Проект "время и его измерение". Урок физики в физическом кружке. Тема "Измерение времени. На чем основана работа часов?" Тема измерение времени

Разделы: Физика

Цель урока:

  • Дальнейшее формирование понятия время, единицы времени;
  • рассмотреть различные виды часов;
  • формирование измерительных навыков (в частности умения пользоваться секундомером), умения формулировать вывод по полученным экспериментальным данным.

Тип урока: комбинированный

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер.

Выстроить свой распорядок дня, определить продолжительность урока и перемены нам помогает физическая величина - время. А самый первый измерительный прибор, с которым ты впервые столкнулся в своей жизни - это обыкновенные часы –прибор для измерения времени. служит. С помощью часов мы можем определить, быстро или медленно протекает тот или иной процесс.

От изобретения первых часов (солнечных) до создания сложнейших атомных часов прошло пять с половиной тысяч лет. Человечество на разных этапах своего развития придумывало и использовало различные виды часов.

В часах используются постоянные периодические процессы:

  • вращение Земли (солнечные часы),
  • колебания маятника (механические и электромагнитные часы),
  • колебания камертона (камертонные часы),
  • колебания пластинки кварца (кварцевые часы),
  • переход атомов из одного энергетического состояния в другое (квантовые часы).

Часы условно подразделяют на бытовые (наручные, карманные, настольные, настенные и др.) и специальные (напр.,секундомеры, хронометры).

В результате наблюдения за вращением Земли были изобретены солнечные часы. Приложение 1 .

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ состоят из циферблата и стержня, тень от которого, перемещаясь по циферблату вследствие движения Солнца по небу, показывает истинное солнечное время.

Кстати, ты никогда не задумывался, почему на обычных часах стрелки идут слева направо? Часы идут по часовой стрелке - слева направо - потому что именно в этом направлении движется тень солнечных. Поэтому современные часы и переняли это движение от своих предков.

Вот если бы солнечные, а затем и механические часы были изобретены в Южном полушарии, все было бы наоборот!

Во 2-м тыс. до н. э. появились водяные часы.Клепсидра - древнейшие часы.

В дне сосуда с водой просверлена дырочка, куда вставлена трубочка маленького диаметра. Вода по ней медленно стекает и падает в другой сосуд, на стенки которого нанесены деления. Роль часовой стрелки выполняет уровень воды. Чем выше он поднимается, тем больше натекло времени. Приложение 2.

Выражение “ваше время истекло”, “напрасно лить воду” пришли к нам из жизни Древнего Рима, где водяные часы использовались на заседаниях суда или на общественных собраниях. С их помощью следили, чтобы оратор не превысил отведенное ему для выступления время.

Чуть позже появились песочные часы. Простейший прибор для отсчета времени; 2 сосуда, соединенные узкой горловиной (один частично заполнен песком). Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составлять от нескольких часов до нескольких секунд.

Сегодня часы есть не только в каждом доме, но и почти у каждого человека. По принципу работы они делятся на электронные и механические. Самые точные часы, которые являются эталоном времени, - атомные.

Работа часов основана на периодически повторяющихся процессах. Например, принцип работы песочных часов основан на том, что песок протекает через небольшое отверстие за определенное время. Значит, можно рассчитать количество песка, которое просочится через отверстие за 5, 10 минут.

Работа механических наручных и настенных часов основана на периодически повторяющихся колебаниях маятника

Самые знаменитые и самые большие часы в нашей стране - кремлевские куранты на Красной площади в Москве.

Самые большие механические часы в мире, которые и в наши дни заводятся только вручную, - это часы на башне Биг-Бен в Лондоне.

Физкульминутка "Часы"

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"
(Три хлопка).

А в чем измеряется время?

Выполнить задание.

Определи, сколько времени длится перемена. Вырази полученный результат в секундах, минутах, часах.

Время. Понятие времени не в пример сложнее длины. Если понятие длины утвердилось с самых древних времён, то трактовка времени постоянно трансформировалась с всё новыми его свойствами. Аристотель считал время “числом движения”, а Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) физик, философ-идеалист, математик, изобретатель, юрист, историк и филолог полагал, что время есть абстракция соотношений всех последовательностей. “Нельзя в одну и ту же реку войти дважды” несомненно, можно отнести и к понятию времени. Дело в том, что эталоном длины можно пользоваться многократно, на своё усмотрение, прикладывая линейку к измеряемому объекту требуемое число раз. Эталон времени может быть использован только однократно, что требует для использования только повторяющихся, периодических процессов. Первые попытки введения эталона времени были связаны с очевидными периодическими процессами. В Месопотамии и Древнем Китае практически одновременно обратили внимание на то, что Луна являет свой лик через определённые промежутки времени. Возникли лунные календари. Оказалось, что фазы Луны не совпадают с продолжительностью года, приходилось в конце года добавлять дни. На смену лунным календарям пришли солнечные, ввели понятие среднесуточного солнечного времени. За эталон времени была принята 1/86400 часть средних солнечных суток. Время, исчисляемое таким способом, называется всемирным временем. Всё бы ничего, но обнаружилось, что Земля, строго говоря, вращается вокруг собственной оси не совсем равномерно, отсюда обеспечить точность более 10–8 оказалось невозможным. Во многих научных, технологических и транспортных процессах требовалась более жёсткая синхронизация. По аналогии с длиной для увеличения точности измерения времени воспользовались свойством периодичности процессов на атомном уровне. В качестве одного из наиболее точных эталонов времени стали использовать длительность 9 192 631 770 периодов атомных колебаний 133 изотопа цезия. Использование атомного эталона времени позволило сравнивать длительность отдельных событий с точностью до 10–12. Атомные часы “ошибаются” на 1 с за 30 тыс. лет. Пошли ещё дальше, обнаружив, что излучение водородных лазеров ещё более стабильно, что позволяет повысить точность в сравнении с атомным эталоном ещё на два порядка.

В настоящее время в разных областях человеческих знаний используется несколько временных шкал, которые наилучшим образом приспособлены для исчисления конкретных процессов.

Эфемерное время. Используется в качестве независимой переменной при описании движения тел космического происхождения.

Звёздное время. Используется в астрономии и астрофизике. В качестве характерного периода принято время одного полного оборота Земли вокруг своей оси, относительно системы неподвижных звёзд.

Солнечное время. За характерную величину принято изменение часового угла Солнца. Существует истинное и среднее солнечное время, в зависимости от выбранного способа отсчёта, по истинному или среднему положению светила.

Всемирное время. Среднее солнечное время начального меридиана, за который условно принят меридиан обсерватории в Гринвиче.

Местное время. Определяется в соответствии с географической долготой местности и одинаково для всех точек на одном меридиане.

Поясное время. Среднее солнечное время, определённое для 24 основных географических меридианов, отстоящих друг от друга на угловом расстоянии 150 по долготе. Поверхность нашей планеты разделена на 24 часовых пояса, в пределах каждого из которых поясное время совпадает со временем, проходящего через них основного меридиана.

Декретное время . Вводится правительственными постановлениями. Декретное время исчисляется путём прибавления одного часа в летнее время и вычитания часа в зимнее время. Перевод стрелок часов на 1 час производится в ночь с последней субботы на воскресенье в марте и сентябре. Такое изменение времени позволяет оптимизировать хозяйственную деятельность применительно к светлому времени суток. Всем известно, что год представляется в виде промежутка времени, равного в первом приближении периоду обращения Земли вокруг Солнца. Поскольку в качестве эталона используются разные элементарные периоды времени, то и существуют различные определения продолжительности года.

Звёздный (сидерический) год . Этот промежуток времени соответствует одному видимому обороту Солнца по небесной сфере относительно неподвижных звёзд. Продолжительность такого года составляет 365,2564 средних солнечных суток.

Тропический год. Промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра истинного Солнца через точку весеннего равноденствия. Тропический год имеет продолжительность в 365,2422 средних солнечных суток.

Аномалистический год. Продолжительность такого года равна времени между двумя последовательными прохождения центра Солнца через перигей его видимой геоцентрической орбиты. Аномалистический год состоит из 365,2596 средних солнечных суток.

Драконический год. Промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через один и тот же узел орбиты Луны на эклиптике. Драконический год состоит из 346,62 средних солнечных суток.

Лунный год. Двенадцать синодических месяцев включают 354,3671 средних солнечных суток.

Календарный юлианский год (старый стиль). Состоит из 365,25 средних солнечных суток.

Календарный григорианский год (новый стиль). Включает в себя 365,2425 средних солнечных суток.

В качестве продолжительности месяца, формально составляющего 1/12 часть продолжительности года, принят промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Принято месяцы классифицировать следующим образом.

Синодический месяц. Исчисляется, как промежуток времени, соответствующий периоду смены фаз Луны. Соответствует 29,5306 средних солнечных суток.

Звёздный месяц (сидерический). Время полного оборота Луны вокруг Земли относительно звёзд, что составляет 27,5306 средних солнечных суток.

Календарный месяц. От фаз Луны не зависит и включает в себя от 28 до 31 суток.В качестве суток чаще всего, используется понятие эфемерных, солнечных и звёздных суток.

Эфемерные сутки, состоят из 24 часов, что равно 1440 минут или 86400 секунд.

Солнечные сутки. Равны периоду обращения Земли относительно Солнца. Продолжительность солнечных суток равна от 24 ч 0,3 мин 36 с до 24 ч 04 мин 27 с звёздного времени.

Звёздные сутки (сидерические). В качестве эталона принят период вращения Земли вокруг своей оси относительно звёзд. Звёздные сутки состоят из 23 ч 56 мин 040905 с среднего солнечного времени.

Часы, минуты и секунды получаются арифметически при простом делении продолжительности суток. Час равен промежутку времени, соответствующему 1/24 суток. В качестве минуты, состоящей из 60 с принята шестидесятая часть часа. Однако напомним, что отсчёт начинается с первоначального эталона? секунды, равной 9 192 631 770 периодов излучения цезия-133, соответствующего переходу атома между двумя сверхтонкими энергетическими уровнями.

Лабораторная работа № 3. Измерение времени

Тема: Измерение времени.

Цели : ознакомиться с принципом работы метронома, секундомера; научиться измерять промежутки времени с помощью различных физических приборов.

Оборудование : метроном, секундомер, часы с секундной стрелкой, стеклянная трубка длиной 25-30 см и диаметром 7-8 мм, пластилин.

Теоретические сведения

Метроном (рис. I) (от греческих слов metron - “мера” и nomos - “закон”) - прибор для отсчета отрезков времени на слух. Применяется для соблюдения точного темпа при исполнении музыкальных произведений, а также в лабораторных опытах. Метроном состоит из корпуса пирамидальной формы со шкалой (I), пружинного часового механизма и маятника (2) с подвижным грузом (3).

Колебания маятника метронома сопровождаются равномерным постукиванием. Число колебаний маятника в единицу времени зависит от местоположения груза. Чтобы добиться необходимого количества ударов в минуту, груз фиксируют напротив соответствующей цифры на шкале.

Механический секундомер (рис. 2) - прибор для измерения промежутков времени продолжительностью от долей секунды до долей часа. Секундомер состоит из часового механизма и механизма управления стрелками - секундной (I) и минутной (2), с помощью которого осуществляются пуск, остановка прибора и возвращение стрелок в нулевое положение.

Указания к работе

Подготовка к эксперименту

1. Настройте метроном на 120 ударов в минуту.

2. Определите цену деления шкал часов и секундомера. Результаты измерений занесите в таблицу. (Цена деления метронома, настроенного на 120 ударов в минуту, составляет 60 с: 120 = 0,5 с).

3. Закройте один конец стеклянной трубки пластилином. Наполните ее водой так, чтобы в трубке осталось немного воздуха. Закройте пластилином второй конец трубки и положите ее на стол. Слегка постучав по трубке, добейтесь, чтобы пузырек воздуха отделился от пластилина. Затем поднимите один конец трубки и положите его на тонкую тетрадь. Пузырек начнет медленно перемещаться вверх до тех пор, пока не достигнет противоположного конца трубки. Чтобы вернуть пузырек в исходное положение, поднимите конец трубки, лежащий на столе.

Эксперимент

1. Проверьте свое “чувство времени”. Для этого, не пользуясь измерительными приборами, оцените время перемещения пузырька воздуха от конца трубки, который лежит на столе, до конца трубки, лежащего на тетради.

2. Измерьте время движения пузырька с помощью:

а) часов; б) метронома; в) секундомера.

Каждый опыт повторите трижды. Результаты всех измерений сразу же занесите в таблицу.

3. Завершите заполнение таблицы.

Анализ результатов эксперимента

1. Проанализировав условия проведения эксперимента, сравните полученные результаты и выясните:

а) каким из предложенных приборов целесообразнее пользоваться;

б) с какой целью каждый опыт повторялся трижды;

в) какие условия проведения эксперимента приводили к погрешностям;

г) как можно усовершенствовать технику проведения эксперимента.

2. Сделайте вывод, в котором укажите, что вы измеряли, какой результат получили.

Дополнительное задание

Определите один из показателей деятельности вашего сердца – количество ударов пульса в минуту. {Справка: для детей в возрасте 11–15 лет в спокойном состоянии нормой считается частота пульса 70–80 ударов в минуту.)

Итог занятия

Поблагодарить учащихся за активность и предложить посмотреть результаты работы на занятии в подготовленной презентации.

Всем большое спасибо за работу.

Источники информации

  1. Пинский А.А., Разумовский В.Г. Физика. Астрономия. 8 класс. – М., Просвещение, 1998.
  2. Блудов М.И. Беседы по физике. – М., Просвещение, 1984.

И


сследовательская работа по теме

ВЫПОЛНИЛА :

Иваненко Ольга,

ученица 3 класса

РУКОВОДИТЕЛЬ :

Маркова Наталья Григорьевна,

учитель начальных классов

х. Зазерский

Отгадайте загадку:

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
Догадались? Это время.

Тема моей исследовательской работы «Время. Измерение времени. Часы».

Невозможно представить себе жизнь современного человека без такого привычного приспособления как часы. Занимаясь разными делами, мы так часто ориентируемся на время, но даже не задумываемся, что же это такое? На уроках математики мы изучали тему «Измерение времени».

Я заинтересовалась, откуда появились понятия: год, месяц, день, час?

Как люди определяли время раньше?

Возможно, им помогали народные приметы?

А может быть, люди определяли время по явлениям природы.

Как можно самой определять время, если в доме нет часов?

Обратившись к одноклассникам и старшим ребятам, я поняла, что и они мало что об этом знают. Тогда я решила найти ответы на интересующие меня вопросы, обратившись к книгам, Интернету, и рассказать о своих открытиях сверстникам.

Цель моей работы: изучить и систематизировать информацию о понятии «время» и способах его измерения.

Мои задачи:

    Исследовать происхождение времени и его измерение.

    Узнать, какие виды часов существовали от времён древнего человека до наших дней.

    Изготовить самой приборы для измерения времени.

4. Познакомить с собранной информацией одноклассников.

Для выполнения работы я использовала такие методы :

    Знакомство с учебной, научной и популярной литературой.

    Экспериментальный.

    Наблюдения

1 . Происхождение времени.

Предметы считать легко: один, два, три и т.д. Измерить небольшое расстояние тоже, несложно, например шагами. Гораздо труднее найти мерку для времени. Тут ни пальцы, ни шаги не помогут: время можно измерять только временем, а мерку нужно искать в природе.

(Слайд 2)

Самыми древними «часами» было солнце. Утро, день, вечер, ночь. Не очень точно, но первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди научились определять время более точно: днем по солнцу, а ночью по звездам. Люди заметили, что звезды на небе медленно двигаются. Все они как бы привязаны к одной звезде, которую назвали Гвоздем Неба. Сейчас мы называем эту звезду Полярной, она показывает направление на Северный полюс. Неподалеку от Полярной звезды на небе всегда можно найти семь звезд, расположенных в виде ковша. Это созвездие Большой Медведицы. За сутки она обходит полный оборот вокруг Полярной звезды, за ночь полкруга. Вот и получается, что на небе есть настоящие часы со звездной стрелкой.

(Слайд 3)

По солнцу и звездам легко было определить время суток. Но людям нужны были еще и меры времени. В природе нашлись такие мерки. Люди заметили, что летом дни длиннее, а зимой короче. Так появился первый промежуток времени от одного лета до другого, который назвали годом. Началом года люди считали самый длинный летний день-21 июня.

(Слайд 4)

Еще три или четыре тысячи лет назад люди не только точно знали этот день, но и сумели построить каменный календарь, который показывал начало года. Когда первый луч восходящего солнца падал на священный камень внутри круга, это означало, что наступило начало нового года. Весь год это 365 дней. С точки зрения астрономов, год составляет 365 дней и почти 6 часов. Поэтому простой год насчитывает 365 дней, а каждый четвертый - 366. Этот год назвали високосным, в феврале високосного года 29 дней.

(Слайд 5)

А как разделить год? Это очень большая и не всегда удобная мера времени. На помощь пришла луна. Люди заметили, что от полнолуния до полнолуния проходит почти ровно 30 суток. Так появилась еще одна мерка времени - месяц.

(Слайд 6)

Наш современный календарь ведёт свое начало от календаря древних римлян. Именно они далимесяцам года названия, которые приняты у нас сейчас.

Двенадцатый месяц года называется декабрь . Это слово происходит от греческого слова дека - десять. Дело в том, что римляне считали началом года не 1 января, а 1 марта . Декабрь тогда был десятый по счету месяц. С перенесением начала года на 1 января возникло несовпадение между названием и порядковым номером некоторых месяцев.

Название месяца

Смысл названия

Порядковый номер

сентябрь

седьмой

октябрь

восьмой

Ноябрь

девятый

декабрь

десятый

Потом месяц стали делить еще на четыре части. Так появились недели. После того как неделю разбили на сутки, научились разбивать их на 24 часа.

2.Способы измерения времени.

(Слайд 7)

В древности существовало много способов измерения времени. Это солнечные и огненные, водяные и песочные, и даже цветочные .

Все дело в том, что цветы раскрываются и закрываются строго в определенное время. В 6 часов утра раскрывается одуванчик, а в 9 часов - гвоздика. В 6 часов вечера опускаются под воду кувшинки, а в 7-8 часов «засыпает» шиповник. Таким образом, простая наблюдательность могла сослужить человеку хорошую службу.

3.История часов

3.1.Солнечные часы

(Слайд 8)

Самые первые часы на земле - солнечные. Они были гениально простыми: вбитый в землю шест. Вокруг него нарисована шкала. Тень от шеста, передвигаясь по шкале, показывала, который теперь час. Позднее такие часы делали из дерева или камня и устанавливали на стенах общественных зданий.

Но солнечные часы имели один большой недостаток: они могли «ходить» только на улице, и только в ечный день. Это, конечно, было очень неудобно.

(Слайд 9)

3.2.Огненные часы впервые появились в Китае. Они состояли из спирали или палочки из горючего материала с подвешенными металлическими шариками. При сгорании материала шарики падали в фарфоровую вазу, производя звон. В рудниках использовали лампадки, в которые наливали определенное количество масла. Как только огонек в лампе ослабевал, рудокопы заканчивали свою работу.

В некоторых случаях для определения времени применялся горючий жгут, который пропитывали ароматическими веществами через равные промежутки. Время в таких часах устанавливали по появляющемуся запаху. Также использовали свечи с отметками. Каждый раз, когда свеча догорала до одной из отметок, проходил определенный промежуток времени.

(Слайд 10)

3.3 .Первые водяные часы появились почти одновременно с солнечными часами. Устроены они были очень просто, в виде сосуда, из которого медленно вытекала вода. По уровню воды, которая осталась, судили, сколько прошло времени.

(Слайд 11)

3.4.Песочные часы состоят из двух стеклянных луковиц соединённых между собой узким горлышком. Из верхней стеклянной луковицы в нижнюю медленно пересыпается песок. Чем больше песка, тем больше пройдёт времени.

(Слайд 12)

3.5.Механические часы появились в Европе в Средние века. Их стрелки приводились в движение при помощи гири на цепочке. Гиря была привязана к колёсику и тянула его вниз. А чтобы колесо поворачивалось медленно через равные промежутки времени, его делали зубчатым. Такие механические часы можно закрепить на стене, но носить их очень неудобно.

(Слайды 1 3- 16)

По размерам и портативности часы тоже можно разделить на:

    настенные;

    напольные;

    наручные;

    каминные:

    карманные и другие.

3.6.Биологические часы.

Но есть еще одни часы, только их нельзя увидеть. Установлено, что человек обладает хорошо развитым чувством времени. Он даже может проснуться в тот час, в который запланировал со вчерашнего вечера. Эти часы находятся внутри каждого из нас и называются биологические часы .

4. Практическая часть

Опыт 1 (Слайд 17)

Опытным путем я решила установить, может ли человек в домашних условиях изготовить простейшие часы.

Для изготовления песочных часов мне понадобилось:

    Две маленькие бутылочки с крышками.

    Клейкая лента.

    Сверло.

    Соль мелкая «Экстра».

    Приклеила две крышки друг к другу. Папа проделал в них отверстие сверлом.

    Насыпала соль в одну из бутылок.

    Прикрутила крышки к бутылкам.

В зависимости от количества соли мои часы отмеряют 2 минуты.

Опыт 2 (Слайд 18)

Для изготовления огненных часов я взяла две свечи и несколько бусинок.

Каждые 30 минут я отмеряла, сколько сгорело свечи, и делала отметки бусинкой на целой свечке. Затем начертила шкалу с промежутком в 1 час.

В результате я получила восковые часы с интервалом времени 5 часов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(Слайд 19)

Закончив свой проект, я могу сказать, что мне удалось решить поставленные задачи:

    Я узнала много нового, получила опыт работы с разными источниками информации и компьютерными программами;

    Изучив данный вопрос и проделав ряд опытов, я убедилась в том, что время можно определить не только с помощью часов, но и с помощью свечки, песочными, солнечными или водяными часами.

    Мое выступление заинтересовало одноклассников, помогло им расширить свои знания.

    Мне удалось выполнить поставленные задачи. Значит, я с пользой потратила время.

(Слайд 20)

ЛИТЕРАТУРА:

    Полный энциклопедический справочник школьника.-М., 2008.

    Черненко Г.Т. Школьный путеводитель Часы и время.– М., 2004.

    Детская энциклопедия. Открытия и изобретения. Под ред. Артемова О. В. и др. – М., 2008.

    Большая детская энциклопедия. Перевод с англ. Кима А. И.; Демыкина В.В. – М., 2005.

    Детская энциклопедия Я познаю мир. Автор - сост. Савин А. П. и др. – М., 1997.

12. Интернет сайты:

3. История часов…………………………………………………………………5

3.1.Солнечные часы……………………………………………………………..5

3.2.Огненные часы ….…………………………………………………………..6

3.3 Водяные часы ……………………………………………………………….6

3.4.Песочные часы………………………………………………………………6

3.5.Механические часы…………………………………………………………6

3.6.Биологические часы…………………………………………………………6

4. Практическая часть…………………………………………………………..7

4.1 Опыт 1………………………………………………………………………..7

4.2 Опыт 2………………………………………………………………………..7

5. Заключение……………………………………………………………………8

6. Литература…………………………………………………………………….9


Подгоренского муниципального района

Воронежской области

История измерения времени,

или что мы знаем о часах?

(исследовательская работа)

Выполнил:

ученик 4 класса

Панюта Иван Витальевич

Руководитель работы:

учитель начальных классов

Кулькина Людмила Владимировна


х. Красюковский, 2012


Введение …………………………………………………………………………. 3

История измерения времени…………………………………………. ………… 5

Самые известные часы……………………………………………...... ………… 9

Практическая часть…………………………………………………… …………11

Заключение …………………………………………………………… …………13

Список источников…………………………………………………… …………14

Приложения

Пословицы и поговорки……………………………………………………… 15

Загадки……………………………………………………………… ………… 16

Стихотворения…………………………………………………………………. 17

Буклет «Учитесь ценить время»……………………………………………….18

Введение Актуальность темы Время – это счёт, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека. Ценность времени сейчас значительно возросла, потому что время людей наполнено большими и значительными делами. Счёт времени мы ведём часто не на годы, часы, а на минуты. Часто драгоценное время теряется из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Научиться беречь своё и чужое время надо уже в школе, так как юношеские годы – это не только годы учения, но и время становления личности, подготовки к труду. Умение ценить каждую минуту особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, увеличивается объём информации и знаний. Люди, которые постоянно везде опаздывают и раздражают этим других, вырастают из детей, которым в детстве родители не объяснили ценность времени. Мы часто слышим от бабушек пословицы: «Делу время, потехе - час», «Время - деньги». Эти повторяемые ежедневно фразы являются залогом понимания времени и как его правильно распределять. Первые часы возникли, когда человек узнал, что такое время и понял, что ему необходимо за ним следить.
Постановка проблемы: изучить историю появления и изобретения часов человеком.
Объект исследования: часы, время.
Гипотеза: я думаю, что измерять время человек начал очень давно, хочу узнать, какими способами он это делал.
Цели и задачи:

    выяснить, как измеряли время наши предки; познакомиться с действием и строением солнечных, песочных, водяных и других видов часов; научиться ориентироваться в прошлом часов; доказать, что часы человек создаёт для облегчения своей жизни;
Методы исследования:
    изучение литературы по данной теме; поиск информации в сети Интернет; проведение экспериментов, опытов.

Результаты исследования:

История измерения времени

Часы – это инструмент, с помощью которого

можно разделить сутки на маленькие

промежутки времени и сделать

эти промежутки видимыми.

Иоганн Литров. Тайны неба. 1834г.


Как появились часы?

Кто именно изобрёл первые часы, точно неизвестно, так как измерять время человек пытался во все времена и разными способами: с использованием воды, песка, масла, свечей и т. д.

Первые часы возникли, когда человек узнал, что такое время и понял, что ему необходимо за ним следить. История изобретения часов уходит в глубокую древность.

Солнечные часы

А удобнее всего было следить за временем с помощью солнца, каждый день проходившего по небу один и тот же путь. Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы хотя бы примерно знать время, - солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Часы работают только в солнечную погоду. Их в дом не принесёшь. Ночью и вечером они не работают.

Водяные часы

Человек стал думать и придумал водяные часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Её становилось все меньше и меньше. Но такие часы были неудобны – все время приходилось доливать воду.

Песочные часы


Из древности пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определённый отрезок времени.

Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединённых вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определённое время, например, одна минута.

Огневые часы


Помимо солнечных и водяных, с начала XIII века появились и первые огневые, или свечные, часы. Это тонкие свечи длиной около метра с нанесённой по всей длине шкалой. Они сравнительно точно показывали время, а в ночные часы ещё и освещали жилища церковных и светских сановников. К боковым сторонам свечи иногда прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания и таяния воска падали, и их удар по металлической чашке подсвечника был своего рода звуковой сигнализацией времени.

Цветочные часы

Давным – давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днём закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днём они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в “своё собственное” время. Так появились цветочные часы. Но “ходят” они только в солнечную погоду.

Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая, шиповник, лен и другие.

Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать… В пасмурную погоду цветочные часы не “работают” совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб. (По Ю. Дмитриеву.)

Механические часы

Прошло много времени с тех пор, как человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил её, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико. Оно цепляется за другое колёсико, и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда её поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина.

Электрические часы

Есть часы без пружины. Вместо неё внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

На улицах, башнях, в метро висят большие электрические часы. У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули, ещё минута – снова прыгнули.

Электронные часы

Но человек не остановился и изобрёл часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.

Ещё есть карманные, настольные, напольные, настенные часы, часы – кулон, будильник и много других часов.

Самые известные часы нашей страны

Кремлёвские куранты

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.

Самые знаменитые часы России – Кремлёвские куранты, установленные на Спасской башне, появились в начале XVII века. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок – серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на тридцати подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

«Железная махина вся блестит смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени» (Л. Колодный).

31 декабря с первым ударом Кремлёвских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Часы – сказка


Часы – сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: “Ку-ка-ре-ку-у!” – приглашая людей на представление. Раздаётся звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.

Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть весёлую музыку. Осёл лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. “Во саду ли, в огороде”, – поют весело музыканты.

Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики.

Практическая часть

Эксперимент

За одну минуту

Цель: формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах, проверить, что я успею сделать за одну минуту.

Материал и оборудование:

    часы (секундомер), книга, лист бумаги, ножницы.

Эксперимент:

Засечь время продолжительностью 1 мин и за это время прочесть текст, посчитать, сколько смогу отрезать полосок бумаги, сколько раз успею присесть.

За одну минуту я прочёл 90 слов, отрезал 4 полоски длиной 20 см, присел 50 раз.

Вывод: За 1 минуту можно успеть что-то сделать, поэтому время необходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.

Опыт

Изготовление солнечных часов

Цель: продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.

Материалы: стержень с заострённым концом.

Ход:

Делаем солнечные часы по алгоритму: начертить на песке ровный круг, точно в центре закрепить стержень и в течение дня на окружности делать отметки и ставить цифры в соответствии со временем.

Вывод:

Тень от колышка действительно перемещается по кругу. Неудобство – на дворе осенняя погода, солнце часто прячется за тучи – и часы в это время не работают.

Опыт

Изготовление водяных, парафиновых часов

Цель: погрузиться в историю, понять, как измеряли время наши предки.

Материал: свеча, 2 чашки, часы с секундомером.

Ход изготовления:


Парафиновые часы: Берется свеча, по всей длине, через равные промежутки маркером делаются метки. Зажигаем свечу, засекам время и определяем, за сколько времени свеча сгорает до каждой метки. В конце определяем, сколько времени прошло.


Водяные часы: Берём пластиковую чашку, делаем в дне отверстие. К чашке привязываем верёвки и подвешиваем. Под этой чашкой ставим другую. Наливаем в верхнюю чашку воды. Каждую минуту отмечаем уровень воды в верхней чашке. Это приспособление используется как минутные часы.

Вывод: часы не удобны в употреблении: свеча сгорает – её не восстановишь, воду приходится постоянно доливать.

Заключение

Я удовлетворён проведённым исследованием: моя гипотеза подтвердилась – люди действительно придумывали различные способы измерения промежутков времени. Многие из этих способов не удобны. В настоящее время мы имеем точные приборы для измерения времени.

Раньше я думал, что минута – это очень маленький промежуток времени, теперь моё представление о минуте изменилось – я постараюсь не терять времени зря.

Ещё я заметил, что если очень увлечён каким-то делом, то время летит незаметно, и почти не устаёшь. А если выполняешь работу, которая тебе не нравится, время тянется очень медленно.

. Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентация во времени, чувство времени. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать человеку, у которого не развито это чувство. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Все эти качества помогут избежать множества проблем во взрослой жизни.

Список использованных источников

    Дыбина О.В. Что было до … . - М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.

    Кобитина И.И. Дошкольникам о технике. - М.: Просвещение, 1991 г.

    Куликовская И.Э., Совчир Н.Н. Детское экспериментирование. - М.: Педагогическое общество России, 2003 г.

    Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия. – Москва: «Аванта +», 1997г.

    Юдин Г. Заниматика. - М.: РОСМЭН, 2005 г.

Интернет – источники:

http://papa-vlad.narod.ru/photo/predmety/CHasy-2.files/064-Ognennye-chasy.html

Фото из личного архива.

Приложение 1

Пословицы и поговорки
    Порядок бережёт время. Наладь порядок - дальше он сам пойдет. Делу - время, потехе - час.

    Поспешишь - людей насмешишь.

    Век живи - век учись.

Приложение 2

Загадки Стучит,
Бренчит,
Вертится,
Никого не боится,
Считает свой век,
А всё не человек. (Часы)
Хоть и сладок утром сон,
Но упорно этот звон
Каждый раз торопит в школу.
Как, скажи, зовётся он?
(Будильник)
Стучат, стучат,
Не велят скучать.
Идут, идут,
А всё тут да тут. (Часы)
На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода. (Часы)

Я напрасно не хожу,
Когда надо, разбужу. (Будильник)

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Стрелка та не для красы -
Время скажут вам... (Часы)

Мы бьём исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
Из каютки в каютку Пробегают малютки, Считают минутки. (Песочные часы)
За деревянной дверцей Бьётся чьё-то сердце. (Часы с кукушкой)

Приложение 3

Стихотворения ЧАСЫ
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы висят на месте.
В. Орлов.
Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течёт
Незагружённое, пустое,
Часов и дней ненужный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
(С.Я. Маршак)
Бежит стремглав минута.
Минута коротка,
Но за минуту можно
Найти звезду, жука,

Который до сих пор ещё
Никто не открывал.
(С.Я. Маршак)

Люди, которые постоянно везде опаздывают и раздражают этим других, вырастают из детей, которым в детстве родители не объяснили ценность времени. Мы часто слышим от бабушек пословицы: «Делу время, потехе - час», «Время - деньги». Эти повторяемые ежедневно фразы являются залогом понимания времени и того, как его правильно распределять.

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять её во времени, реагировать на разные сигналы с определённой скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека.

Наш

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Даньковская основная общеобразовательная школа

Учитесь

ценить время


Подготовил: ученик 4 класса

Панюта Иван

Руководитель: учитель начальных классов Кулькина Людмила Владимировна

х. Красюковский,

2012

Время - это счёт, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека. Ценность времени сейчас значительно возросла, потому что время людей наполнено большими и значительными делами. Счёт времени мы ведём часто не на годы, часы, а на минуты.

Часто драгоценное время теряется из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Научиться беречь своё и чужое время надо уже в школе, так как юношеские годы - это не только годы учения, но и время становления личности, подготовки к труду.

Рациональному распределению времени способствует периодический хронометраж своего рабочего дня: определить, сколько времени уходит на выполнение домашнего задания, на обед, чтение газет, на разговоры по телефону, на разыскивание нужного учебника, тетради и т. д., сколько времени было потеряно на уроке.

По окончании рабочего дня необходимо проанализировать, нельзя ли было поступить более рационально, т. е. где и за счёт чего можно было сократить потери времени, на что его лучше было бы использовать. Впоследствии эти выводы следует учесть в своей работе.

Б
ежит стремглав минута.
Минута коротка,
Но за минуту можно
Найти звезду, жука,
Решение задачи и редкий минерал,
Который до сих пор ещё
Никто не открывал.
(С.Я. Маршак)

Пословицы и поговорки

    Порядок время бережёт. Наладь порядок - дальше он сам пойдёт. Упустишь минуту - потеряешь час. Береги секунду - с неё начинается выигрыш времени. Делу - время, потехе - час.
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

    Поспешишь - людей насмешишь.

    Наскоро делать - переделывать.

  • Скоро огонь горит, да вода бежит.

    Век живи - век учись. Долог день до вечера, коли делать нечего. Рано встала, да мало напряла.
"Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку" (Жан де Лабрюйер)

Как научиться беречь время?

1 . Учись беречь своё время.
"Сфотографируй" один свой обычный день: на листке бумаги слева запиши каждое даже самое маленькое дело, а справа – проставь потраченное на него время. Вечером же просмотри записи и определи, где и когда было потрачено время зря. Такая "фотография" поможет научиться дорожить временем и разработать рациональный режим дня.
2. Укладывайся в отведённое для выполнения домашних заданий время.
На выполнение домашних заданий рекомендуется затрачивать не более: в младших классах – 1 часа, в 5-8 классах – 2,5 часов, в старших классах – 3,5 часов. Поэтому строго запланируй время начала и окончания приготовления домашних заданий – это поможет тебе не отвлекаться во время их выполнения.
3. Лучшее время для выполнения домашних заданий в первой половине дня между 10 и 12 часами, во второй половине – в период с 15 до 18 часов.
4. До начала выполнения домашних заданий:
1) плотный обед - не позднее, чем за 2-2,5 часа до их начала, легкий прием пищи может быть и за 1-1,5 часа; но не приступай к работе голодным;
2) выполнение высоких физических нагрузок допустимо не позднее, чем за 2-2,5 часа до выполнения умственной работы;
3) хорошо проветри рабочее помещение;
4) подготовь рабочее место.
5. В каком порядке следует делать уроки – зависит от твоих особенностей:
если ты входишь в работу легко и в начале работаешь с подъёмом, более продуктивно, чем к концу занятий, но относительно быстро утомляешься, то начинай приготовление домашних заданий с наиболее трудного предмета;
если ты втягиваешься в работу медленно, много времени тратишь на «раскачку», продуктивность работы нарастает постепенно, а усталость появляется не так скоро, то следует начинать со средних по трудности заданий и постепенно переходить к более сложным;
если ты вообще с трудом приступаешь к домашним заданиям, если тебя нервирует любая неудача в их выполнении, то лучше начинать с самых простых, успех в которых приносит тебе удовлетворение;
если тебе не удается решить трудную задачу, отложи её «на потом», иначе может не хватить времени на приготовление других заданий.

Отдых при признаках наступающего утомления необходимо планировать заранее.

Cлайд 1

Районная научно практическая конференция «Шаг в будущее» «Время. Измерение времени. Часы». Столярова Виктория 5 класс Руководитель: Серкина Г.Н.

Cлайд 2

Цель 1. Провести анкетирование, выяснить, что учащиеся знают о происхождении времени. 2. Исследовать происхождение времени и его измерение. 3. Составить классификацию часов от древнего человека до наших дней. 4. Показать значение времени для человека и его влияние на организм человека и животных. 5. Подобрать задачи, связанные со временем, на логическое мышление.

Cлайд 3

Задачи: 1. Развитие познавательного интереса к обучению. 2.Применение полученных знаний в дальнейшем обучении. Содержание: 1.Введение 2.Происхождение времени, классификация и описание часов 3.Биологическое время и его влияние на организм. 4. Занимательные задачи на время.

Cлайд 4

Введение В нашей повседневной жизни мы так часто пользуемся временем, что даже не задумываемся и не подозреваем, что же это такое? Откуда появились понятия: год, месяц, день, час, каким образом древние люди измеряли время и с помощью чего. Обратившись к одноклассникам и старшим ребятам, я поняла, что и они не могут объяснить мне происхождение времени и его измерении, тогда я решила узнать об этом больше, обратившись к книгам, Интернету, и рассказать о своих открытиях сверстникам.

Cлайд 5

Происхождение времени, классификация и описание часов Предметы считать легко: один, два, три и т.д. Измерить небольшое расстояние тоже, несложно. Достаточно иметь какую-нибудь мерку, даже нередко расстояние мы мерим по способу первобытных людей - считаем шаги. Гораздо труднее найти мерку для времени. Тут ни пальцы, ни шаги не помогут: время можно измерять только временем, а мерку нужно искать в природе.

Cлайд 6

Самыми древними «часами», которые никогда не ломались, было солнце. Утро, день, вечер, ночь. Не очень точно, но первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди научились определять время более точно: днем по солнцу, а ночью по звездам. Древние солнечные часы. Древние часы Египта.

Cлайд 7

Люди заметили, что звезды на небе двигаются, причем медленно. Все они как бы привязаны к одной звезде, которую назвали Гвоздем Неба. Сейчас мы называем эту звезду Полярной, она показывает направление на Северный полюс. Неподалеку от Полярной звезды на небе всегда можно найти семь звезд, расположенных в виде ковша. Это созвездие Большая Медведица. За сутки она обходит полный оборот вокруг Полярной звезды, за ночь полкруга. Вот и получается, что на небе есть настоящие часы со звездной стрелкой.

Cлайд 8

Еще три или четыре тысячи лет назад люди не только точно знали этот день, но и сумели построить каменный календарь, который без ошибки показывал начало года, он сохранился и до наших дней. Когда первый луч восходящего солнца падал на священный камень внутри круга, это означало, что наступило начало нового года. Весь год это 365 дней.

Cлайд 9

После того как неделю разбили на сутки, научились разбивать их на 24 часа. Самые первые часы были солнечными. О времени судили по длине тени, отбрасываемой вертикальными предметами. Указателями солнечных часов были и знаменитые обелиски Древнего Египта. Они отбрасывали четкие тени, по которым можно было указать время с точностью до нескольких минут.

Cлайд 10

До нашего времени такие часы сохранились, например, в городе Пушкине. Там стоит небольшой верстовой столб с надписью:«От Санкт- Петербурга 22 версты», а около него лежит плита с римскими цифрами по окружности. Тень, падающая на ту или другую цифру, указывает время дня, как стрелка часов. Такие столбы были поставлены более 200 лет назад на каждой версте по всей дороге из Петербурга в Москву.

Cлайд 11

Солнечные часы не работают в пасмурный день и тем более, ночью. На этот случай у древних были водяные часы. Обычно, это был сосуд, из которого сквозь узкую трубочку медленно вытекала вода. Уровень ее в этом сосуде или в другом, куда выливалась вода, указывал время днем и ночью. Погрешность водяных часов, была не менее 10 минут за сутки. В древности в некоторых восточных городах существовали городские водяные часы. На ступеньках каменой лестницы один под другим стояло несколько сосудов. Наполняли водой верхний сосуд и вода, через небольшое отверстие выливалась из него во второй сосуд, из него в третий и т.д. Служитель, наблюдавший за часами, через определенное время оглашал который идет час.

Cлайд 12

Cлайд 13

В глубокой древности изобрели и всем известные песочные часы. Дата возникновения первых песочных часов неизвестна. Упоминания о часах бутылочного типа, по всей вероятности песочных, имеются уже со времени Архимеда. Несмотря на то, что песочные часы появились в Европе поздно, они быстро распространились. Этому способствовала их простата, надежность, низкая цена и возможность измерять с их помощью в любой момент дня и ночи. Недостатком, мешавшим широкому применению этих часов, был сравнительно короткий интервал времени, который можно было измерить, не переворачивая эти часы. Обычно песочные часы рассчитывались на работу в течение получаса или часа.

Cлайд 14

Помимо солнечных, песочных часов и водяных часов, с начала ХIII в. появились первые огневые - свечные часы. Это очень простые часы в виде длинной тонкой свечи с нанесенной по ее длине шкалой. Они сравнительно удовлетворительно показывали время, а в ночные часы еще и освещали жилища. Свечи, применявшиеся для этой цели, были длинной около метра. Отсюда происходит и обычай измерять длину ночи количеством сгоревших за ночь свечей. Обычно за ночь выгорали три таких свечи, а зимой - больше. К боковым сторонам свечи иногда прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания и таяния воска падали, и их удар по металлической чашке подсвечника был своего рода звуковой сигнализацией времени.

Cлайд 15

Изобретением, ознаменовавшим новый этап развития стали «колесные часы», впоследствии переименованные в механические. Первоначально они долго имели лишь одну стрелку - часовую. Гораздо позже появилась минутная, а спустя 60 лет и секундная стрелка. Затем пришло время Электронных, кварцевых часов и т. д. Вряд ли еще какой-нибудь измерительный инструмент может похвастать таким разнообразием воплощений как часы. Даже если рассматривать, начиная только с механических, то можно встретить часы с пружиной для завода и часы с гирями, часы с кукушкой и часы с маятником, часы с боем и будильники.

Cлайд 16

Разнообразие размеров - от башенных часов высотой в несколько метров до часов в перстне на пальце. По точности измерений - от обычных бытовых, до спортивных, отмеряющих сотые доли секунды. Последнее изобретение - часы, в которых секундная стрелка не «прыгает» на новое положение, а движется равномерно по кругу.

Cлайд 17

Кроме того, что есть часы, которыми мы привыкли пользоваться, существует так называемые биологические часы, когда организм каждого человека, приспосабливается к определенным условиям. Еще во времена водяных часов появились первые попытки перевести биологические часы человека. Это было связано с « растранжириванием дневного света». В Великобритании было предложено перевести летом стрелки часов на 20 минут вперед, а зимой вернуть стрелки назад. Эту идею воплотили все европейские страны. Кроме того, что есть часы, которыми мы привыкли пользоваться, существует так называемые биологические часы, когда организм каждого человека, приспосабливается к определенным условиям. Еще во времена водяных часов появились первые попытки перевести биологические часы человека. Это было связано с « растранжириванием дневного света». В Великобритании было предложено перевести летом стрелки часов на 20 минут вперед, а зимой вернуть стрелки назад. Эту идею воплотили все европейские страны.

Cлайд 18

Различные отзывы на переход зимнего и летнего времени: ЗА ПРОТИВ 1.ЭНЕРГЕТИКИ: Экономия электроэнергии, угля. 2.ФАРМАЦЕВТЫ: Перевод часов влияет на организм, увеличивается продажа лекарств. 3. ФЕРМЕРЫ: С переходом на летнее время увеличивается время посевных работ.. 1.МЕДИКИ: Нарушение сна, нарушение ритмов сердца, увеличение стрессов, снижение работоспособности, увеличивается количество вызовов скорой помощи. 2.ЖИВОТНОВОДЫ: Снижается удой молока.

Cлайд 19

Данные опроса школьников 5-6 классов, с целью выяснить, как влияет на их организм перевод часов на летние и зимнее время. Вывод: на моих ровесниках перевод часов никак не отражается, но приятно, что осенью есть возможность поспать лишний час. Вопросы Летнее время Зимнее время 1.Ощущаете ли вы на себе перевод часов? 32 5 2.Вам стало легче вставать? 2 25 3.Увеличилась ли ваша работоспособность? 15 12 4 Перевод, на какое время вас устраивает больше? 2 30 5.Когда у вас появилось больше свободного времени? 15 15 6.Повлиял ли перевод часов на ваш аппетит? 20 3 7. Влияет ли перевод времени на вашу успеваемость? 4 5 8 Ваш режим изменился? 18 14 9.Вас устраивает перевод часов на сезонное? 10 22

Cлайд 20

Cлайд 21

Занимательные задачи на время. 1. Имеются песочные часы на 7 и на 9 минут. Как с их помощью отмерить ровно 20 минут? 2. Часы пробили 3 часа, потратив на это 3 секунды. Сколько времени понадобится этим часам, чтобы пробить 7 часов. 3.Во сколько раз быстрее движется конец минутной стрелки, чем конец часовой стрелки? 4. Какие часы, чаще показывают правильное время - которые спешат на 2 минуты в сутки, или которые стоят? 5. В комнате двое часов. Одни идут точно, а другие спешат на 8 минут в сутки. В полдень часы были поставлены точно на 12. Через какое время в первый раз эти двое часов снова покажут одновременно 12 часов? 6. У Евгения Онегина были карманные часы, которые он заводил два раза в сутки: утром в 8.30 он делал 11 полных оборотов заводной головки, а вечером, ложась спать, приходилось делать 9 оборотов. В котором часу ложился спать Онегин? 7. Сколько есть положений на правильно идущих часах, когда часовая и минутная стрелки совмещаются? 8. У человека остановились настенные часы. Он идет к своему приятелю, часы которого идут правильно, просиживает у него некоторое время и, вернувшись, домой, верно, ставит свои часы. Как это сделать, если известно, сколько времени занимает дорога, и сколько времени он просидел у приятеля?

Cлайд 22

Интересные факты из области часов: Часы традиционно не устанавливаются в помещениях казино. Традиционное движение часовых стрелок «по часовой стрелке» используется для указания направления кругового движения. Однако существуют часы, у которых стрелки двигаются «против часовой стрелки». Биг - Бен - это название не башни, а 13-тонного колокола, который звонит внутри. Атомные часы имеют погрешность в 1 секунду за шесть миллионов лет. Одна секунда - это 9 192 631 770 колебаний излучения атома цезия -133. Часы идут по часовой стрелке - слева направо - потому что именно в этом направлении движется тень солнечных часов. Древнейшие солнечные часы, относящиеся к XV в. до н.э., обнаружены в Египте. Существует 24 часовых пояса.

Cлайд 23

Номер високосного года (с добавленным днём 29 февраля) должен быть кратен четырём. Существует исключение: года, кратные 100, не високосны. Существует исключение из исключения: года, кратные 400, високосны. 1900 не был високосным, а 2000 - был. Существуют високосные секунды. Существуют: тысячелетие, век, пятилетка, год, квартал, месяц, декада, неделя, сутки, час, минута, секунда, миллисекунда, микросекунда, наносекунда, пикосекунда, фемтосекунда и так далее. Никто точно не знает, почему год делится на 12 месяцев (такое деление не соответствует ни лунному, ни солнечному календарю). Считается, что деление часа на 60 минут связано с вавилонской системой счисления, в основе которой было не 10, а 60. Хотя в одной минуте 60 секунд, в одной секунде 1000 миллисекунд. Неправильно говорить «сколько время?». Стоит говорить только «который час?». 24 часа звёздного времени равняются 23 часам 56 минутам 4,091 секундам среднего солнечного времени.

Слайд 1

Измерение времени

Слайд 2

Время
Всемирное Поясное Местное Звёздное Солнечное Декретное Летнее

Слайд 3

Всемирное время
Вращением Земли вокруг оси задается шкала всемирного времени. Вращение Земли и смена дня и ночи определяют самую естественную единицу времени - сутки. Сутки - это промежуток времени между последовательными верхними кульминациями на данном меридиане одной из трех фиксированных точек небесной сферы: точки весеннего равноденствия, центра видимого диска Солнца (истинного Солнца) либо фиктивной точки, равномерно движущейся по экватору и называемой "средним солнцем". В соответствии с этим сутки бывают звездные, истинные солнечные или средние солнечные. Начальным меридианом при всех измерениях времени с 1884 года считается меридиан Гринвичской обсерватории, а среднее солнечное время на меридиане Гринвича называется всемирным временем UT (Universal Time). Всемирное время определяется из астрономических наблюдений, которые ведутся специальными службами на многих обсерваториях мира.

Слайд 4

В астрономическом календаре на месяц моменты явлений даются по всемирному времени То. Переход от одной системы счета времени к другой выполняется по формулам: То=Тm - L, Tп=Tо+n(ч)=Tm+n(ч) - L. В этих формулах То - всемирное время; Тm - местное среднее солнечное время; Тп - поясное время; n(ч) - номер часового пояса (на территории России к номеру часового пояса прибавляется еще 1 час декретного времени); L - географическая долгота в единицах времени, считаемая положительной к востоку от Гринвича.
О счете времени для наблюдений

Слайд 5

Звёздное время
При астрономических наблюдениях используется звездное время s, которое связано со средним солнечным временем Тm и со всемирным временем To соотношениями: S=So+To+L+ 9,86c * (Tо), S=So+Tm+ 9,86c * (Tm -L), Здесь So - звездное время в среднюю гринвичскую полночь (звездное время на меридиане Гринвича в О часов всемирного времени), а заключенные в скобки значения (Tо) и (Tm -L), выражены в часах и десятичных долях часа. Поскольку произведения 9,86c * (Tо) и 9,86c * (Tm -L) не превосходят четырех минут, то при приближенных вычислениях ими можно пренебречь.

Слайд 6

Поясное время Москвы
Поясное время второго часового пояса, в котором расположена Москва, называется московским временем и обозначается Тм. Поясное время других пунктов на территории РФ получается прибавлением к московскому времени целого числа часов дельтаТ, которое равно разности номеров часового пояса данного пункта и часового пояса Москвы: Т=Тм + дельтаТ.

Слайд 7

Летнее время
В весенне-летний период на значительной части территории России и других стран вводится летнее время, т. е. все часы переводятся на один час вперед. Перевод осуществляется в два часа ночи последнего воскресенья марта. В начале осенне-зимнего периода, в три часа ночи последнего воскресенья октября, часы снова переводятся на один час назад: вводится зимнее время. Таким образом, в весенне-летний период Тм=То+4ч и Т=Тm-L+4Ч+дельтаТ, в осенне-зимний период Тм=То+3ч и Т=Тm-L+ЗЧ+дельтаТ.

Слайд 8

Из истории измерения времени
Сутки разделены на 24 часа, каждый час – на 60 минут. Тысячи лет назад люди заметили, что многое в природе повторяется: Солнце встает на востоке и заходит на западе, лето сменяет зиму и наоборот. Именно тогда возникли первые единицы времени – день, месяц и год.
С помощью простейших астрономических приборов было установлено, что в году около 360 дней, и приблизительно за 30 дней силуэт Луны проходит цикл от одного полнолуния к следующему. Поэтому халдейские мудрецы приняли в основу шестидесятеричную систему счисления: сутки разбили на 12 ночных и 12 дневных часов, окружность – на 360 градусов. Каждый час и каждый градус были разделены на 60 минут, а каждая минута – на 60 секунд. Однако последующие более точные измерения безнадежно испортили это совершенство. Оказалось, что Земля делает полный оборот вокруг Солнца за 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд. Луне же, чтобы обойти Землю, требуется от 29,25 до 29,85 суток.

Слайд 9

Звёздные и солнечные сутки
Выберем любую звезду и зафиксируем ее положение на небе. На том же самом месте звезда появится через сутки, точнее через 23 часа 56 минут. Сутки, измеренные относительно далеких звезд, называются звездными (если быть совсем точными, звездные сутки – промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия). Куда же деваются еще 4 минуты? Дело в том, что вследствие движения Земли вокруг Солнца оно смещается для земного наблюдателя на фоне звезд на 1° за сутки. Чтобы «догнать» его, Земле и нужны эти 4 минуты. Сутки, связанные с видимым движением Солнца вокруг Земли, называются солнечными. Они начинаются в момент нижней кульминации Солнца на данном меридиане (т.е. в полночь). Солнечные сутки не одинаковы – из-за эксцентриситета земной орбиты зимой в северном полушарии сутки длятся немного больше, чем летом, а в южном – наоборот. Кроме того, плоскость эклиптики наклонена к плоскости земного экватора. Поэтому были введены средние солнечные сутки, равные 24 часам.

Слайд 10

Вследствие движения Земли вокруг Солнца оно смещается для земного наблюдателя на фоне звезд на 1° за сутки. Проходит 4 минуты, прежде чем Земля «догоняет» его. Итак, Земля делает один оборот вокруг своей оси за 23 часа 56 минут. 24 часа – средние солнечные сутки – время оборота Земли относительно центра Солнца.

Слайд 11

Нулевой меридиан
Нулевой меридиан проходит через Гринвичскую обсерваторию, расположенную недалеко от Лондона. Человек живет и работает по солнечным часам. С другой стороны, астрономам для организации наблюдений нужно именно звездное время. В каждой местности существует свое солнечное и свое звездное время. В городах, расположенных на одном меридиане, оно одно и то же, а при перемещении вдоль параллели оно будет меняться. Местное время удобно для повседневной жизни – оно связано с чередованием дня и ночи в данной местности. Однако многие службы, например, транспорт, должны работать по одному и тому же времени; так, все поезда в России идут по московскому времени. Для того, чтобы отдельные населенные пункты не оказывались сразу в двух часовых поясах, границы между поясами немного сдвинули: они проводятся по границам государств и областей.

Слайд 12

Чтобы не возникало путаницы, было введено понятие гринвичского времени (UT): это местное время на нулевом меридиане, на котором расположена Гринвичская обсерватория. Но россиянам жить по одному времени с лондонцами неудобно; так появилась идея поясного времени. Были выбраны 24 земных меридиана (через каждые 15 градусов). На каждом из этих меридианов время отличается от всемирного на целое число часов, а минуты и секунды совпадают с гринвичскими. От каждого из этих меридианов отмерили 7,5° в обе стороны и провели границы часовых поясов. Внутри часовых поясов время всюду одинаково. В нашей стране поясное время было введено с 1 июля 1919 года.
В 1930 году на территории бывшего Советского Союза все часы были переведены на час вперед. Так появилось декретное время. А в марте россияне переводят часы еще на час вперед (т.е. уже на 2 часа по сравнению с поясным) и до конца октября живут по летнему времени. Подобная практика принята во многих европейских странах.
Поясное время
http://24timezones.com/map_ru.htm

Слайд 13

Линия смены даты
Возвращаясь из первого кругосветного плавания, экспедиция Фернана Магеллана выяснила, что куда-то потерялись целые сутки: по корабельному времени была среда, а местные жители, все как один, утверждали, что уже четверг. Никакой ошибки в этом нет – путешественники плыли все время на запад, догоняя Солнце, и, в итоге, сэкономили 24 часа. Похожая история случилась с русскими землепроходцами, встретившимися на Аляске с англичанами и французами. Чтобы решить эту проблему, было принято соглашение о международной линии смены дат. Она проходит через Берингов пролив по 180-му меридиану. На острове Крузенштерна, лежащем восточнее, по календарю на сутки меньше, чем на острове Ротманова, лежащем западнее этой линии.

Слайд 14

Вопросы викторины
http://www.eduhmao.ru/info/1/3808/34844/ http://www.afportal.ru/astro/test

Слайд 15

1. Звездные сутки в противоположность истинным солнечным суткам имеют постоянную длительность. Почему же ими не пользуются в общественной жизни?
Потому что: 1) удобнее измерять время, используя движение по небу наиболее заметного небесного тела - Солнца, а не точки весеннего равноденствия, ничем на небе не отмеченной; 2) при пользовании звездным временем за год получилось бы 366 звездных суток при 365 вполне заметных днях; 3) звездные сутки начинаются, по крайней мере в данное время, в разные часы дней и ночей; 4) при пользовании какими бы то ни было солнечными сутками мы в какой-то степени можем ориентироваться во времени по положению Солнца на небе, а при пользовании звездными сутками такая ориентация была бы довольно затруднительна и совсем невозможна для лиц, плохо знакомых с астрономией.

Слайд 16

2. Почему сейчас в обыденной жизни не пользуются солнечным временем?
Потому что длительность истинных солнечных суток в течение года непрерывно меняется, чего не могли заметить в древности. Было бы очень трудно изготовить часы, идущие в точности по истинному солнечному времени, и, кроме того, интересы науки и техники требуют установления постоянных, а не переменных единиц времени (в данном случае суток).

Слайд 17

3. Когда в году бывают самые длинные и самые короткие истинные солнечные сутки? Какова разница между теми и другими?
Самые длинные истинные солнечные сутки бывают около 23 декабря - 24 ч 04 мин 27 сек, а самые короткие - около 16 сентября-24 ч 03 мин 36 сек. Разница между ними составляет около 51 звездных секунд.

Слайд 18

4. Обычно считается, что на всем протяжении какого-либо меридиана, от полюса и до полюса, один и тот же час суток и что при движении по меридиану нет надобности в перестановке стрелки часов. Ответьте, так ли это на самом деле?
Нет. Довольно часто один и тот же меридиан проходит по разным часовым поясам. Однако местное звездное и местное среднее солнечное время на всем протяжении одного какого-либо меридиана одинаковы.

Слайд 19

5. Считая, что время для телефонных разговоров начинается в 8ч. и заканчивается в 23ч. Поясного времени за границей и декретного времени у нас, найдите часы суток, удобные для телефонных переговоров между Лондоном и Нью-Йорком по лондонскому поясному времени; между Москвой и Владивостоком по московскому декретному времени.
С 13 по 23 ч включительно по лондонскому поясному времени. С 8 по 16 ч включительно по московскому декретному времени.

Слайд 20

6. Пароход вышел из Сан-Франциско 1 августа в 12 ч. И прибыл во Владивосток тоже в 12ч. 18 августа. Сколько суток длился этот рейс?
16 суток
7. В котором часу по московскому декретному времени Новый год вступает на территорию России?
В 14 ч.
8. Сколько времени удерживается на Земле любая дата, например 1 января?
Любая календарная дата удерживается на земном шаре в течение двух суток.

Слайд 21

9. Узнав, что каждая дата задерживается на Земле по двое суток, один ученик запротестовал: "Позвольте, но ведь тогда все наши годы продолжались бы по два года. Значит, тут что-то не так". Что бы вы ответили этому ученику?
В каждом месте на Земле любая календарная дата "живет" только одни сутки, а поэтому и год имеет свою обычную длительность.