Варианты мотиваций в зависимости от профиля компании. Творческий процесс немыслим без воображения что не поддается

Что такое воображение? Не все поддается непосредственному восприятию. Например, в наше время невозможно наблюдать бой гладиаторов, так как это явление далекого прошлого.

Однако силой воображения, на основе знаний истории, такую картину представить вполне возможно.

Вот почему так велика роль воображения в человека, особенно в искусстве, литературе, области научно-технического .

Роль воображения

Воображение — это свойство , позволяющее человеку создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе существующих восприятий и знаний.

Воображение как психический процесс присуще человеку, хотя его зачатки свойственны и (например, инстинкт содержит значительную долю воображения).

Причудливые и дерзкие «следы» воображения можно обнаружить на многих ключевых пунктах истории человечества.

Л. Н. Толстой видел одну из главных заслуг И. С. Тургенева (1818-1883) в том, что тот своим воображением создал тип «тургеневской женщины»: таковой не было в действительности, но после его романов о Лизе Калитиной, Елене Инсаровой и других она появилась.

Однако воображение может стать негативным фактором, особенно когда оно принимает извращенные формы.

Если на психофизический механизм, побуждающий работу воображения, воздействовать с помощью разного рода , то можно резко активизировать работу воображения, но сделать ее бесплодной и даже разрушительной — сначала для высших психических функций, а в итоге для биологической основы человека.

Ранее считалось, что с возрастом напор воображения снижается, однако новейшие исследования показали, что оно, скорее, принимает иные формы, слабее обнаруживаясь во внешних признаках, а сильнее сказываясь на результатах.

Творческий процесс немыслим без воображения, фантазии, вдохновения .

Люди искусства выражают это особое эмоциональное состояние по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей , вкусов, .

Французский философ Д. Дидро (1713-1784), по воспоминаниям современников, сочиняя, походил на одержимого.

Он бегал по комнатам, размахивал руками и кричал на весь дом, срывал с головы свой парик, подбрасывал его вверх, топтал и опять бросал.

Знаменитый французский писатель XVII в. Ж. Лафонтен (1621 -1695) писал свои басни не иначе, как при сильном дожде.

Сняв парик и шляпу, он часами расхаживал по улицам, твердя во весь стихи, споря сам с собой, неистово топая ногами и размахивая руками.

«Проблема мотивирования приводит в замешательство вот уже несколько поколений руководителей. Одна из причин этой проблемы в том, что мотивация не поддается непосредственному наблюдению».
Г.П. Латхем, Э.А. Лок

Начнем с терминов. Мотивация – это психологическое явление, определяющее деятельность человека. Мотив основан на потребности, направленной на определенный предмет. Стимулирование – это использование внешних факторов для получения заданной реакции человека. В процессе руководства внутренняя мотивация сотрудника и внешнее его стимулирование должны находиться в непротиворечивом взаимодействии. И здесь возникает серьезное затруднение, обозначенное в эпиграфе.

Для того чтобы менеджер мог соотносить применяемые стимулы с мотивами сотрудников, ему нужен практичный способ определения мотивов персонала. Описанная ниже модель предлагает такой способ. Модель объединяет все многообразие мотивов деятельности в две принципиальные группы:

  • группа мотивов творческого преобразования (здесь их будем называть «творческие мотивы»);
  • группа мотивов сохранения статус-кво («консервативные мотивы»).

Далее – подробнее об особенностях трудового поведения сотрудников с преобладающими мотивами одной или другой групп и, затем, о практическом применении этой модели, в первую очередь для организации системного материального стимулирования.

Консервативный мотив

Для людей с выраженным консервативным мотивом работа является частью необходимого жизненного порядка. На работу такие люди устраиваются потому, что так «положено». Выплата зарплаты и обеспечение нормальных условий труда, по мнению этого сотрудника, – безусловная обязанность работодателя. Со своей стороны, такой человек намерен (получив «нормальные» условия) трудиться тоже «нормально», добросовестно. Если условия труда, в том числе гарантированная зарплата, удовлетворяют сотрудника, то он будет дорожить такой работой и стремиться ее сохранить.

Консервативная мотивация приводит к появлению «охранного» поведения, направленного на минимизацию рисков. Проявляется охранное поведение в опоре на правила и в сопротивлении рискованным изменениям. Проще говоря, для сохранения стабильности сотрудник склонен следовать правилам и не делать ничего, что увеличит риски. Соответственно, такой сотрудник хорошо воспринимает стимулы, направленные на поддержание порядка. Наличие правил и ограничений и понимание меры взысканий за нарушения уже, как правило, являются для него достаточными стимулами. Но и к наказаниям, особенно если они обоснованы и упорядочены, сотрудник-консерватор относится с пониманием.

И наоборот, стимулы, направленные на поощрение достижений, на таких сотрудников действуют плохо. Оценивание труда может быть воспринято как проявление недоверия, а обещание премий за особые успехи – как несправедливое недовольство его добросовестным трудом. Переменная зарплата, даже четко привязанная к показателям деятельности (KPI), является для такого работника сильным стрессогенным (а значит – снижающим производительность труда) фактором.

И поскольку критерии оценки собственного труда у него обычно размыты (он служит «верой и правдой», предприятие платит «достойно»), несколько заниженная или несколько завышенная зарплата никак не влияет на интенсивность и качество его работы. Если же потребности в зарплате и в нормальных условиях труда не удовлетворяются существенно и постоянно, у сотрудника возникает недовольство работой. Он может жаловаться на дискомфорт или низкую зарплату, но не станет делать что-то особенное, чтобы заработать больше. Демотивированный консерватор долго не решается на поиск другой работы, но начинает «разрешать» себе все формы лени, за которые не предусмотрены взыскания. Именно эту ситуацию описывает старый советский афоризм «Они думают, что нам платят, так пусть они думают, что мы им работаем».

А что происходит, если потребности консерватора сильно «переудовлетворяются»? Свершить нечто, выходящее за пределы нормы, завышенная гарантированная зарплата, впрочем, как и другие неоправданные преференции, никак не стимулирует. А вот «охранное» поведение «переудовлетворенные» потребности безусловно усиливают, и чем более незаслуженные выгоды получает такой сотрудник, тем более осторожным он будет в своих решениях и поступках.

Творческий мотив

Формат статьи не позволит углубиться в природу творческой и консервативной мотивации. Поэтому просто постулируем, что антиподом охранного поведения является поведение творческое.

Если консервативный тип мотивирован сопротивляться изменениям в содержании, организации и условиях труда, то творческий тип нацелен на непрерывное изменение, преобразование действительности. Вот формулировка Николая Бердяева: «Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы». Работа для такого сотрудника – способ самореализации и достижения признания. Естественно, для такого сотрудника главным в работе является ее содержание и свобода деятельности. Стандарты, нормы, рутина – главные демотиваторы для такого типа работника.

Здесь надо подчеркнуть, что творческое поведение не является исключительной особенностью так называемых «свободных» профессий. Любая инновационная, проектная деятельность, маркетинг, коммерция и, разумеется, менеджмент – все это предполагает авторское преобразование действительности (к связи мотивации с профессиями мы вернемся ниже). Чем еще можно охарактеризовать сотрудника с творческой мотивацией? Такие особенности легко сформулировать, «переворачивая» изложенные в предыдущей части характеристики консерватора. Итак, творческий тип больше стремится к развитию, чем к стабильности; в новом видит скорее возможности, чем угрозы; обязанностям предпочитает желание, стандартам – эксперименты, а дисциплине – инициативу.

Главным драйвером для такого типа работников является ожидание радости переживания успеха. Согласно точной формулировке Уильяма Шутца, «радость – это чувство, возникающее у человека вследствие осознания реализации своих возможностей». Поэтому важнейшей частью мотивационной программы должны быть при постановке задач – критерии успеха, а при подведении итогов – его признание.

А каково значение материальных стимулов в случае сотрудника с творческой мотивацией? Очевидно – абсолютно символическое, в прямом смысле слова. Получать даже высокую зарплату – это не совсем то же самое, что быть успешным. Премия для такого типа людей – не столько материальное благо, сколько признак и мера успешности. Так же, как успешность спортсмена определяется количеством завоеванных медалей, успешность сотрудника может определяться им самим через размер его премиальных. Но только в том случае, если премирование находится в гармонии с действительными и признанными заслугами.

Без мотива

Осталось разобраться с ситуацией, когда у сотрудника нет ни консервативного, ни творческого мотива. Такого сотрудника можно было бы назвать немотивированным (или демотивированным, если он потерял былую мотивацию). Но немотивированный он только в том смысле, что не видит интереса ни в условиях труда, ни в трудовых победах. Только деятельности без мотива не бывает. Поэтому такому работнику нужен дополнительный мотив. Вот тут на помощь приходят деньги.

Не вдаваясь в подробности, отметим, что мотив трудовой деятельности такого сотрудника находится вне этой деятельности. Как правило, ему работа нужна, чтобы обеспечивать материальную основу своему существованию вне работы. Он, что называется, «зарабатывает на жизнь». Либо такая работа имеет для него конечную цель – скопить на приобретение чего-либо. Поскольку работник мотивирован исключительно деньгами, его зарплата должна быть максимально точно связана с показателями его труда. Иначе говоря, такая ситуация – основа сдельной оплаты.

Здесь нужно подчеркнуть, что такая ситуация вовсе не является плохой или даже особенной: далеко не каждая профессия и должность предполагают возможность и необходимость мотивации работника содержанием или условиями труда. Скорее наоборот – чем и объясняется распространенность сделки в оплате труда.

Варианты мотивации

Мы здесь рассматриваем модель, т.е. заведомо упрощенное представление реального явления. Но сводить мотивацию всех людей всего к трем типам – это слишком грубое приближение к реальности. Как правило, людьми движет не один тип мотивов, а их комбинация. И говорить можно только о преобладающем у человека типе мотивации. А для отображения таких комбинированных мотивов мы можем использовать координатную сетку:

На рисунке вы видите матрицу, на осях которой отложены по три степени выраженности каждого мотива. В ячейках №№ 3 и 7 показаны описанные выше группы с максимальной степенью консервативной и творческой мотивацией соответственно. 1-й номер – тот самый «немотивированный», а вернее – мотивированный исключительно деньгами тип. В остальных ячейках – комбинации этих мотивов в разных «пропорциях».

Оттенками зеленого фона по диагонали отображена значимость денег как стимула труда. Еще раз подчеркнем: белый фон не означает, что такому сотруднику не нужны деньги. Он означает, что обещание премирования или угроза депремирования не влияют на трудовое поведение такого сотрудника.

Наконец, заметим, что мотивация является результатом воздействия на человека множества как фундаментальных, так и ситуативных факторов, что, собственно, и создает для руководителя возможность влияния на трудовое поведение работников с помощью стимулов.

Как работать с моделью

Первое и очевидное: руководителю полезно в персональном подходе ориентироваться на тип мотивации своих подчиненных. Вы можете по описанным выше признакам определить тип мотивации каждого из своих сотрудников (по одному из девяти «подтипов») и дальше применять стимулы, максимально соответствующие их «профилям».

Но кроме индивидуального подхода компании нужны и системные решения, реализованные в корпоративных правилах поощрений и взысканий, в системе оплаты труда. Для принятия системных решений нужно выяснить, какие типы мотивации формируют на предприятии большинство (это будет правило), а какие – меньшинство (исключения) – как в целом, так и в разрезе профессиональных групп или по подразделениям.

От чего зависит реальное распределение персонала предприятия по типам мотивации? В устоявшемся предприятии работают вовсе не случайные в смысле мотивации люди. Большинство людей выбирают профессию и работу с учетом своих склонностей. Поэтому бухгалтерами обычно работают педантичные, внимательные и хорошо воспринимающие рутину люди. В коммерции преуспевают инициативные, коммуникабельные и гибкие. А те, кто хочет привнести в мир что-то новое, в зависимости от своих навыков становятся художниками или стартаперами. Таким образом, отраслевые профессиональные особенности и организационная структура предприятия создают своеобразные фильтры, отбирающие на рынке труда для каждого подразделения работников с определенными мотивами.

После этого внутри предприятия происходит вторичный отбор, связанный с организационной культурой, которая, в свою очередь, зависит от ценностей, исповедуемых менеджментом, и от стадии жизненного цикла компании. В молодых компаниях-стартапах фокус должен быть смещен к творческому «углу», в компаниях на стадии бурного роста наряду с сильной творческой составляющей должно быть много денежно-ориентированного персонала, в старых стагнирующих компаниях преобладает консервативная мотивация.

Поэтому на конкретном предприятии может быть выработана система стимулирования, ориентирующаяся на специфику предприятия и его подразделений, а не на индивидуальные особенности сотрудников. И, разумеется, такая система стимулов, в свою очередь, образует один из важнейших «фильтров», привлекающий и закрепляющих в компании кадры, соответствующие ее мотивационному профилю, и вытесняющий «неподходящий» персонал.

Матрицы, приведенные выше, показывают обобщенную приблизительную картину. Первое, что вы можете сделать в такой матрице – это изобразить фактический и целевой профили компании. Они будут совпадать, если вас устраивает характер организационной культуры, или будут отличаться, если у вас есть намерение что-то в этом плане изменить.

Профили можно определить в группе руководителей-экспертов. То, что у вас нет точного инструмента измерения мотивов, не страшно: опытные руководители способны интуитивно обобщить свои знания, наблюдения и ощущения, а групповое обсуждение минимизирует субъективные ошибки.

Затем вы можете сверить с профилем действующую систему стимулирования, чтобы понять, насколько она адекватна. Скажем, если у вас задан такой профиль, как на центральной матрице на рисунке выше («СТАРТАП»), а фактически 30% сотрудников получают фиксированную зарплату и 70% – работают на прямой сделке, налицо очевидное противоречие между желаемым профилем мотивации и инструментами стимулирования.

От профиля компании можно перейти к профилям подразделений. Разумеется, в каждом подразделении могут работать сотрудники с разными типами мотивации. Но персонал, задающий тон в организационной культуре (в первую очередь – руководитель), должен соответствовать целевому профилю своего подразделения.

Матрицу можно построить с помощью инструмента MS Excel «пузырьковая диаграмма», учитывающего численность групп персонала (размер «пузырьков» соответствует численности). На примере ниже показана такая диаграмма, включающая также цели изменений в характере мотивации трех групп сотрудников (красные «пузырьки»):

Итак, сравнивая целевые профили мотивации с фактически наблюдаемым поведением и с фактически применяемыми стимулами, вы сможете определить проблемы в кадровом составе и необходимые изменения в системах поощрений и взысканий.

Наконец, эта же матрица поможет вам выбрать оптимальные формы оплаты труда. На матрице ниже приведены пропорции, иллюстрирующие логику стимулирования. «С» означает «сделка», «Ф» - «фиксированная оплата», «Б» - «бонусы». Под бонусами здесь понимаются крупные премии, выплачиваемые за успешно завершенные проекты или особые достижения, а «сделка» – это, конечно, привязка зарплаты к измеримым результатам труда. Запись «Ф 50% С 50%» означает, что половина плановой зарплаты такого сотрудника должна быть фиксированной (зависеть от добросовестного выполнения должностных обязанностей в течение рабочего времени), а вторая половина – сдельной, зависящей от измеряемых показателей выполнения работ. Разумеется, показанные пропорции условны и демонстрируют общую логику модели.

Итак, теперь вы можете определять фактические и целевые мотивационный профили компании, подразделений и отдельных должностей, и назначать систему стимулирования, соответствующую целевым профилям.

Мы здесь не разбирались в том, за что именно нужно выплачивать бонусы, к чему привязывать сдельную оплату и материальные санкции. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Краткое описание

Воображение глубоко изучается психологией. Ученые разработали классификацию воображения по степени активности, по видам творческой деятельности. В первую очередь воображение подразделяется на активное (произвольное), когда образы возникают преднамеренно, в связи с заранее поставленной целью (в этом случае рождаются грезы, мечтания, фантазии), и пассивное, когда создание образов происходит преднамеренно. Активное воображение в свою очередь подразделяется на творческое и репродуктивное. При этом творческое воображение не всегда носит обязательно созидательный, конструктивный характер. Творческое воображение приводит к созданию нового (художественного образа в искусстве, инноваций в технике, смелых политических решений и т.д.).

Введение. 3
Глава I. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте. 6
1.1. Особенности воображения у детей дошкольного возраста. 6
1.3. Механизм творческого воображения. 14
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения дошкольника. 15

Прикрепленные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина»

Факультет: педагогики и психологии

Кафедра: общей и возрастной психологии

Курсовая работа по психологии

выполнила студентка ОЗО

специальности: «Педагогика и методика

дошкольного образования»

3 курса 37 группы

Понкратова Н. В. № ЗК

Рязань 2008г.

Введение.

Творческий процесс немыслим без воображения, фантазии, вдохновения. Люди искусства выражают это эмоциональное состояние по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей характера, вкусов, интеллекта.

Не все поддается непосредственному восприятию. Например, невозможно, скажем, в наше время наблюдать бой гладиаторов, так как это реалии далекого прошлого. Однако силой воображения, на основе переработке восприятий прошлого, такую картину представить вполне можно. Вот почему так велика роль воображения в деятельности человека, особенно в искусстве и литературе, в области научно-технического творчества.

Воображение – свойство сознания, позволяющее человеку создать новые чувственные и мыслительные образы на основе существующих восприятий и знаний.

Воображение глубоко изучается психологией. Ученые разработали классификацию воображения по степени активности, по видам творческой деятельности. В первую очередь воображение подразделяется на активное (произвольное), когда образы возникают преднамеренно, в связи с заранее поставленной целью (в этом случае рождаются грезы, мечтания, фантазии), и пассивное (непроизвольное), когда создание образов происходит преднамеренно (плодом такого воображения можно считать сновидения).

Активное воображение в свою очередь подразделяется на творческое и репродуктивное. При этом творческое воображение не всегда носит обязательно созидательный, конструктивный характер. Творческое воображение приводит к созданию нового (художественного образа в искусстве, инноваций в технике, смелых политических решений и т.д.).

Без богатого воображения любая творческая деятельность человека бала бы невозможной. Это объясняется следующим. Во-первых, сам продукт

творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представлены сначала в воображении творца и только затем становятся реальностью.

Во-вторых, первоначальный творческий замысел или проект почти никогда не остаются неизменными и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это изменение задуманного в ходе творческой деятельности является именно ее неотъемлемым свойством и не может происходить иначе, как в воображении.

Актуальность темы заключается в том, что социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В.В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования, имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении).

Проблема исследования.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и

необходимейшей способностью человека. Вместе с тем эта способность

нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с способностью фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Объектом исследования является воображение дошкольника.

Предметом исследования является организация работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Целью исследования является изучение особенностей и возможностей развития и активизации творческого воображения детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста;

Определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;

Провести экспериментальную работу по выявлению влияния творческого воображения детей дошкольного возраста;

дошкольного возраста.

Методы используемые в исследовании: метод наблюдения и метод тестирования.

Гипотеза исследования

Глава I. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.

1.1. Особенности воображения у детей дошкольного возраста.

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем и видоизменяющем свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

«Всякое изобретение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществ ившись физически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

Воображение – не действительность, но оно не может без

действительности, т. к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к

окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяется в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, ранее не существующий образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

«Воображение, - пишет С. Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемого в образной форме».

«Основной признак процесса воображения, - пишет Е. И. Игнатьев, - в той или иной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

«Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую

деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимающихся человеком в действительности.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т. е. опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностях личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что

воображение у ребенка иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В тоже время существует мнение, что у ребенка воображение богаче взрослого. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, чем а реальном. Но мы знаем, что интересы

ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой так же не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

Детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

Юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

Зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундам ент. В этом возрасте происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

Русский

Английский

Арабский немецкий английский испанский французский иврит итальянский японский голландский польский португальский румынский русский турецкий

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

Перевод "поддаются непосредственному" на английский

Другие переводы

Одни из этих аспектов поддаются непосредственному восприятию пользователей; другие же могут быть оценены лишь НСИ.

Are directly observable by users; others only the NSI can assess.">

Однако эти данные основывались на разных определениях, классификациях и временных интервалах, а поэтому не поддаются непосредственному сопоставлению.

Directly comparable.">

Популяции морских рыб не поддаются непосредственному визуальному определению, и в этой связи оценки численности осуществляются на основе концептуальных моделей, приемлемость которых нередко ставится под сомнение и со временем претерпевает изменения.

Предложить пример

Другие результаты

В большинстве случаев эти цели поддаются непосредственной количественной оценке, за исключением таких сложных областей, как защита детей, повышение успеваемости и обеспечение качественного образования.

In most cases, those goals are directly measurable, with the exception of challenging areas in child protection, learning achievement and education quality.

Are directly measurable, with the exception of challenging areas in child protection, learning achievement and education quality.">

Кроме того, Статистическое управление Канады не будет осуществлять руководство профессиональной подготовкой в тех областях, которые не поддаются непосредственной количественной оценке (причем число исключений из этого правила постоянно уменьшается), даже в тех случаях, когда эти области непосредственно связаны с рассматриваемыми Управлением вопросами.

Nor will Statistics Canada administer training in those areas that do not lend themselves directly to quantification (with a decreasing number of exceptions) even when they are directly linked to the subject at hand.

Lend themselves directly to quantification (with a decreasing number of exceptions) even when they are directly linked to the subject at hand.">

Физические последствия глобального потепления не поддаются непосредственной квалификации в качестве нарушений прав человека, и не в последнюю очередь в силу того, что вред, связанный с изменением климата, зачастую невозможно четко соотнести с действиями или бездействием конкретных государств.

The physical impacts of global warming cannot easily be classified as human rights violations, not least because climate change-related harm often cannot clearly be attributed to acts or omissions of specific States.

Easily be classified as human rights violations, not least because climate change-related harm often cannot clearly be attributed to acts or omissions of specific States.">

Как отмечал др Джаган, «ключевые факторы, которые вызывают возникновение наших проблем и которые поэтому могут использоваться для их решения, в большинстве своем не поддаются нашему непосредственному контролю.

Outside our immediate control.">

Комитет отмечает, что большинство показателей исполнения бюджета поддаются измерению и имеют непосредственное отношение к ожидаемым достижениям; при значительном расхождении фактических результатов с запланированными дается объяснение причины такого расхождения.

The Committee observes that most performance indicators are measurable and relevant to the expected accomplishments; an explanation is provided of significant variations in performance indicators, compared with the planned output.

Are measurable and relevant to the expected accomplishments; an explanation is provided of significant variations in performance indicators, compared with the planned output.">

Большинство организаций с успехом просчитывают и выверяют конечные результаты, ибо конечные достижения, как правило, поддаются количественной оценке и непосредственно зависят от деятельности, контролируемой руководителями программ.

Most organizations are good at defining and measuring results at the output level as outputs are generally measurable and directly influenced by the activities controlled by programme managers.

Measurable and directly influenced by the activities controlled by programme managers.">

Одни из них непосредственно связаны с состоянием самих лесов, они легко поддаются определению и называются "прямыми причинами".

Directly on the forest itself and are often easily recognizable in the field: these are referred to as "direct causes".">

Отмечалось также, что проблемы, вызванные введением санкций, во многих случаях непосредственно объясняются спецификой общего экономического положения пострадавших государств и не поддаются частичному решению.

It was also noted that problems stemming from the imposition of sanctions were in many cases part and parcel of the overall economic situation of the affected States and did not lend themselves to a piecemeal solution.

Parcel of the overall economic situation of the affected States and did not lend themselves to a piecemeal solution.">

Совет, возможно, пожелает предложить секретариату провести обзор отдельных проектов и программ, непосредственные результаты осуществления которых поддаются количественному анализу, с тем чтобы оценить принесенную ими пользу.

Непосредственные причины материнской, младенческой и детской смертности в значительной степени поддаются профилактике и лечению на основе применения испытанных, эффективных с точки зрения затрат и имеющихся в настоящее время практических средств.

Direct causes of maternal, newborn, and child deaths are largely preventable and treatable using proven, cost-effective, and currently available interventions.">

Тем не менее необъясненный разрыв (18,1%) не следует непосредственно рассматривать как дискриминацию, поскольку, с одной стороны, определенная часть остающейся разницы в оплате труда может также определяться характеристиками, которые не поддаются учету.

Nevertheless, the unexplained gap (18.1 per cent) should not be directly interpreted as discrimination, because on the one hand, some of the remaining wage difference might also be due to characteristics that could not been taken into account.

Directly interpreted as discrimination, because on the one hand, some of the remaining wage difference might also be due to characteristics that could not been taken into account.">

Это приобретает особое значение в ситуациях, которые с трудом поддаются урегулированию на основе обеспечения принципа верховенства права, когда решения Совета непосредственно затрагивают права и обязанности конкретных лиц, не имеющих прав на индивидуальные средства судебной защиты.

Directly affect the rights and obligations of individuals who are not entitled to individual legal remedies - a situation which can be difficult to reconcile with the rule of law.">