Социальный педагог – это специалист, помогающий детям и подросткам социализироваться в обществе. Специализации профессии социального педагога Где выучится на социального педагога

Начинающий: 15000 ⃏ в месяц

Опытный: 20000 ⃏ в месяц

Профессионал: 30000 ⃏ в месяц

* - информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Новые профессии всегда востребованы. Такие учреждения как детские сады, школы, приюты, социальные службы испытывают недостаток квалифицированных специалистов.

Для кого подходит профессия

Профессионально важные качества :

  • коммуникабельность;
  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • любовь к детям;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • чувство такта;
  • высокий уровень культуры;
  • развитое аналитическое мышление;
  • трудолюбие;
  • активность.

Карьера

Заработная плата социального педагога зависит от уровня его квалификации, трудового стажа и бюджета организации, где он трудится.

Обязанности

  • осуществление социальной помощи и поддержки детей и подростков;
  • оказание содействия в получении пособий и компенсаций, адресной помощи детям, материальной поддержки сиротам, выпускникам детских домов;
  • социально-педагогический патронаж детей-инвалидов и детей из семей группы риска;
  • диагностическая, коррекционная и реабилитационная работа с детьми с девиантным поведением и детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях;
  • изучение социально-бытовых условий жизни ребенка, особенностей семьи, микросреды;
  • диагностика социальных отклонений;
  • социально-педагогическая коррекция и реабилитация личности, межличностных отношений, воспитательных влияний;
  • защита прав детей и подростков;
  • организация разносторонней, социально приемлемой культурно-досуговой деятельности детей и подростков;
  • проведение профориентационной работы с детьми и подростками.
Оцените профессию: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Социальная педагогика - отрасль, рассматривающая процесс воспитания через призму характерных для общества. Каждая отдельно взятая личность развивается в определенной среде, где имеются свои устои, стереотипы, приоритеты. Человек не может существовать отдельно от социума, более того, он активно влияет на окружающих, внося в ближайший "микромир" свое мироощущение. Процесс этот обоюдный и взаимосвязанный. Личность может подчиниться требованиям среды, либо окружению придется принять человека таким, какой он есть.

Социальный педагог - это специалист, который помогает детям и подросткам социализироваться в обществе, найти в нем свое место, оставшись при этом самостоятельной личностью. Это определение показывает идеальную картину в плане воспитания, то, к чему должны стремиться все специалисты, работающие с детьми. На практике же социальный педагог - это человек, который в школе занимается мониторингом неблагополучных семей и среди детей. Цель этой работы - научить ребят сопротивляться дезорганизующим условиям.

Деятельность и других учебных заведениях заключается в изучении определенной семьи, выявлении проблем в этой ячейке общества, нахождении путей решения трудных ситуаций, а также в координировании работ по заданному маршруту. Опять-таки, речь идет о должностных обязанностях, прописанных в положении образовательного учреждения. В реальной жизни картина несколько иная.

В действительности социальный педагог - это человек, который становится в решении многих проблем. С одной стороны, профессиональные обязанности и ожидания общества, связанные с достижением определенных целей. С другой, полное нежелание конкретной неблагополучной семьи решать свои проблемы. Ведь контингент, с которым работает специалист, - это асоциальные семьи с пьющими родителями, половина из которых уверена, что они глубоко несчастные люди, обиженные жизнью. Другая половина из разряда "непутевых", которым на все наплевать, включая своих детей. Понятно, что детей из этой среды сравнимо с подвигом, потому что ребенок, проживающий в этих условиях, считает их нормальными и часто идет по стопам родителей. Только единицы адекватно осознают свое положение и стараются его исправить. Самое интересное, что они часто достигают больших результатов, поскольку мотивация - вещь очень мощная.

Опускать руки нельзя ни в коем случае: если не бороться с негативными социальными явлениями, они поглотят общество целиком. Если удается нормализовать жизнь хотя бы нескольких семей - это победа.

Социальный педагог - это человек, работу которого нельзя оценить оценками в журнале, нельзя наглядно показать ее эффективность. Это ежедневный приносящий плоды только через длительное время. Но начальству это не докажешь, они требуют наглядности и цифр.

Отчет социального педагога входит в перечень номенклатуры дел специалиста. К ней относятся федеральные, региональные законодательные акты, регламентирующие данный вид деятельности; должностные обязанности; перспективный план работы (куда же без него), в который включено планирование групповой и индивидуальной работы; программы действий по определенным ситуациям, профилактике правонарушений; картотека на детей, с которыми работает специалист; рекомендации для родителей и учителей.

В настоящее время вузы и продолжают вести подготовку будущих специалистов по специальности «Социальный педагог». Для того чтобы получить данную профессию, необходимо пройти обучение по программе, предусмотренной учебным заведением. Как правило, полный срок образовательной подготовки данной специальности составляет 5 лет.

Предусматриваются такие формы обучения как очно-заочная, заочная, очная и дистанционная. В целом, сроки и образования между различными образовательными учреждениями различаются в зависимости от установленных в них порядков и правил.

Анализ практики данной специальности говорит о том, что эффективность деятельности социального педагога зависит от уровня подготовки в учебном заведении. Также значение имеют личностные качества специалиста. Социальный педагог необходим категории людей, которой требуется психологическая поддержка и социальная помощь. Потому для будущего специалиста профессионально значимыми являются такие качества как: эмпатия, коммуникабельность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, выдержка.

Деятельность социального педагога

Социальный педагог осуществляет работу с детьми и подростками из неблагополучных семей, их родителями и иными лицами, нуждающимися в защите их прав и свобод. Он работает в реабилитационных центрах, школах-интернатах, детских домах, больницах. Педагог ведет деятельность в тесном сотрудничестве с полицией, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства.

Так, социальный педагог работает с теми, кто перенес психологическую травму в результате насилия, потери близких людей, противоправных действий. Его деятельность в работе с проблемными детьми и подростками направлена на установление с ними доверительного контакта, обнаружение их проблем и оказание поддержки.

Педагог участвует в разрешении проблемных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, выявляет его потребности и разрабатывает меры поддержки, привлекая соответствующие органы, например, по опеке и попечительству.

Специалист старается создать для них комфортную психологическую обстановку, для того чтобы такие ребята ощущали себя в безопасности. Безусловно, социальному педагогу необходимо обладать психической устойчивостью, ведь в работе придется непрерывно сталкиваться с трудностями. Не исключено, что дети и подростки из неблагополучных семей имеют психические расстройства и отклонения в развитии. Их поведение может носить асоциальный характер, а потому нуждается в корректировке и адаптации. Задача педагога - оказывать помощь, применяя знания и опыт в области воспитания, обучения и развития личности. Социальному педагогу необходимо умение слушать и понимать, сопереживать, общаться с людьми разных категорий.

Данная профессия появилась совсем недавно, а потому ее смысл понятен далеко не всем. Социальный педагог занимается созданием «правильных» условий для развития учащихся, защищает права детей, помогает наладить отношения семьи со школой, организует работу учителей, помогает повысить успеваемость детей и многое другое.

До нынешнего момента функции социального педагога отчасти выполнялись преподавателями или классными руководителями. В сложных или нестандартных случаях работали штатные или приглашенные психологи .

Места работы

В основном, должность социального педагога присутствует в:

  • школах;
  • детских садах;
  • социальных службах;
  • приютах и учреждениях, работающих с несовершеннолетними.

История профессии

Изменение жизни и экономики, развитие технологий, обострение социальных и политических противоречий создало необходимость менять устройство государственного воспитания и обучения детей. Профессия социального педагога появилась в России примерно в 2000-х годах и к нынешнему времени прижилась.

Отчасти эта профессия была создана, чтобы уменьшить рост преступности, количество неблагополучных детей и иные проблемы.

Обязанности социального педагога

Основными должностными обязанностями социального педагога являются:

  • анализ проблем учащихся для оказания им социальной помощи;
  • разработка программ адаптации учащихся к окружающим условиям;
  • консультирование детей, родителей и учителей.

В зависимости от специфики учреждения в обязанности социального педагога могут входить:

  • координация взаимодействия работников школы и привлеченных специалистов;
  • помощь в трудоустройстве учащихся;
  • проведение обучающих мероприятий для учителей.

Требования к социальному педагогу

Обычно требования к социальному педагогу таковы:

  • высшее профессиональное образование;
  • опыт методической работы;
  • знание законодательства, касающегося социальной сферы;
  • навыки организации и проведения мероприятий.

Как стать социальным педагогом

Стать социальным педагогом можно единственным способом — получить высшее образование, без которого на работу просто не возьмут. Дальнейшие шаги — либо трудоустройство по специальности, либо работа учителем в школе или воспитателем в детском саду и последующий рост в профессионализме и положении.

Образец резюме социального педагога

Зарплата социального педагога

Размер заработной платы социального педагога невелик, размер колеблется от 15 до 30 тысяч рублей в месяц. Приятным дополнением могут быть премии за выслугу лет и льготы для работников государственных предприятий.

Средняя зарплата социального педагога находится в районе 20 тысяч рублей в месяц и расти в ближайшие годы, скорее всего, не будет.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Современная научно-техническая академия (СНТА) и ряд её курсов по направлению « ».

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления « ».

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации « » и выдаёт диплом и сертификат.

Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению « » (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Н.Ф.БАСОВ, В.М.БАСОВА, А.Н.КРАВЧЕНКО

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений ,

обучающихся по специальности 031300 (050711 ) «Социальная педагогика »

УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.6я73 Б257

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Калужского государственного

педагогического университета им. К.Э.Циолковского С.Н.Касаткина;

доктор педагогических наук, профессор Ярославского государственного

педагогического университета им. К.Д.Ушинского М.А.Ковалъчук

Басов Н.Ф.

Б257 Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. по­собие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Ба-сова, А.Н.Кравченко. - М. : Издательский центр «Акаде-мия», 2006. - 256 c. ISBN 5-7695-2313-1

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Госу-дарственного образовательного стандарта и предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». В пособии раскрываются роли и функции социального педа-гога, дается его профессиональный портрет, характеризуются сферы прак-тической деятельности.

Для студентов высших педагогических учебных заведений; может быть полезно также аспирантам, практическим работникам, занимающимся социально-педагогической деятельностью.

УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.6я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н., 2006 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 ISBN 5-7695-2313-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

Введение 3

Глава 1. Социальный педагог - профессия педагогическая5

§ 1. Понятия «профессия», «специальность»,

«квалификация» 5

§ 2. Классификация профессий 7

§ 3. Новое время - новая профессия 8

§ 4. Назначение специалиста 9

§ 5. Функции и роли социального педагога 10

§ 6. Система подготовки социального педагога 12

Документы и материалы 14

Глава 2. Профессиональный портрет социального педагога 35

§1. Общие требования к социальному педагогу 35

§ 2. Примерная модель профессиональной деятельности 38

§ 3. Этические нормы и ценности социального педагога 39

§ 4. Профессиональные обязанности социального педагога42

§ 5. Права социального педагога как специалиста

§ 6. Профессиональное самоопределение и карьера

социального педагога 45

Документы и материалы 48

Глава 3. Сфера деятельности и место работы социального педагога ...85

§ 1. Социум, ближайшее окружение человека 85

§ 2. Социально-педагогические учреждения системы

образования 87

§ 3. Социальный педагог в учреждениях системы

социальной защиты населения 89

§ 4. Особенности валеологической социально-педагогической

деятельности в учреждениях образования и здравоохранения 93

§ 5. Специфика социально-педагогической деятельности

в учреждениях пенитенциарной системы 96

Документы и материалы 99

Глава 4. Специализация в работе социального педагога 116

§ 1. Специализация как часть специальности 116

§ 2. Семейный социальный педагог 118

§ 3. Общинный (сельский) социальный педагог 120

§4. Социальный педагог детских объединений 126

§ 5. Социальный педагог - специалист по работе

с молодежью 127

Документы и материалы 134

Глава 5. Виды социальных институтов 165

§ 1. Понятие «социальный институт», его характеристика 165

§ 2. Ведущий социальный институт - семья 170

§ 3. Школа как социальный институт 176

§ 4. Религия как институт социализации 180

§ 5. Другие институты социализации, их характеристика 183

Документы и материалы 188

Глава 6. Развитие современной системы служб социальной

помощи населению 210

§ 1. Понятия «система», «служба социальной помощи» 210

§ 2. Многообразие современных служб социальной

помощи населению 212

§ 3. Особенности деятельности социального педагога

в современной системе социальной помощи населению 218

Документы и материалы

Приложения 229

Приложение 1 229

Приложение 2 238

Приложение 3 242

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие знакомит студентов с основами их будущей профессии, важнейшими понятиями, теоретическими проблема-ми, содержанием и основными направлениями деятельности со­циального педагога.

В пособии раскрываются роль и функции будущего специали-ста, характеризуется сфера его практической деятельности. Посо­бие состоит из шести глав, а также включает приложения, непос­редственно связанные с программой учебного курса «Введение в профессию».

В первой главе анализируются основные понятия данного кур­са: «профессия», «специальность», «квалификация», «специали­зация», дается их классификация, характеризуются назначение специалиста и его функции. Особое внимание уделено системе подготовки социального педагога в нашей стране.

Вторая глава посвящена профессиональному портрету соци­ального педагога. Здесь представлена модель его профессиональ-ной деятельности, раскрыты этические нормы и ценности специ-алиста, охарактеризованы профессиональные обязанности и пра-ва, специфика профессионального самоопределения и карьеры социального педагога.

В третьей главе анализируются сферы деятельности социально­го педагога. Раскрыты особенности социума, охарактеризованы со­циально-педагогические и социально-психологические службы образовательных учреждений; социальные службы муниципаль-ных органов и их учреждений; социальные службы специализиро­ванных учреждений; социальные службы предприятий, организа-ций, учреждений; социально-педагогические службы системы дополнительного образования.

Четвертая глава посвящена специализациям деятельности со­циального педагога, таким, как семейный социальный педагог; общинный (сельский) социальный педагог; специалист по рабо­те с молодежью и т.д.

В пятой главе раскрываются основные виды социальных ин-ститутов: семья, образовательное учреждение, средства массовой информации и другие.

В шестой, заключительной, главе анализируются современная система служб социальной помощи населению и основные на-правления деятельности социального педагога в ней.

Отбор включенных в учебное пособие тем определен требова-ниями Государственного стандарта высшего профессионального образования по данной специальности.

Каждая глава снабжена вопросами для самоконтроля, а также списком рекомендуемой литературы для углубленной самостоя-тельной работы. Кроме того, в качестве приложений представле­ны документы и материалы, раскрывающие специфику данной специальности. Среди них законодательные и нормативные акты, Государственный образовательный стандарт высшего профессио­нального образования, Положение о социальном педагоге школы и другие.

Учебное пособие поможет будущим социальным педагогам в подготовке к практическим занятиям и зачету, в написании до­кладов, рефератов и других письменных работ. Существенную по­мощь оно окажет работникам социально-педагогической сферы в процессе повышения квалификации.

В учебном пособии были использованы материалы работ изве­стных специалистов в области социальной педагогики В.Г.Боча-ровой, Ю.В.Васильковой, М.А.Галагузовой, М.П.Гурьяновой, И. П.Клементович, Т.В.Лодкиной, Л. В. Мардахаева, В.Ж. Маслен-никовой, А.В.Мудрика, Ф.А.Мустаевой, В.А.Никитина, Л.Е.Ни-китиной, Р.В.Овчаровой, М.И.Рожкова, В.А.Сластенина, В. А. Фо-кина, П.А.Шептенко и многих других.

Надеемся, что данное пособие внесет свой вклад в подготовку социальных педагогов на более высокой профессиональной ос­нове.