарей, а в народ. Домье не отделял себя от своего века, и каждый его рисунок подтверждал сказанные им однажды слова: «Надо принадлежать своему времени».

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Центральным для творчества Жерико стало полотно «Плот «Медузы» (1818-1819). История создания картины - трагедия, происшедшей с кораблем «Медуза». Судно, принадлежавшее правительству Франции, затонуло у берегов Западной Африки по неопытности капитана, который, как говорили, получил это место по протекции. Из нескольких сот человек спаслась лишь горстка людей. Много дней они провели на импровизированном плоту. Жерико стремился воссоздать трагические события с максимальной достоверностью, беседовал с оставшимися в живых, построил модель плота и даже изучал трупы в морге. Художник избрал для картины момент, когда терпящие бедствие вдруг увидели вдалеке корабль, спешащий им на помощь.

4 слайд

Делакруа этому живописцу еще в большей степени, чем Жерико, присуще стремление захватить зрителя показом человеческих страстей: горя, смятения, страдания и героических порывов. К такому выводу можно придти рассматривая и сравнивая полотна романтиков. Картины «Свобода, ведущая народ»,

5 слайд

Творчество испанского художника Франциско Хосе Гойя, жившего на рубеже двух великих эпох, представляется уникальным художественным явлением с одной стороны, оно завершает эпоху Просвещения, с другой -олицетворяет собой романтические веяния. Необходимо обратить внимание на трансформацию искусства Гойи, который начинает как мастер галантных сцен, а в конце жизни создает потрясающие по силе и эмоциональной насыщенности бунтарские произведения.

6 слайд

«Портрет семьи Карлоса IV» (1808 г.). Художнику в картинной галерее дворца позировали все члены королевского клана. Обратим внимание на то, как непочтительно разместил художник царственных особ: кто-то стоит боком, кого-то вообще почти не видно за спинами, а в довершение всего на заднем плане зритель замечает самого автора, расположившегося за мольбертом.

7 слайд

«Расстрел повстанцев в ночь со 2 на 3 мая 1808 г.», написанное по свежим впечатлениям трагических событий - расстрела группы мадридских граждан наполеоновскими солдатами.

8 слайд

Основное внимание в этом содержательном блоке следует уделить Оноре Домье - одному из самых загадочных художников эпохи. Его искусство претерпело серьезную трансформацию: от графических карикатур в парижских сатирических журналах до живописных драматических полотен. Как карикатурист, мастер гравюры, Домье был достаточно известен широкой публике, а вот о его картинах и скульптурах знали лишь немногие близкие друзья. Знакомство с реалистическим направлением в изобразительном искусстве позволит углубить представления об эпохе, сделать ее более многомерной, дополнив образы новых героев, которые уже известны по литературным произведениям того времени, зрительными образами.

9 слайд

Современник и соотечественник блистательного Делакруа - французский художник Оноре Домье представлялся публике фигурой гораздо менее яркой и значительной: зрители вообще не были знакомы с Домье-живописцем. Домье начал как карикатурист, поставляя для всевозможных парижских еженедельников язвительные сатирические зарисовки сцен политической жизни и портреты видных политиков. Таким его знали читатели газет, с удовольствием разглядывавшие остроумные, смешные, а часто весьма злые рисунки. Литографии Домье мгновенно раскупались, они были известны всем и каждому. Мастер представлял на обозрение и суд публики отвратительную картину убожества и гнусности властей придержащих. Вот перед зрителем галерея их портретов. «Почетное место» принадлежит Луи Филиппу - «королю лавочников». Как похоже и вместе с тем глумливо изобразил его автор, сделав удивительно похожим на большую перезрелую грушу! А вот другая гравюра - «Законодательное чрево». На скамьях амфитеатра расположились депутаты, призванные вершить правосудие, мудро и справедливо управлять государством. А перед зрителями - толпа отвратительных уродов, панорама разнообразнейших пороков. Одним из первых Домье создал в своих произведениях образ рабочего. Такова гравюра «Убийство на улице Транснонен», написанная вослед кровавым событиям рабочего восстания в Париже в 1834 г. Литографии были выставлены в витринах и рассматривались толпами людей, наделав много шума, прежде чем полиции удалось конфисковать все копии.

10 слайд

Курбе писал и будет писать батраков, земледельцев, поденщиков, добывающих себе хлеб насущный тяжелейшим трудом. В картине «Дробильщики камней» будничная прозаическая сцена представлена мощно и монументально - так традиционно салонные художники писали на исторические или религиозные темы. Газеты немедленно обвинили автора в воспевании «безобразного», а устроители выставок перестали принимать работы скандального художника. Когда его работы в очередной раз были отвергнуты, Курбе нашел большой деревянный сарай, где и устроил свою персональную выставку.

11 слайд

Творчество Курбе и Милле дается обзорно, хотя, напомним, что появление самого термина «реализм» связано с именем Курбе. Одновременно с «Дробильщиками камней» в Салоне были выставлены близкие по духу картины французского художника Жана Милле (1814-1875). По образному выражению современников, споривших о путях развития реалистического искусства, «Курбе взломал двери, а Милле последовал за ним». Прочными духовными узами Милле связан с крестьянской средой. Мир, в котором он вырос, который хорошо знал и любил, - неиссякаемый источник творчества. Даже став известным и признанным, художник продолжает заниматься тяжелым крестьянским трудом, а живописи отдает свободные вечера. Осознать свое предназначение в искусстве оказалось непросто: на поиски собственного пути у художника ушло немало времени. Вначале Милле пытается подражать знаменитым мастерам, пробует писать жанровые сценки в стиле «галантной» живописи XIX в. Потом обращается к жанру портрета (их сохранилось немного). Этот опыт оказался более удачным, и Милле создает образы дорогих ему людей, пронизанные и согретые личным отношением автора. Трогателен чудесный портрет юной жены художника Полины Оно, щемящее нежное чувство испытывает зритель, вглядываясь в ее хрупкий облик. «Дробильщики камней» Жан Милле

12 слайд

Милле стремился к правде в искусстве и видел путь ее достижения в создании обобщенных типических образов. Таковы «Пряха», «Отдыхающий виноградарь», «Человек с мотыгой», «Крестьянки с хворостом». Все они близки и дороги автору, он горячо сочувствует им, стремится передать различные психологические состояния и настроения. В Салоне в 1857 г. экспонировалось сразу ставшее знаменитым полотно «Собирательницы колосьев». На фоне бескрайнего пейзажа выразительно и величаво написаны три согбенные женские фигуры, собирающие колоски. В ритме наклонов угадывается размеренная привычка к тяжелой работе. Картина произвела сильное впечатление на зрителей простотой сюжета, естественностью и пронзительным чувством любви и сострадания к человеку труда, который стал главным героем искусства Нового времени. «Собирательницы колосьев» «Пряха» «Человек с мотыгой» «Крестьянки с хворостом».

13 слайд

произведения Сезанна, Гогена или Ван Гога, на которых все «не похоже на настоящее», «не как в жизни», не преследовали цели копирования действительности (как, впрочем, и произведения любого художника). Авторы стремились создать «новую реальность», рожденную их воображением, пониманием и художественным видением действительности, что и обусловило выбор художественных средств.

14 слайд

Творчество Ван Гога наиболее сложно для группового обсуждения: даже сегодня его странные и манящие полотна вызывают массу споров. Эмоциональная насыщенность произведений, деформация и экспрессия образов, делающие изображения условными, предполагают наличие определенного зрительного опыта. Приемы, которые использовал художник, служили для передачи, выражения его собственных чувств и впечатлений; цвет, а не форму автор считал главным средством передачи замысла произведения. Натюрморт с цветами в бронзовой вазе Прогулка заключённых Звездная ночь. "Четыре вянущих подсолнуха.

«Импрессионизм и постимпрессионизм» - Неважно, ЧТО изображено, важно – КАК. Максимально яркие художественные образы. Клод Моне «Впечатление. Ван Гог «Дорога в Провансе». В поэзии – недосказанность. Яркие краски. Европейская культура XX века. Поль Гоген «Таитянские пасторали». Клод Моне «Лондонский туман». Пьер Ренуар «У моря». Последняя треть XIX – начало XX века, Франция.

«Искусство в 20 веке» - Динамизм собаки на поводке. 1912. Художники русского модерна. 25.10.1881- 08.04.1973 - испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер. Франц Марк. 13.05.1882 - 31.08.1963 - французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Женщина с Гитарой. 1913. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.

«Культура XX XXI» - Философ Освальд Шпенглер «Закат Европы». США,1931г. «Толпа» США,1928г. The Beatles на шоу Эда Салливана. Фридрих Вильгельм Мурнау. Проследить развитие культуры во второй половине XX-начале XXI века. Первый полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп». Братья Луи Жан и Огюст Люмьер - Создатели кинематографа.

«Импрессионизм» - Техника письма художников – импрессионистов – беглые пятна, мазки. Цель урока: К. Дебюсси, как и художники импрессионисты, накладывают штрихи то одной краской, то другой. Цикл для фортепиано «Детский уголок». «Кэк –уок» 1. Какой «кит» звучит? 2. Какое настроение музыки? Мир искусства прекрасен и удивителен!

«Художественная культура 19-20 веков» - Художественная культура 19- 20 века. 20 век. Русская художественная культура. Европейское искусство 19-20 века. История культуры 20 века – в Великой французской революции. Мировая художественная культура двух веков. Идеи светлого будущего Идеал свободной личности.

«Клеопатра» - Джованни Баттиста Тьеполо Антоний и Клеопатра. Реджинальд Артур. Вивьен Ли - "Цезарь и Клеопатра", 1945. Смерть Клеопатры, 1874. А.Кабанель. Юлий Цезарь и Клеопатра. Смерть Клеопатры, 1892. Клеопатра и Цезарь. Жан-Леон Жером (1866 г.). Введение. Клеопатра и Юлий Цезарь. Жан Андре Риксен. Рени Гвидо.

Всего в теме 20 презентаций


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Презентация по МХК «Оноре Домье». 11 классСинебрюхова Татьяна ВладимировнаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богдановская средняя общеобразовательная школа Каменского района Ростовской области п.Чистоозерный Оноре Домье 1808–1879 В октябре 1858 года в газете «Пэн» появилась большая статья, автором которой был Шарль Бодлер. Статья начиналась так: «Я хочу поговорить о художнике, занимающем одно из ведущих мест не только в области карикатуры, но и вообще в современном искусстве, о художнике, который развлекает парижан, день за днем удовлетворяя их потребности в забаве и непрестанно поставляя им пищу для веселья. И скромный обыватель, и делец, и мальчишка, и женщина - все смеются и - о неблагодарные! - проходят мимо, часто и не взглянув на имя автора. По сей день только настоящие ценители искусства сумели понять значительность его творчества и отнеслись к нему с должной серьезностью. Читатель, конечно, уже догадался, что речь идет о Домье». Оноре Домье родился на юге Франции, в Марселе, в семье потомственного стекольщика. Отец, Жан Батист, с юных лет увлекался литературой и даже опубликовал поэму «Весеннее утро», принесшую автору несколько похвальных отзывов со стороны членов марсельской Академии.В 1814 г. Домье-старший вместе с женой и сыном переезжает в Париж. Его поэма «Поэтические мечтания», опубликованная в 1823 г., осталась почти незамеченной, зато у Жана Батиста появилось много знакомых, среди них - Александр Ленуар, крупный археолог, хранитель Лувра, сыгравший определенную роль в художественном воспитании будущего художника. Так, Ленуар одобрил первые рисунки Оноре и стал обучать талантливого мальчика рисунку. Многие часы юный Домье проводил в Лувре, где особенно долго задерживался в залах античной скульптуры, Рембрандта и Рубенса. Уже первые острые карикатуры молодого художника обратили на себя внимание. Мусорщик. 1842 Прекрасный Нарцисс. 1842 С февраля 1832 г. Домье стал постоянным сотрудником журнала «Карикатура», где и появились его первые шедевры: «Законодательное чрево», «Свобода печати», «Попался, Лафайет! Получай, старина!», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Свобода печати. 1834. Биографы художника рассказывают, что еще в детстве Домье лепил человечков из замазки отца-стекольщика. Уже в Париже Домье начинает создавать раскрашенные глиняные бюсты. Сохранились тридцать шесть бюстов, представляющие сатирические портреты политических деятелей Июльской монархии. Они выполнялись Домье по свежему впечатлению, после возвращения из зала заседаний Палаты депутатов, где он мог присутствовать в ложах для прессы. Как вспоминал один из друзей художника, Домье работал над бюстами в течение нескольких минут, моделируя глину сильными и быстрыми движениями пальцев. Эти скульптуры Домье были близки работам французских романтиков Рюда и Бари динамизмом форм, свободой и умением обобщать, выделяя главное. Позднее эти скульптуры стали подспорьем при создании знаменитых литографий мастера. Так, литография «Законодательное чрево» (1834) является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. Как отмечает Н. Калитина, автор обстоятельного исследования о Домье (1955), «художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Он изобразил депутатов во время заседания палаты. Их лица выражают абсолютное безразличие к тому, что происходит. Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. Они бесконечно далеки от интересов народа. Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, лица, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности». А вот как один современник описывает литографию Домье «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»: «На эту литографию страшно смотреть, она поражает так же, как само событие, которое воспроизводит… Этот убитый старик, мертвая женщина, этот покрытый ранами человек, упавший на труп бедного малютки… Это не карикатура, не шарж, это кровавая страница современной истории, страница, созданная живой рукой и продиктованная благородным негодованием. Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты. Он сделал картину, которая, будучи лишь черно-белым рисунком на листе бумаги, не стала от этого ни менее значительной, ни менее долговечной. Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на ее виновниках. Рисунок, о котором идет речь, - это своевременно высеченная медаль в память о победе, одержанной над дюжиной стариков, женщин и детей…» Улица Транснонен 15 апреля 1834 года. 1834 В период 1835–1848 гг. художник, вынужденный по цензурным причинам отказаться от политической карикатуры, обращается к социально-бытовой карикатуре и иллюстрации. Появляются одна за другой его замечательные серии: «Современные филантропы», «Парламентские сцены», «День холостяка», «Супружеские нравы», «Пасторали» и многие другие, которые еще современники сравнивали с бальзаковской «Человеческой комедией», - настолько ярко, выпукло и правдиво изображены люди всех профессий тогдашнего французского общества.К середине 1830-х годов относятся первые живописные произведения Домье. Некоторые исследователи считают, что развитие Домье-живописца шло, несомненно, под значительным влиянием его графики. Первые живописные работы художника напоминают по своему построению литографии. Цвет не играет активной роли в воплощении замысла. Это особенно заметно в его картине «Два адвоката», выполненной параллельно с серией литографий «Служители правосудия». Два юриста пожимают руки «Домье обладал изумительной, почти божественной памятью, которая заменяла ему модель», - писал Бодлер. «Рисование по памяти, возможное благодаря врожденному мастерству, передача характера жестом, подчинение действительности творческой страсти, разделение пластической формы в цвете и тени, журнально-карикатурное происхождение новой живописной формы, постоянные переходы от комического к возвышенному, что соответствовало созданию новых духовных ценностей, душевная крепость человека из народа и непосредственность порывов, вера в моральную ценность человеческого достоинства и свободы - вот грани призмы, которая носит имя Домье», - писал Лионелло Вентури в своей замечательной книге очерков «Художники нового времени», недавно после долгого перерыва вновь изданной у нас. В мастерской Домье всегда было множество набросков, но это были не этюды, а в большинстве своем варианты, поиски композиции. Как отмечают исследователи, до конца 1850-х гг. Домье любил, сопоставляя освещенные и затененные поверхности, подчеркивать контуры фигур и выделять их силуэты на светлом фоне. В 1860-е гг. его манера письма становится более темпераментной. Светлые и темные извилистые мазки, соединяясь и расходясь, лепят форму, подчеркивают движение, экспрессию. Домье то жидко накладывает краску на холст, то пишет очень пастозно.Художник любил темную, несколько приглушенную цветовую гамму: глубокие коричневые, черные, темно-серые, красновато-коричневые тона. Часто он добавлял к этим тонам несколько пятен зеленого, синего, красновато-оранжевого. Свободными мазками он наносил контуры фигуры, подчеркивал объемность, а затем уже начинал работать в цвете.Понимание рисунка как способа передачи цвета и является методом Домье. Это чутко уловил Бодлер, когда говорил, что «в его карандаше живет не только черный тон, пригодный для контуров, он позволяет угадывать краску, так же как и мысль художника… Все художники, обладающие тонким пониманием искусства, почувствовали это в его работах».Это своеобразный синтез света и тени, идущий от Рембрандта, которого Домье глубоко изучил. Представление. Ок. 1860-х В живописи Домье можно выделить гротесково-сатирическую, лирическую, героическую, эпическую линии. Недаром современные исследователи творчества Домье сравнивают его с Рубенсом, Рембрандтом, Делакруа, Констеблем, Гойей, Йордансом. «Надо быть человеком своего времени», - любил повторять Домье. И он доказывал это своими живописными полотнами. Так, после июньской расправы над участниками революции 1848 года, когда было произведено двадцать пять тысяч арестов, множество людей отправлено в ссылку, когда тысячи рабочих, спасаясь от расправы, бежали из Франции, Домье создал несколько картин, изображающих эмигрантов.В одной из них представлена толпа быстро движущихся по пустынной местности людей. Диагональное построение композиции, контрастное освещение, насыщенный колорит с резкими вспышками синих, красных, белых пятен вносят в картину ощущение тревоги и драматизма. Художники перед Нотр-Дам. 1860-е Видное место в творчестве Домье занимает тема театра. Художника привлекал театр, его интересовали контрасты театрального света, таинственного и поэтического, меняющего и искажающего привычный облик людей и предметов. Покидая школу Ок. 1853–1855 В картине «Мелодрама» зрители кажутся массой, слитой в полутьме, их жесты становятся как бы общим жестом толпы, объединенной единым порывом. Великолепно передано пространство зрительного зала. Лаконично изображены герои, застывшие в напряженно-драматической позе. Художник мастерски пользуется валёрами. Здесь только два цвета: коричневый и белый. Но между ними столько оттенков коричневого разной цветовой силы, что появляется ощущение многоцветности. Собиратели гравюр. Ок. 1878 Любопытные перед витриной торговца картинами. 1850-е Большую роль в картинах Домье играют поза и жест человека, позволяющие создать характерный образ. У Домье есть ряд произведений, посвященных художнику-творцу и любителям искусства: «Художник», «Советы начинающему художнику», «Любитель эстампов». Любитель эстампов. Ок. 1860 Он изображает художника в момент творчества и ценителей прекрасного, любующихся произведениями искусства. Контрастное, но гармоничное освещение и сдержанный, спокойный колорит, присущие этим работам, сообщают изображенному ощущение удивительной гармонии. Свет объединяет все в единую среду, световая озаренность становится здесь адекватной духовному озарению, охватившему людей искусства. Мастер пользуется спокойными теплыми тонами, применяет рыжую, коричневую, зеленую эмаль, на фоне которой выступают желтый и голубой тона. Художник у мольберта. Ок. 1868 Известный французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал: «Домье - народный художник. Он умел разглядеть в этом мире народа, жизнь которого протекает в полутьме, если не во тьме, все живое, думающее, человечное, а следовательно, и великое для нас, прочих людей. Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки… Это люди - я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль».Слова видного архитектора можно отнести к знаменитой картине «Вагон третьего класса» (1863). Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Вагон третьего класса. 1863 Семья на баррикаде. 1848–1849 Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Персональная экспозиция Домье на Всемирной выставке 1882 года привлекла к нему всеобщее внимание. Так, именно в это время Ван Гог пишет в одном из писем брату: «Люди, подобные Домье, заслуживают самого глубокого уважения, ибо они - открыватели новых путей». Сцена из комедии (Мольера?), или Скапен. Ок. 1860-х А еще раньше, в 1865 году, Шарль Бодлер создает проникновенные стихи «Подпись к портрету Оноре Домье»:Художник мудрый пред тобой,Сатир пронзительных создатель.Он учит каждого, читатель,Смеяться над самим собой.Его насмешка не проста.Он с прозорливостью великойБичует Зло со всею кликой,И в этом сердца красота.………………………………..И смех его лучист, сердечен, И добр, и весел, и широк.И это самая глубокая оценка творчества великого Мастера.

Оноре Домье (1808 - 1879) Шарль Бодлер, французский поэт, отмечал, что гнев, с которым Домье вскрывает зло, «доказал доброту его сердца». Домье «Автопортрет» ахарова амара ергеевна, 2012 г. В Германии в конце XVIII в. был изобретн новый вид графики - литография (от греч. «литое» - «камень» и «графо» - «пишу», «рисую»). Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков черного цвета, различные по характеру штрихи и пятна, а также прекрасно ими тировать карандашный рисунок и набросок тушью. Литография давала много четких отпечатков, и е быстро освоила полиграфическая промышленность. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. С 1848 по 1871 год создал не менее четырх тысяч литографий и ещ столько же иллюстраций карандашом. Острейшая карикатура на короля Луи Филиппа принесла Домье широкую известность, особенно возросшую после того, как он был приговорен за нее судом к шести месяцам тюрьмы и штрафу. Оноре Домье. « Законодательное чрево». итография «аконодательное чрево» является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. десь художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. н изобразил депутатов во время заседания палаты. х лица выражают абсолютное безразличие к тому, что происходит. епутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. ни бесконечно далеки от интересов народа. х тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, лица, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности. Постоянным героем художника был Луи Филипп, на всех рисунках напоминающий огромную неповоротливую грушу. Домье Оноре. «Прошлое, настоящее, будущее» . 1834 О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Страшным пятном выплывает из мрака фигура мртвого мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. В тени распласталась женщина. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чрного и белого. - Эх, жаль будет, если эта мода когда - нибудь уйдет... Эти дамочки делают за меня половину моей работы! Оноре Домье. «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке!» 1857 г. Литография из серии "Салон 1857 года" «В театре» («Мелодрама») (ок. 1860 - 64) - Оноре Домье Оноре Домье. Прачка. C. 1860 - 61. ерево, масло. Paris, France. узей рсе, ариж, Франция. Саркастичный, беспощадно - насмешливый в графике, в живописи Домье предстает скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство уважения, симпатии, духовной близости, сострадания. Оноре Домье. « Дон Кихот и Санчо Панса». C. 1865 - 70. 1865 - 70. овая пинакотека, юнхен, ермания. Лгкие свободные мазки, отдельные контрастные пятна краски, соединяясь, рождают выразительный и яркий образ Дон Кихота. Он гордо восседает на тощей лошаднке, прямой и самоотверженный, - великий мечтатель, большой ребнок, искренне верящий в добро и справедливость. Домье Оноре. «Вагон третьего класса» . Около 1862 - 64 Известный французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле - ле - Дюк писал: «Домье - народный художник. Он умел разглядеть в этом мире народа, жизнь которого протекает в полутьме, если не во тьме, все живое, думающее, человечное, а следовательно, и великое для нас, прочих людей. Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки… Это люди - я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль». Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Оноре Домье «Художник перед Нотр - Дам» 1834 г. Оноре Виктор Домье «Художник и модель» 1870 г. Особенно увлекала Домье тема искусства, его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия. Излюбленные мотивы живописи Домье - театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры Оноре Домье «Любитель эстампов». 1857 - 60 г.г. Музей изящных искусств, Париж Шли годы.. Залито кровью героев пламя первой Коммуны. Домье семьдесят лет. В Париже открылась выставка его литографий, картин, скульптуры. Но на вернисаже не было автора. Многие думали, что он умер. А он в этот весенний день сидел в саду около маленького домика, грелся в лучах апрельского солнца, но не видел его лучей. Он был слеп. В феврале 1879 года Домье умер. Тело его перенесли на кладбище Пер - Лашез. На каменной плите можно прочесть: «Здесь покоится Домье. Человек доброго сердца. Великий художник, великий гражданин»,