Литературно музыкальная композиция по экологии. Литературно–музыкальная композиция "Земля – наш общий дом". Преподаватель химии Преподаватель химии

«Я сберегу вас, сберегу!»

Цели мероприятия:

Оформление:

  1. М. Пришвин: «Охранять природу - значит хранить Родину»;
  2. (слайд №2)

Музыкальное сопровождение:

  1. Песня «Беловежская пуща» (муз. А. Пахмутовой и сл.Н. Доброн-равова) в исполнении ансамбля «Песняры»;
  2. Ю. Дичков «Раненая птица».

Ведущий.

«Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».

(Слайд № 3 )

1-й чтец.

Смотрю на глобус - шар земной

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус — шар земной

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Ведущий. слайд № 4 )

2-й чтец.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

Просветы в небо, что оконца

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

(И. Бунин)

Ведущий. слайд № 5 )

3-й чтец.

Чародейкою-зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит;

И стоит oн, околдован -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

(Ф. Тютчев)

Ведущий слайд № 6 )

4-й чтец.

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю берёзу русскую.

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Под ветром долу клонится,

Гнётся, но не ломится.

(А. Прокофьев)

Ведущий. слайд № 7 )

5-й чтец .

Тонкая берёзка,

Ростом невеличка.

Словно у подростка,

У неё косичка.

Деревце на славу

За год подросло

До чего кудряво,

До чего бело!

Прибежали козы

Рано поутру,

Гложут у берёзы

Белую кору

Не ходите козы,

В молодой наш лес,

Вырастут берёзы,

Будут до небес.

(П. Воронъко)

Ведущий слайд № 8 слайд № 9 )

локольчик, ромашку.

6-й чтец.

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвёл

Здесь, в уединеньи!

Улыбнётся ветерок

И с тобой играет

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

(Я. Колас)

Ведущий. (Ответ детей.) Ведь когда мы срываем хотя бы один цветок, то он уже никогда не даст семена, из которых могут вырас-ти тысячи новых цветов. Поэтому самые красивые цветы находятся на полянах и лугах, а не в вазах у вас на столе. Давайте будем беречь эту хрупкую и беззащитную красоту (слайд № 10 )

7-й чтец.

Василёк, расскажи,

Кто тебя посеял?

Лепестки возле ржи

Кто твои развеял?

На межу под комок

Бросил меня ветер,

А сорвали на венок

Непоседы дети.

(Евдокия Лось, «Василек»)

8-й чтец.

(слайд № 11 )

Мы колокольчики лесные,

Мы славим день

Тихим звоном,

Перезвоном:

Здравствуй, солнце,

Синева и солнце!

Здравствуй, тень!

Всюду звоны,

Перезвоны:

Мчитесь, тучи,

Ой, плывите, тучи -

Ясный день.

Дождик подарите

И прошелестите:

Пусть на поле,

Золотое поле

Ляжет тень!

Жито колыхнётся

Жито усмехнётся:

9-й чтец (слайд № 12 )

Белые ромашки-сестрички,

У ромашек белые реснички,

Пляшут ромашки среди луга

До чего похожи друг на друга.

Мальчик-ветер в дудочку дует,

Потанцует, улетит ветер:

Мало ли ромашек на свете.

Ведущий . слайд № 13 )

10-й чтец.

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нём сирень;

От черёмухи душистой

И от лип кудрявых тень.

Горделивых георгин

И лишь пёстрые головки

Возвышает мак один.

Но люблю я садик скромный

Он душе моей милей

Городских садов унылых,

С тенью правильных аллей.

И весь день в траве высокой

Лёжа, слушать бы я рад,

Как заботливые пчёлы

Вкруг черёмухи кружат.

(А. Н. Плещеев, «Мой садик»)

Ведущий . слайд № 14 ) и черёмуха (слайд № 15 ) , липа (слайд № 16 ) и яблоня (слайд № 17 )

11-и чтец.

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой, -

Не ломай меня!

Медоносным цветом

Зацвету я летом, -

Береги меня!

В полдень надо мною

Спрячешься от зноя, -

Вырасти меня!

Я тебя листвою

От дождя укрою, -

Поливай меня!

Вместе, друг мой милый,

Наберёмся силы, -

Ты люби меня!

А дождёшься срока,

Выйдешь в мир широкий, -

Не забудь меня!

(Платон Воронько, «Липка»)

Ведущий. слайд № 18 ) и зайцев (слайд № 19 ), лосей и косуль (слайд № 20 ), лис и волков (слайд № 21

12-й чтец.

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны,

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит - каплет.

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил: «Кругом вода»

Заспешил медведь наружу:

Заливает - не до сна!

Вылез он и видит лужи,

Тает снег.

Пришла весна!

13-й чтец.

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки...

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень.

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть...

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится

Неба не видать...

Только б потеплее,

Только бы посуше...

Очень неприятно

По воде ступать.

(А. Блок, «Зайчик»)

Ведущий (слайд № 22 слайд № 23 )

14-й чтец.

Милый, птиц ловить не надо!

Будут птицы на свободе-

Вредных гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде.

Сделай гнёздышки-домишки

На ветвях для птичек малых,

Да следи чтоб коршун хмурый

Не ломал, не разорял их...

Обижать птенцов не надо!

Будут птицы на свободе -

Вредных гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде.

Ведущий. слайд № 24 )

15-й чтец.

С холодным проблеском зари

В лесу проснулись снегири.

Сухих бы зёрен поклевать,

А корма нет и негде взять.

Воды и той нельзя испить

Ну, как тут быть?

Как зиму жить?

«Напрасно тужите, друзья, -

Чирикнул серый воробей, -

Не первый год зимую я,

Летите в сад моих друзей!

На ветках яблонь, груш и слив

Висят кормушки! Поутру—-

Сегодня школьники несли

Кому что нравится - бери!

Добры, щедры сердца ребят!»

И полетели снегири

(И. Антонов, «Сад друзей»)

Ведущий;

16-й чтец.

17-й чтец.

Милые крошки!

Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

А уж мы все понесёмся на юг.

16-й чтец.

17-й чтец.

Я с запасом новых песен

К вам вернусь, когда с полей

Снег сойдёт, когда в овраге

Зажурчит, блестя, ручей.

человека).

1-й ученик (слайд № 25 )

Я - маленький Воробей.

Я гибну, дети, спасите...

Пожалуйста, помогите!

2-й ученик.

Сюда, Воробей, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!

3-й ученик.

Я - Дятел, пёстрый такой.

Я гибну, дети, спасите...

Пожалуйста, помогите!

2-й ученик.

Сюда, наш Дятел, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!

4-й ученик (слайд № 26 )

Я - Иволга. Иволга я.

Я гибну дети, спасите...

Ведь это я в прошедшем году -

Пожалуйста, помогите!

2-й ученик.

Сюда, певунья, сюда!

Вот и тебе еда.

Благодарим за работу!

Ведущий. слайд № 27 )

18-й чтец.

Я за столом сидел и ел,

Когда в окно орёл влетел

И сел напротив у стола,

Раскинув два больших крыла.

Не шевелюсь.

И слово вымолвить боюсь.

Ведь прилетел ко мне за стол

Не чижык-пыжик, а орёл!

И тут мой гость заговорил -

Я был в горах почти птенцом

Захвачен опытным ловцом

Он в зоопарк меня отвёз,

Я в клетке жил. В неволе рос,

О небе только мог мечтать,

И разучился я летать.

Беглец умолк. И я, как мог,

Его пригрел, ему помог -

И накормил и напоил

И в зоопарк не позвонил.

(С. В. Михалков, «Беглец»)

19-й чтец (слайд № 28 )

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит свох птенцов

Не разоряй её гнёзда.

Будь другом птиц.

И над просторами земли

Летают стаи голубей.

Ведущий. слайд № 29 )

20-й чтец.

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И качаясь шепчет шаловливо

«С добрым утром!»

21-й чтец.

Ясно утро. Тихо веет

Тёплый ветерок;

Луг, как бархат зеленеет,

В зареве восток.

Окаймлённое кустами

Молодых ракит,

Разноцветными огнями

Озеро блестит.

Тишине и солнцу радо,

По равнине вод

Лебедей ручное стадо

Медленно плывёт.

По траве в рубашках белых

Скачут босиком

Два мальчишки загорелых

На прутах верхом.

Ведущий .

22-й чтец.

Вольные ветры,

Вольные ветры,

Всюду вы были,

По свету летая:

Есть ли ещё на планете такая?

Недра - богаты,

Земля - плодородна,

Лес - полон ягод,

А поле - пшеницы.

И необъятны

Морские границы.

Счастливы взрослые,

Веселы дети -

Есть ли такая

Другая на свете?

И отвечали вольные ветры:

Много мы видели,

Много летали,

Только отчизны,

Похожей на нашу,

Нет, не видали,

Нет, не видали...

Ведущий . Вот и подошёл к концу наша встреча, посвященный проблемам экологии и защите всего живого на земле. Михаил Пришвин написал: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину» (слайд № 30)

(слайд № 31,32)

Литература:

  1. Хрестоматия для младших школьников Сост. В. Волина. - Екате-ринбург: АРД, 1997.

Просмотр содержимого документа
««Я сберегу вас, сберегу!» (литературно композиция по экологии)»

Сгибнева Ирина Алексеевна

учитель химии и биологии

МАОУ «Спасская СОШ»

Томского района Томской области

«Я сберегу вас, сберегу!»

(литературно композиция по экологии)

Цели мероприятия:

Формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля.

Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание созидательно взаимодействовать с природой.

Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Доставить чувства радости, создать праздничное настроение.

Оформление:

зал украшен рисунками детей на экологическую тему и плакатами со следующими высказываниями:

    М. Пришвин: «Охранять природу – значит хранить Родину»;

    В. Астафьев: «Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем»;

    М. Пришвин: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни» (слайд №2)

Музыкальное сопровождение:

    Песня Д. Кабальского и А. Пришельца «Наш край»;

    Песня «Беловежская пуща» (муз. А. Пахмутовой и сл.Н. Доброн­равова) в исполнении ансамбля «Песняры»;

    Ю. Дичков «Раненая птица».

В мероприятии участвуют учащиеся 1 -9 классов.

Ведущий.

Дорогие наши гости! Обратите, пожалуйста, внимание на высказывания наших великих писателей. Свои произведения они писали в разное время, но всех их волновал один и тот же вопрос: бережное отношение к родной природе. Писатель Виктор Астафьев сказал: «Звери, птицы, растения про живут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».

Вы, наверное, ребята, видели, какую печальную картину представляет собой заброшенный дом, из которого ушли люди: выбиты стёкла и двери, сломаны печи, кругом грязь и запустение. Всё это наводит на грустные мысли. Но ещё страшнее бесхозяйственность и запустение в природе. Задымлённое тысячами труб небо, отравленная вода в реках и озёрах, сожженные леса и степи. А ведь жить на этой земле не только нам, но и тем, кто придёт после нас. Это наши дети, внуки и правнуки. Так давайте же задумаемся, что оставим мы после себя потомкам. Грязные, засоренные реки и озёра, в которых загублено все живое или реки и озёра с чистой, и прозрачной водой, в которой весело плещутся рыбы, лебеди, утки, гуси. Выгоревшие леса, где не слышно пения птиц, не видно никаких животных. Или леса, полные зелени, солнца, птичьего щебетания.

Наша планета в беде. И беды природы - это прежде всего наши беды. Мы, люди - дети природы. И мы должны охранять её.

Ещё в 20-х годах XX века писатель В. Бианки сказал: «Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать». Так давайте же воспитывать в себе любовь к природе, ко всему живому на земле. Сегодня ребята приготовили много стихотворений о природе.

(Слайд № 3 )

1-й чтец.

Смотрю на глобус - шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус - шар земной

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Ведущий. С радушием встречает тебя лес, укрывая от зноя тенью своей листвы. Ласково шелестят листочки, как бы приглашая отдохнуть усталого путника, насладиться красотой природы(слайд № 4 )

2-й чтец.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

(И. Бунин)

Ведущий. Красив лес не только осенью, но и зимой. Одетый в невиданные наряды стоит он словно заколдованный (слайд № 5 )

3-й чтец.

Чародейкою-зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит;

И стоит oн, околдован –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

(Ф. Тютчев)

Ведущий . Символом нашей русской природы всегда была берёзка. Очень многие поэты прославляют её в своих стихах. И именно о берёзках скучаем мы, когда уезжаем куда-то далеко и надолго из родного края (слайд № 6 )

4-й чтец.

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю берёзу русскую.

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Под ветром долу клонится,

Гнётся, но не ломится.

(А. Прокофьев)

Ведущий. Берёзка, как и любое дерево, тоже нуждается в защите человека, особенно когда оно маленькое, тонкое и хрупкое (слайд № 7 )

5-й чтец .

Тонкая берёзка,

Ростом невеличка.

Словно у подростка,

У неё косичка.

Деревце на славу

За год подросло

До чего кудряво,

До чего бело!

Прибежали козы

Рано поутру,

Гложут у берёзы

Белую кору

Не ходите козы,

В молодой наш лес,

Вырастут берёзы,

Будут до небес.

(П. Воронъко)

Ведущий . Хорошо и привольно в лесу. Но поля и степи тоже привлекают нас. Высокая трава мягко обвивает твоё тело, голова кружится от терпкого запаха земли, от медового аромата цветов (слайд № 8 ) Вот распускаются бутоны лесных колокольчиков, васильков и ромашек и кажется, что на нежных покрывалах их лепестков может спать Дюймовочка, потому что эти цветы очень нежны и красивы (слайд № 9 )

Стихотворения о цветах читают ученики 1-го класса. В руках у всех бумажные цветы, на головах шапочки, изображающие василёк, ко локольчик, ромашку.

6-й чтец.

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвёл

Здесь, в уединеньи!

Улыбнётся ветерок

И с тобой играет

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

(Я. Колас)

Ведущий. Ребята! Скажите, пожалуйста, можно ли, рвать цветы огромными букетами? (Ответ детей.) Ведь когда мы срываем хотя бы один цветок, то он уже никогда не даст семена, из которых могут вырас­ти тысячи новых цветов. Поэтому самые красивые цветы находятся на полянах и лугах, а не в вазах у вас на столе. Давайте будем беречь эту хрупкую и беззащитную красоту (слайд № 10 )

7-й чтец.

Василёк, расскажи,

Кто тебя посеял?

Лепестки возле ржи

Кто твои развеял?

– На межу под комок

Бросил меня ветер,

А сорвали на венок

Непоседы дети.

(Евдокия Лось, «Василек»)

8-й чтец.

(слайд № 11 )

Мы колокольчики лесные,

Мы славим день

Тихим звоном,

Перезвоном:

Здравствуй, солнце,

Синева и солнце!

Здравствуй, тень!

Всюду звоны,

Перезвоны:

Мчитесь, тучи,

Ой, плывите, тучи –

Ясный день.

Дождик подарите

И прошелестите:

Пусть на поле,

Золотое поле

Ляжет тень!

Жито колыхнётся

Жито усмехнётся:

(Павло Тычина, «Лесные колокольчики»)

9-й чтец (слайд № 12 )

Белые ромашки-сестрички,

У ромашек белые реснички,

Пляшут ромашки среди луга

До чего похожи друг на друга.

Мальчик-ветер в дудочку дует,

Он с ромашками польку танцуей.

Потанцует, улетит ветер:

Мало ли ромашек на свете.

(Франтишек Грубин, «Ромашки»)

Ведущий . Красивы цветы не только в полях и лесах, красивы они и на клумбах, выращенные руками человека (слайд № 13 )

10-й чтец.

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нём сирень;

От черёмухи душистой

И от лип кудрявых тень.

Правда нет в нём бледных лилий

Горделивых георгин

И лишь пёстрые головки

Возвышает мак один.

Но люблю я садик скромный

Он душе моей милей

Городских садов унылых,

С тенью правильных аллей.

И весь день в траве высокой

Лёжа, слушать бы я рад,

Как заботливые пчёлы

Вкруг черёмухи кружат.

(А. Н. Плещеев, «Мой садик»)

Ведущий . А какой аромат разливается весной, когда цветут сирень (слайд № 14 ) и черёмуха (слайд № 15 ) , липа (слайд № 16 ) и яблоня (слайд № 17 )

11-и чтец.

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой, –

Не ломай меня!

Медоносным цветом

Зацвету я летом, –

Береги меня!

В полдень надо мною

Спрячешься от зноя, –

Вырасти меня!

Я тебя листвою

От дождя укрою, –

Поливай меня!

Вместе, друг мой милый,

Наберёмся силы, –

Ты люби меня!

А дождёшься срока,

Выйдешь в мир широкий, –

Не забудь меня!

(Платон Воронько, «Липка»)

Ведущий. Хорошо в наших привольных степях и лесах, но скучно было бы там без лесных жителей. Медведей (слайд № 18 ) и зайцев (слайд № 19 ), лосей и косуль (слайд № 20 ), лис и волков (слайд № 21 ), и многих-многих других зверей; больших и маленьких, злых и добрых, которых мы должны любить и охранять.

Стихотворения о животных читают и инсценируют ученики 2 класса.

12-й чтец.

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны,

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит - каплет.

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил: «Кругом вода»

Заспешил медведь наружу:

Заливает - не до сна!

Вылез он и видит лужи,

Тает снег.

Пришла весна!

(С. Маршак, «Медведь проснулся»)

13-й чтец.

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки...

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень.

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть...

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится

Неба не видать...

Только б потеплее,

Только бы посуше...

Очень неприятно

По воде ступать.

(А. Блок, «Зайчик»)

Ведущий (слайд № 22 ) А как непривычно тихо было бы в лесах, полях, садах и огородах, если бы не слышалось пение птиц. Эти маленькие голосистые комочки доставляют нам столько радости. Утром мы просыпаемся под их радостное пение. И природа весной пробуждается вместе с ними. Весна летит на крыльях скворцов, журавлей, ласточек. Они первые её вестники. А зимой наш слух радуют синички, воробьи и снегири (слайд № 23 )

Стихотворения о птицах читают и инсценируют ученики 3 класса.

14-й чтец.

Милый, птиц ловить не надо!

Будут птицы на свободе-

Вредных гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде.

Сделай гнёздышки-домишки

На ветвях для птичек малых,

Да следи чтоб коршун хмурый

Не ломал, не разорял их...

Обижать птенцов не надо!

Будут птицы на свободе –

Вредных гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде.

(Иосиф Гришашвили, «Охраняй птиц»)

Ведущий. Мы всегда должны помогать птицам зимой, когда под снегом они не могут найти себе пропитание. Нужно делать кормушки и подкармливать птиц (слайд № 24 )

15-й чтец.

С холодным проблеском зари

В лесу проснулись снегири.

Сухих бы зёрен поклевать,

А корма нет и негде взять.

Воды и той нельзя испить

Ну, как тут быть?

Как зиму жить?

«Напрасно тужите, друзья, -

Чирикнул серый воробей, -

Не первый год зимую я,

Летите в сад моих друзей!

На ветках яблонь, груш и слив

Висят кормушки! Поутру--

Сегодня школьники несли

На завтрак птицам разных круп.

Кому что нравится - бери!

Добры, щедры сердца ребят!»

И полетели снегири

Весёлой стайкой в школьный сад.

(И. Антонов, «Сад друзей»)

Ведущий; Очень холодно и неуютно у нас зимой перелётным птицам, которые привыкли к лучам тёплого и ласкового солнца. И поэтому они с наступлением осени покидают нас и улетают в тёплые края. А нам остаётся только ждать их и не разорять их гнёзда. Ведь птицы всегда возвращаются на своё старое место, в свой дом.

Чтецы читают стихотворение по ролям.

16-й чтец.

Птичка, нам жаль твоих песенок звонких.

Не улетай от нас прочь... подожди!

17-й чтец.

Милые крошки!

Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

Завтра вы спать ещё будете, детки,

А уж мы все понесёмся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,

Ветер листы не срывает с ветвей,

Солнышко в тучи не прячется там...

16-й чтец.

Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?...

17-й чтец.

Я с запасом новых песен

К вам вернусь, когда с полей

Снег сойдёт, когда в овраге

Зажурчит, блестя, ручей.

(А. Н. Плещеев, «Дети и птичка»)

Бертольт Брехт « Зимний разговор через форточку» (инсценируют 4 человека).

1-й ученик (слайд № 25 )

Я - маленький Воробей.

Я гибну, дети, спасите...

Я летом всегда подавал сигнал,

Чтоб сторож ворон с огорода гнал.

Пожалуйста, помогите!

2-й ученик.

Сюда, Воробей, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!

3-й ученик.

Я - Дятел, пёстрый такой.

Я гибну, дети, спасите...

Всё лето я клювом стволы долбил,

Тьму вредных букашек поистребил.

Пожалуйста, помогите!

2-й ученик.

Сюда, наш Дятел, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!

4-й ученик (слайд № 26 )

Я - Иволга. Иволга я.

Я гибну дети, спасите...

Ведь это я в прошедшем году –

Чуть сумерки - пела в ближайшем саду.

Пожалуйста, помогите!

2-й ученик.

Сюда, певунья, сюда!

Вот и тебе еда.

Благодарим за работу!

Ведущий. Птицы не могут жить в неволе. Им нужна свобода. Они должны парить в голубом небе, чистом и свободном. Поэтому нельзя ловить птиц и держать их в клетках. Особенно это относится к гордым и сильным орлам (слайд № 27 )

18-й чтец.

Я за столом сидел и ел,

Когда в окно орёл влетел

И сел напротив у стола,

Раскинув два больших крыла.

Не шевелюсь.

И слово вымолвить боюсь.

Ведь прилетел ко мне за стол

Не чижык-пыжик, а орёл!

Глядит, свой острый клюв раскрыл.

И тут мой гость заговорил –

– Я был в горах почти птенцом

Захвачен опытным ловцом

Он в зоопарк меня отвёз,

Я в клетке жил. В неволе рос,

О небе только мог мечтать,

И разучился я летать.

Беглец умолк. И я, как мог,

Его пригрел, ему помог –

И накормил и напоил

И в зоопарк не позвонил.

(С. В. Михалков, «Беглец»)

19-й чтец (слайд № 28 )

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит свох птенцов

Не разоряй её гнёзда.

Будь другом птиц.

Пусть под окном поёт весною соловей

И над просторами земли

Летают стаи голубей.

(Муса Джангазиев, «Берегите птиц»)

Ведущий. Все стихотворения, которые приготовили наши ребята, посвящены нашей природе, любви к ней. Они посвящены рекам и озёрам, зимним полям, утреннему солнцу и серебристому ручейку, который несёт нам свою прохладу (слайд № 29 )

20-й чтец.

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И качаясь шепчет шаловливо

«С добрым утром!»

(С. Есенин, «С добрым утром»)

21-й чтец.

Ясно утро. Тихо веет

Тёплый ветерок;

Луг, как бархат зеленеет,

В зареве восток.

Окаймлённое кустами

Молодых ракит,

Разноцветными огнями

Озеро блестит.

Тишине и солнцу радо,

По равнине вод

Лебедей ручное стадо

Медленно плывёт.

По траве в рубашках белых

Скачут босиком

Два мальчишки загорелых

На прутах верхом.

(И. Никитин, «Утро на берегу озера»)

Ведущий . И закончим мы наше мероприятие чтением стихотворения Мусы Джалиля «Вольные ветры».

22-й чтец.

Вольные ветры,

Вольные ветры,

Всюду вы были,

По свету летая:

Есть ли страна, что похожа на нашу,

Есть ли ещё на планете такая?

Чтобы была она также свободна,

Недра - богаты,

Земля - плодородна,

Лес - полон ягод,

А поле - пшеницы.

И необъятны

Морские границы.

Счастливы взрослые,

Веселы дети -

Есть ли такая

Другая на свете?

И отвечали вольные ветры:

Много мы видели,

Много летали,

Только отчизны,

Похожей на нашу,

Нет, не видали,

Нет, не видали...

Ведущий . Вот и подошёл к концу наша встреча, посвященный проблемам экологии и защите всего живого на земле. Михаил Пришвин написал: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину» (слайд № 30)

Мы должны учиться любить родную землю, понимать и беречь её красоту (слайд № 31,32)

Литература:

1.Хрестоматияподетскойлитературе. Под редакцией Е.Е Зубаревой. М.: «Просвещение», 1979.

    Хрестоматия для младших школьников Сост. В. Волина. - Екате­ринбург: АРД, 1997.

    Белоненко Т, Литвинова В. «Русская природа». - «Музыка», 1978.

Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произведениях, так и в "Дневниках", которые сам писатель считал главной книгой своей жизни. Свои "Дневники" Пришвин вёл на протяжении почти полувека, с 1905 по 1954 год. Последняя запись датируется за несколько дней до смерти писателя, наступившей 16 января 1954 года. В дневниковых записях - наблюдения и размышления думающего русского интеллигента, в них - наблюдения над природой, человеком, самим собой, над временем. Творчество Михаила Пришвина проникнуто глубоким экологическим смыслом. "Для иных природа, - считает писатель, - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты". Эти мысли остаются актуальными и по сей день. Так же внимательно, как к природе, Пришвин относился к человеку и обществу. Уже после смерти появилось такое понятие, как "экология души", хотя многие страницы пришвинской прозы посвящены именно экологии человеческих душ. Процесс формирования личности в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на произведения литературы. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.

Скачать:


Подписи к слайдам:

«
Я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека.»
Глаза Пришвина были, скорее, глазами его души, а зоркость их и способность видеть
непривычное –свойством настоящего художника и философа.
Литературно-музыкальная композиция «Экология души
и экология
природы», посвященная 140-
летию
со дня рождения М.М. Пришвина
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
Давайте наши души вместе сохраним
Тогда и на Земле мы сами сохранимся!
«Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно …»

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Экология души и экология природы»

Цель: способствовать развитию экологического мышления обучающихся;

Повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного и гуманитарного цикла; реализация межпредметных связей.

Все выступление сопровождается презентацией (приложение 1)

Чтец 1:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это родина моя!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Это родина моя!

Чтец 2:

«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», так писал Л.Н. Толстой более ста лет тому назад. Оглянитесь, посмотрите, какая неповторимая красота нас окружает! Огромные величественные реки, спокойно несущие свою прозрачную воду в моря и океаны; леса, дремучие и непроходимые, такие, что в их ветвях запутывались сказки. Представьте себе необъятное голубое небо, в котором раздаются птичьи песни на различные лады и голоса. А как радуют своей бархатистой зеленью летние поляны, сколько восторгов вызывают цветы, чарующие нас своей неповторимостью.

Пришвин:

Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.

По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.

Природа для меня, огонь, вода, ветер, камни, растения, животные - все это части разбитого единого существа. А человек в природе - это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство.

Мои записи о природе часто наводят меня на мысль, что поезд нашей человеческой жизни движется много быстрее, чем природа, и вот почему получилось у меня, что, записывая мои наблюдения в природе, я записываю о жизни самого человека.

Вот как пишу теперь, что является высокое желание отдать душу за других людей и самому стать добром истории! Так вот и вы, любители природы, когда в лесу рассеянно берете в руки кусочек смолы и наслаждаетесь ароматом целебного бальзама, то помните, этим бальзамом лечатся деревья, вся жизнь у которых есть постоянное стремление к свету, а у человека есть свой бальзам: поэзия.

Чтец 2: Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящие лицо», - скажет М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть, научиться видеть в нем и себя, и других. Отношение к природе разделяет людей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других: жестоких, жадных, кто бездумно губит окружающий мир. Сколько ужаса безысходности в словах Рождественского: «Все меньше – окружающей природы, все больше окружающей среды».

Чтец 1: Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека. «Самый опасный браконьер в душе каждого из нас», - писал В. Астафьев. Поэтому внутренняя красота человека должна включать в себя и чувства любви к родной природе.

Песня на мотив песни «Мгновения» (слайд 16)

Не думай о природе с высока,

Наступит день, и сам поймешь, наверное

Как нам природа – матушка близка,

И каждый миг, и каждое мгновение.

Как тяжело нам жить без птичьих стай

И без дождя во время зноя летнего,

Быть может, мы спасем родимый край,

Наверное, наверное, наверное

У каждого мнгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мнгновенья раздают кому позор,
Кому бесславие, а кому бессмертие!

Чтец 2:

Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса и горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

Чтец 1:

Слово Пришвина необыкновенно современно, писал он о природе и известен как певец природы, но думать так, то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен.

Пришвин «…Почему я пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Да потому, что нашёл для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл… Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку…

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Читают реп . (Слайд19)

1 куплет.

Пусть всегда светит солнце,

Зеленеют поляны,

Пусть всегда будет чистой река,

Пусть цветы расцветают,

Распускаются листья,

А по небу плывут облака

Припев.

Этот мир был подарен

Миллионы лет назад

Просим всех ребят

2 куплет.

На красивой планете

Будет радостно детям

Любоваться на лес на зеленые поля.

Сбережем для себя мы,

Для друзей и для мамы

Дом, что мы называем Земля.

Припев.

Чтец 2:

А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.

Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше.

Пришвин

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

Все участники исполняют песню «Давайте сохраним». (Слайд 22)

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда и на Земле

Мы сами сохранимся!


Цели: способствовать формированию понятия «природа» как общего дома, навыков разумного поведения и бережного отношения к ней; привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды; учить понимать и ощущать красоту природы через поэзию, музыку, игру; совершенствовать речь детей; развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

Оборудование: костюмы - «Тропинка», «Ёж», «Бабочка», «Медведь»; цветы «Колокольчик, Клевер, Ромашка, Василек, Гвоздика»; макеты деревьев (ель, берёза, дуб, клён), грибов, ягод; плакаты с правилами поведения в лесу; детские рисунки.

Подготовительная робота: выучить стихи о природе, загадки о животных, цветах; разучить песни на музыку Е.Архиповой «Песенка бабочки», «Летняя песенка», «Песенка колокольчиков», «Песенка ромашек», «Песенка гвоздики»; познакомить с игрой «Ребята и медведь», организовать выставку детских рисунков на тему «Берегите природу!»

Дети приглашаются в зал.

ВЕДУЩАЯ. Дети, сегодня я хочу поговорить с вами о том, что нас с вами окружает, точнее, о природе. Я хочу вам помочь увидеть, какая она - природа. А она ведь красивая, загадочная, щедрая! Только не все ребята замечают это. И не задумываются: будет ли природе хуже, если каждый из них, собирая орехи, сломает ветку или сорвет 3 - 4 цветка, поймает одну-единственную бабочку?

Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто-то еще - что же станет с природой?..

Давайте мы сейчас с вами отправимся на прогулку в лес, поле, на луг, чтобы вместе подумать, как сохранить и уберечь природу от разрушения.

Под песню "Веселое утро" (Р. Бойко - В. Викторов) дети парами свободно гуляют по залу. Впереди них бежит девочка -"Тропинка".

ВЕДУЩАЯ

Тропинка-тропинка,

Скажи, куда ведешь?

ДЕВОЧКА -"Тропинка".

Веду на луг душистый,

Что на ковер похож.

Веду туда, где речка

По камешкам бежит,

А над водою бойко

Проносятся стрижи.

Дети продолжают идти с песней, а на середину зала выходят и рассаживаются в произвольном порядке дети старшей группы в костюме цветов. Дети подготовительной группы останавливаются.

ВЕДУЩАЯ. Дети, мы, кажется, пришли с вами на луг. Посмотрите, какая красота вокруг нас, сколько цветов! А вы знаете, как называются эти цветы? (Ответ детей.) Сейчас мы проверим.

Дети – цветы загадывают загадки, исполняют песенки.

КОЛОКОЛЬЧИК

Я люблю июльский зной,

Я лиловый, вырезной,

Если б медные края,

Целый день звенел бы я.

"Песенка колокольчиков"

КЛЕВЕР

Цветок я разовый, пушистый

И мед в себе таю душистый.

Любуются все люди мной

И знают, что я... (клевер луговой).

РОМАШКА

На травинке солнце бьется,

С ветерком на небо рвется.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи!

"Песенка ромашек"

ВАСИЛЕК

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь

Ярко-синий да пушистый,

Только жаль, что не душистый.

ГВОЗДИКА

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикою

Алою... (гвоздикою).

"Песенка гвоздики"

Р А З Н ОЦВЕТНЫЙ ШАР ЗЕМНОЙ

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

юбоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали

От подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

Хорошо, что не похожи

Люди цветом глаз и кожи.

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной!

А. Шлыгин

Хоровод "Летняя песенка" (Е. Архипова - Ю. Полухин). В зал вбегает девочка в костюме бабочки, "летает" над цветами.

РЕБЕНОК

Ребята, смотрите, бабочка!

Крапинки на крыльях,

Усики двойные -

Бабочка открыла

Глазки голубые.

Выпорхнув из листьев,

Над поляной вьется,

Радуется жизни

Радуется солнцу!

"Песенка бабочки" (Е. Архипова - Н. Козлова). Бабочка улетает, за ней убегают цветы.

ВЕДУЩАЯ. Дети, давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. Поэтому я приказываю вас не рвать дикие цветы, не ломать ветви деревьев и кустарников.

ГЛАЗА РАСПАХНИТЕ!

Глаза распахните!

Смотрите!

Растущая дико

Цветет земляника.

Не рвите!

И любку не рвите -

Ночную фиалку.

Не делайте палку

На случай

Из маленькой елки колючей.

Цветка не сорвите,

А лучше скажите:

Купальница,

Ландыш,

Цветная гвоздика,

Цветите!

Не исчезайте,

Растущие дико!

Л. Николаенко

ВЕДУЩАЯ. А сейчас мы с вами пойдем в лес. Быть может, нам посчастливится увидеть каких-нибудь редких животных.

РЕБЕНОК

На тропинке узенькой

День наполнен музыкой.

Музыкой березовой,

Светлой, словно озеро.

Закипела листьями

Синева ветвистая.

Веселится, рядится.

Приходите, радуйтесь!

Игра «Ребята и медведь» (Е.Тиличеевой – Н. Найденовой).

ВЕДУЩАЯ. Дети, а приходилось ли вам гулять по лесу спокойно, без беготни? Не аукаться, не кричать, а просто взять да и посидеть потихоньку под елкой. Если в лесу сидишь тихо-тихо, много интересного можно увидеть. А что, например? Расскажите. (Ответы детей.) Молодцы! А теперь давайте послушаем птиц, этих певцов Земли, ее полей, лесов, лугов. Ведь никто л учше птиц не может рассказать о том, как прекрасна наша Земля. (Звучат голоса птиц в грамзаписи.)

Песня « Слушайте птиц» (Я. Дубровин - Е. Руженцева) (раздается стук

Дятла). Песня "Мастер Дятел" (С. Баневич - Е. Руженцева). В зале

появля­ются дети в шапочках белки и ежа.

ВЕДУЩАЯ. Белка молвила Ежу.

БЕЛКА

Ты бездельник, я гляжу.

Без работы не сиди,

За грибами в лес иди.

Не страшна зима для нас,

Если есть грибов запас.

(Еж идет по лесу, собирает грибы и поет). Песня "У лесной дорожки" (С. Баневич -

Р. Короткова). Песня "Лесные друзья" (Котляровский - Р. Короткова).

БЕРЕЗКА

Я встала рано-рано

И - в рощу налегке.

Там ждут меня березки,

Укрывшись в холодке.

Они растут все вместе,

Их целая семья,

А самая меньшая -

Ровесница моя.

Мне очень скоро будет семь,

И ей седьмой уж год.

Ей только алой ленты

В косе не достает.

Спасибо каждой ветке

За то, что здесь растет!

Спасибо каждой птице,

За то, что здесь поет!

И галке косолапой,

Хоть я над ней смеюсь,

И даже злой крапиве,

Хоть я ее боюсь...

Они - мои соседи,

Они - моя родня.

И всем им вот такое

Спасибо от меня!

Н. Саконская

ВЕДУЩАЯ. Дети, становитесь в круг, потанцуем вокруг березки.

Хоровод "Вокруг березки" (сл. и муз. Е. Архиповой).

(Педагогическая ситуация с птенцом.)

РЕБЕНОК:

Будь здоров, зеленый лес!

Стой в торжественном наряде.

Парты, книги и тетради

Ты нам дал, зеленый лес.

Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай наш друг хороший,

Будь здоров, зеленый лес!

Е. Агранович

ВЕДУЩАЯ. Дети, а какие вы знаете пословицы о лесе?

Пословицы:

Лес - богатство и краса, береги свои леса.

Л ес люби, люби природу, будешь вечно мил народу.

Враг природы тот, кто леса не бережет.

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.

Рощи леса - всему краю краса.

Растение - земли украшение.

В и к т о р и н а

ВЕДУЩАЯ. А сейчас я предлагаю провести викторину о жизни животных и растений, В ней будет участвовать команда детей подготовительной группы и команда детей старшей группы. Конечно же, дети подготовительной группы знают больше, но и вопросы для них будут труднее.

Вопросы для старшей группы

1. Какой цветок превращается в шар?

– Роза.

Одуванчик.

– Ромашка.

2. Для чего заяц с приходом зимы меняет шубу?

– Чтобы всех удивить.

– Потому что любит наряжаться.

Хочет быть незаметным для волка и лисы.

3. Кит это: животное, насекомое или птица?

Вопросы для подготовительной группы

1. Зачем зайцу большие уши?

– Чтобы лучше слышать.

Чтобы не перегреться.

– Для торможения на поворотах.

2. Зачем змея язык показывает?

– Дразнится.

– Ищет добычу.

Регулирует температуру своего тела.

3. Зачем страус прячет голову в песок?

– От страха.

– Разыскивает пищу.

(Педагогическая ситуация: рассмотрение плаката)

Дети усваивают определённые правила и делают соответствующие выводы.

ВЕДУЩАЯ. Большое спасибо всем за участие. Очень хорошо, что вы так много знаете, потому, что оберегать природу, ничего о ней не зная, просто не возможно.

Дети, вы, наверное, поняли, что природа - самый главный помощник человека. Но из-за того, что не все люди об этом знают, что они безжалостно вырубают леса, загрязняют воду и воздух, часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют ради меха и мяса, природа очень сильно страдает. Многие растения и животные, которые встречались часто, а сейчас стали исчезать, внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности. Растениям и животным, внесенным в эту книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, и Красная книга берет их под свою защиту. Дети, но беречь нужно не только редких животных и растения. Беречь надо и тех, которых еще много, которые не внесены еще пока в Красную книгу. Это хорошо известные вам белка еж, синица и дятел, и многие другие животные птицы и растения. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

Разорять птичьи гнезда, убивать животных и насе­комых, стрелять птиц и разрушать муравейники - недопусти­мо! Но можно ничего этого не делать и все-таки приносить вред. Если ты бегаешь по лесу, шумишь, лазаешь по деревьям, - ты беспокоишь животных, сгоняешь птиц с гнезд, в которые уже отложены яйца. Ты вытаптываешь ценные и редкие растения, которые потом ломаются и засыхают.

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности и всячески стремятся ей помочь. Не даром 22 апреля объявлен днем Земли.

ВЕДУЩАЯ. И что люди делают в этот день? (Ответы детей .) А еще люди Земли все заработанные деньги отдают на содержание животных в зоопарках, на строительство и организацию новых питомников, заповедников. Много денег идет на переоборудование фабрик и заводов, чтобы они не загрязняли воздух и воду.

1-й РЕБЕНОК

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь...

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

2-й РЕБЕНОК

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить...

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

3-й РЕБЕНОК

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым...

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

4-й РЕБЕНОК

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

ВСЕ:

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

Песня "Кто веселый-превеселый?" (А. Ларин - Ю. Мориц).

ВЕДУЩАЯ. Наша экскурсия подошла к концу. Теперь, ребята нам пора домой.

(Дети под музыку уходят из зала).

Ирина Эдуардовна Полулях
«Давайте же задумаемся, что оставим детям мы?» Литературная композиция экологического театра

«Давайте же задумаемся , что оставим детям мы

Литературная композиция экологического театра .

Одновременно с двух сторон зала к середине идут по три человека, с голов ниспадают шали серого цвета. Звучит музыка «Одинокий пастух» . В микрофон звучат стихи.

Когда бы наши предки восстали из могил

Они бы удивились, увидев копоть, пыль.

Они бы не узнали родной своей земли.

И упрекнуть во много они бы нас могли.

Они бы нас спросили : «Что сделали мы с ней?

И почему не помощь, беду несли мы ей.

Где делось много птицы? Зверье ушло куда?

И чем мы помогли им, когда пришла беда?»

Они бы нам напомнили из глубины веков,

Что значит нежность ветра, шептание берегов,

И красота березок, и крики журавлей,

И ощущенье Родины у вспаханных полей.

Они бы объяснили, что мы беречь должны

Богатство то, которое оставили они .

(Во время чтения стиха из глубины зала медленно выходит Флора, подходит к впереди стоящим. Сбоку выходят взрослый и ребенок, одновременно все сдвигаются на задний план).

Выступление клуба «Доброта» . Руководители Семикоз Л. С., Аганова

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Сегодня доллар правит бал,

Душе открытой трудно стало,

Добро повергли с пьедестала.

И мир от боли так устал.

Но вы – надежда нашей жизни.

Раненая птица

В руки не давалась .

Раненая птица

Птицей оставалась .

Этот сон зловещий

До сих пор мне снится

На траве кровавой

Раненая птица.

Люди – исполины, люди – великаны

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человека!

А подумайте, какую Землю видят птицы с высоты?

Это горы мусора, пеньки вместо лесов,

Реки с грязной водой. Горько от этого и тяжело на душе.

Люди! Оглянитесь, опомнитесь!

Не губите природу!

Не калечьте здоровье и жизни детей!

Миллионами жизней измерен

Путь, которым вредили земле.

Не простят, в чем я точно уверен,

Люди завтра ни мне, ни тебе.

От нее можно брать, отдавая ,

Не вредя первозданной красе.

Загрязненью пока не сдаваясь

Дорога она мне и тебе.

Нам власти над природой не дано,

Хоть и стремились к той великой цели,

А ведь, вторгаясь, не учли одно –

Детя всей жизни губим в колыбели.

Исторгнута земная благодать

Леса, поля и реки осквернили.

Не дай бы Бог Земля могла стонать

От всех тех ран, что мы ей причинили.

Земля дала нам силу, вскормила и вспоила

Цвела, детей своих любя.

Земля моя живая, живая, вековая,

Мы все в ответе за тебя!

И любовь и нежность,

Всю твою красу

Все твои надежды в сердце принесу.

Радость и печаль честно разделю

Люди! Любите нашу землю!

Давайте же вместе , пока еще сильны

Задумаемся , что же оставили детям мы .

Пусть шепчутся березки, и серебрится ил

Пока все наши предки не встали из могил.

Публикации по теме:

Музыкально-литературная композиция - инсценировка «Рождественская сладкая сказка» В инсценировку вошли мои авторские разработки. Песни, танцы, игры созданные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей средней группы.

Литературная композиция «Слава победе» «Никто не забыт и ничто не забыто» - Горящая надпись на глыбе гранита. Поблекшими листьями ветер играет И снегом холодным венки засыпает.

Литературная викторина «Удивительный мир театра» Литературная викторина по теме: «Удивительный мир театра» Цели: - закрепить, систематизировать знания о прочитанных литературных произведениях,.

Музыкально-литературная композиция «Мы - россияне» Сценарий музыкальной гостиной «Мы – Россияне!» Цель: Воспитывать доброе отношение к родной стране, понятие о традициях, её истории, прививать.

В этом году вся наша страна празднует великую дату-70летие Победы!В предверии праздника в нашем детском саду была проведена большая работа. Был.

Музыкально-литературная композиция к Дню матери «Мамино сердце» Дети входят в зал, в руках –шары (сердечками) 1 вед: Мамино сердце не знает покоя, Мамино сердце, как факел горит, Мамино сердце от.

Музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне Музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне Ведущий: Сегодня праздник-День Победы, Счастливый,.


Литературно-музыкальная композиция по экологии.
*звучит музыка* На сцену выходит путник и вертит карту в руках.Путник: Ой, куда это я попал? Может я не туда свернул? Да нет вроде… всё правильно: планета «Земля», находится по адресу «Млечный путь…*бубнит*», так, так, ага... всё верно! Только вот что стало с этой планетой? Вокруг мусор, грязь…Неужели она всегда была такой?.. И поблизости нет никого, пойду поищу!*уходит со сцены*музыка и танец
Житель1: Сквозь фабрик и заводов дым Нам трудно разглядеть Все те страданья, что Земле Приходится терпеть.
Житель2: Надолго хватит нам воды, Коль растворен в ней яд?
Житель3: Надолго хватит тех лесов, Где топоры стучат?
Житель4: Спасти поля, луга, леса и чистую гладь рек- Всю землю, можешь только ты, Разумный человек
Выходит путник
Путник: Вы кто? Откуда здесь взялись?
Житель1: Мы все - жители планеты Жили на планете этой.Житель4: Жили мирно, не тужили, Потому что все дружилиЖитель3: И природой дорожили.Путник: Что же стало, расскажите?
Житель2: Мы дадим тебе ответ, Всё испортил человек! Житель1: Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней!
Житель3: Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Житель4: Он никак не мог понять,
Что природа - наша мать!
Житель2: Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Житель3: Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Житель1: Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Житель4: Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!Аня и Настя поют песню «Аист на крыше»Где это было,
Когда это было,
В детстве а может во сне.
Не было места
Прекрасней и чище,
Чем на земле.Чистые реки,
Цветы и деревья,
Птицы и звери в лесу.
Люди, прошу, не сгубите случайно
Мира красу!
Всюду заводы, отходы и мусор,Небо не видно во мгле.
Люди спасите, люди спасите
Жизнь на земле!*музыка затихает**Выходит девушка с земным шаром в руках*Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала... Грудь моя покрыта
Рубцами ран-живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю,
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли...
Очнитесь люди! Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасли!*уходит**на фоне музыка шумного города*Выходит человек, осматриваясь:Хорошо здесь стало… Машины кругом, асфальт и ни-ка-кой природы! Разве не чудо? Не то что раньше-лес повсюду, не пройти, не проехать. Да кому этот лес, собственно говоря, вообще нужен? Только место зазря занимает. А сейчас то: куда ни глянь, ни травинки, ни кустика, ни деревца какого. Красота! Недавно мы тут завод новый построили. Большой...Даже не большой – ОГРОМНЫЙ! Спросите: а отходы куда? Куда? Куда? Ясное дело – в реку! А что? Этих рек вон их сколько: одной больше, одной меньше…Что станется? А сейчас что главное? Главное сейчас - это промышленность! А о природе можно и потом позаботиться…*Выходит путник и жители*Путник: Неправильно ты думаешь, человек! О природе нужно начать заботиться уже сейчас, потому что твоего "потом" может даже и не настать. Ежегодно в Тихий океан “дети природы” вываливают миллионы тонн мусора, киты выбрасываются на берег, а айсберги почернели от грязи...
Житель3: Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.
Житель2: Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.
Житель4: Пять миллиардов тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли.
Житель1: На грани превращения в пустыню двести миллионов квадратных километров, территория в два раза превышающая площадь Канады. Что дальше?
Житель4: Когда-то мы шутили: “В споре с природой человек еще не сказал своего последнего слова”. Теперь уже не до шуток.Путник: Набатным колоколом звучит слово «ЭКОЛОГИЯ» сегодня.
Человечество должно перестать умиляться и восторгаться по поводу бурного развития науки и техники. Человек: Настала пора, спросить себя, а не слишком ли дорогую цену платим мы за эти успехи, превращая мир в огромную свалку?Песня «Расскажите, птицы»
Житель1:Бернард Шоу, известный драматург, писал: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»