Военный склад ума: становление личности офицера. К вопросу о классификации нравственных качеств личности будущего офицера заместитель начальника СВУ по учебной работе

- военно-профессиональная направленность-это система его целей, установок, стремлений, эмоциональных реакций и состояний, взглядов и убеждений, выражающих отношение к учебно-воспитательной деятельности и определяющим образом влияющих на ее содержание и результаты.

По своей сущности это профессиональная направленность. Она определяется мировоззрением, системой потребностей, преобладающих мотивов командира:

Высокая психолого-педагогическаяэрудиция -это основательная мировоззренческая и методологическая подготовленность, глубокое знание науки, понимание ее тенденций, перспектив развития, практических возможностей, а также широкие познания в области психологии и педагогики.

«Человек должен знать все о чем-то и что-то обо всем».

Основными свойствами интеллигентного командира являются:

· бескорыстие;

· скромность;

· благородство;

· душевная порядочность;

· трудолюбие;

· честность;

· чувство ответственности.

У преподавателей высокой педагогической культуры интеллигентность органически сочетается с высокой нравственностью. Нравственность командира проявляется в активной нравственной деятельности, высокой нравственной самодисциплине. Любое действие офицера, его поступки, особенно в работе с людьми, имеют не только правовое, но и моральное содержание, этический аспект.

Основными нравственными качествами командира являются:

· воинский и педагогический долг;

· нравственная устойчивость;

· нетерпимое отношение к недостаткам;

· активное участие в общественной деятельности;

· педагогическая самоотверженность;

· педагогический гуманизм.

Все нравственные нормы командира (учителя) проявляются и действуют в педагогическом такте.

Педагогический такт – это сложное профессиональное качество, которая характеризуется педагогически целесообразной мерой его отношения к воинам и воздействий на них в конкретных ситуациях.

Основными признаками педагогического такта являются:

Требовательность без грубости и мелочной придирчивости;

Воздействие в форме приказаний, внушений, предупреждений и предложений без подавления и унижения личности подчиненного;

Умение выражать распоряжения, указания и даже просьбы без упрашивания, но и без высокомерия;

Умение слушать собеседников, не выражая безразличия и своего превосходства;

Уравновешенность, самообладание и деловой тон общения без раздражительности, сухости, холодности и безразличия;

2. Практическая деятельность:

Педагогическое мастерство;

Постоянная опора на научные данные и передовой опыт в обучении и воспитании;

Чувство нового т творческий поиск в учебно-воспитательной и организаторской работе;



Педагогически действенное общение и поведение;

Активная устремленность к самосовершенствованию.

Одним из важнейших факторов и условий, определяющих эффективность и качество воспитательной работы, является высокий уровень педагогического мастерства командира. Проблема профессионального мастерства педагога относится к тем вопросам педагогической теории и практики, которые всегда входят в число вечно актуальных.

Во-первых, это проблема социально-педагогическая, так как связана с решением задач по выполнению специфического социального заказа. В нашем случае она определяется задачами воспитания гражданина России и вооруженного защитника её интересов, обеспечивающего безопасность личности, общества и государства, патриота своего Отечества.

Во-вторых, это проблема профессионально-этическая, связанная с выполнением воинского долга, с проявлением чести, совести, моральной ответственности офицера за результаты воспитания подчиненных, своего педагогического труда, за свою деятельность.

В-третьих, это проблема высокого уровня профессионализма в самом сложном виде человеческого труда, связанная с проявлением единства деятельности и личности офицера-воспитателя. Диалектика данного положения такова, что мастерство воспитателя формируется в активной, целенаправленной деятельности, а носителем мастерства, занимающимся воспитательной работой, является личность офицера с необходимым «набором» качественных характеристик.

В-четвертых, это педагогическое мастерство - это проблема единства теоретического осмысления и усвоения его сущности, структуры, воспитательной деятельности с использованием конкретной педагогической технологии, высокоразвитых педагогических навыков и умений, элективных воспитательных методов, средств, приемов педагогического взаимодействия, влияния и воздействия.



В-пятых, это профессионально-педагогическое мастерство офицера-воспитателя - это важнейший социально-педагогический и личностно-индивидуальный фактор и необходимое педагогическое условие эффективной деятельности тех, кто учит, и тех, кто учится, служит, кого воспитывают.

В-шестых, это проблема педагогического мастерства воспитателя - это проблема его общей, профессиональной и педагогической культуры, её реальный компонент и важнейший показатель уровня профессионально-культурного развития личности педагога.

Из сказанного следует, что проблема педагогического мастерства офицера-воспитателя интегральная, а следовательно, и сложная, содержащая различные аспекты её познания и реализации на практике.

Из всего многообразия воспитательных навыков и умений, характеризующих высокий уровень педагогического мастерства офицера, можно выделить следующие:

Умение изучать каждого военнослужащего и коллектив в целом, замечать те изменения, которые происходят в конкретном объекте воспитательного воздействия;

Умение быстро, объективно анализировать и оценивать воспитательные ситуации;

Умение грамотно, логично, доходчиво разъяснять требования, предъявляемые сегодня к личности и деятельности военнослужащего, убеждать в необходимости добросовестного выполнения воинского долга, целенаправленно внушать те идеи, которые помогают ему успешнее преодолевать трудности военной службы;

«Воспитатель сам должен быть воспитан» – эти слова и сегодня звучат актуально.

Среди всего многообразия качественных характеристик офицера как воспитателя следует обратить внимание на базовые общечеловеческие качества, такие как: высокий патриотизм, любовь к своему Отечеству, к труду, к человеку вообще. Сюда же следует отнести ответственное отношение к выполнению своего долга по обеспечению безопасности личности, общества и государства, сохранению и приумножению положительных традиций и целенаправленному их использованию в воспитательной деятельности, гуманное отношение к окружающим и т. д.

Мастерство офицера-воспитателя как военного человека определяется и уровнем развития его военно-профессиональных качеств. Речь идет не только о мастерском владении военным делом, современной техникой, оружием, но и о наличии у офицера-воспитателя таких качеств, как дисциплинированность, целеустремленность, решительность, инициатив-ность, мужество, настойчивость, терпение, самообладание и т.д.

Необходимой предпосылкой успеха в воспитательной работе, в проявлении педагогического мастерства являются духовно-нравственные и профессионально-этические качества офицера. О необходимости иметь «чистую душу », «чистые руки» в воспитании человека было сказано давно. Под этими образными выражениями понимались и сегодня понимаются такие качественные характеристики, как честность, порядочность, правдивость, скромность, трудолюбие, тактичность, достойное поведение на службе и в быту, добросовестное выполнение своего гражданского и воинского долга, проявление совестливости и высокой моральной ответственности за организацию и проведение воспитательной работы, за её эффективность и результаты.

  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 192

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Личность российского офицера: традиции и современность: Социально-философский анализ»

ГЛАВА I. Методологические проблемы исследования личности офицера в философии. 9

1.1. Специфика проблемы человека в социальной философии.

1.2. Философская наука о сущности личности офицера 25 (содержание, структура и функции).

1.3. Деятельностный подход: формирование личности российского офицера в контексте профессиональной 52 культуры.

1.4. Ценностный подход в социально-философском анализе и базовые ценности в становлении личности российского 71 офицера.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

  • Управленческая культура офицера современной Российской армии: социально-философский анализ 2010 год, кандидат философских наук Краснопир, Сергей Николаевич

  • История становления и развития воинского этикета и нравов в России: XVIII - начало XXI вв. 2013 год, кандидат философских наук Широкова, Вера Валерьевна

  • Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ 2008 год, кандидат философских наук Смирнов, Евгений Валерьевич

  • Культура поведения офицера русской армии XIX века: Историческое исследование 2000 год, кандидат исторических наук Белотелов, Алексей Леонидович

  • Престиж воинской службы офицерского состава Вооруженных Сил Российской Федерации и пути его повышения: Социологический анализ 2004 год, кандидат социологических наук Грунтовский, Иосиф Иосифович

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Емельянов, Валерий Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях трансформационного общества, когда формируются национально-государственные интересы России, ее военная политика, реформируются Вооруженные Силы, особенно актуальными становятся философские проблемы военной теории. Для создания современной армии, отвечающей интересам демократического общества, необходимо выработать новые мировоззренческие основы, определить основные направления, сформулировать ценностные идеалы, отличные от прежних - тоталитарных, но опирающиеся на культурно-исторические традиции государства Российского. Эту задачу можно решать в рамках различных наук. Но установить истинность, глубину познания войны и мира, армии и формирования личности военнослужащего (офицера), а главное, создать новые концепции, отвечающие социально-экономическому и стратегическому положению России возможно лишь в рамках социальной философии как методологии социально-политических и социально-гуманитарных наук.

Глубокий, во многом болезненный перелом в жизни страны вызвал идейно-нравственную переоценку ценностей. Общество оказалось в ситуации, когда былые научные наработки, нравственные ориентиры и регулятивные нормы не работают, а новых, объективно точно характеризующих современных реалий нет. Это пагубно сказывается на всех сферах жизни общества, видах человеческой деятельности. Отсутствие общепризнанной системы ценностных ориентаций разрушительно действует на государственность, все ее атрибуты и институты, включая армию.

Позволю себе привести здесь обширную цитату из статьи М.С. Галкина, «К познанию армии», опубликованную им в «Военном сборнике» еще в 1914 году. Нам представляется, что идеи автора, высказанные в то время, остаются весьма актуальными до сох пор. М.С. Галкин писал следующее: «Русская мать должна привить своему ребенку любовь к Родине; она должна показать своему сыну ясно и наглядно, что русский солдат не враг Родине, что трудами его создана современная географическая карта России, что много пота и крови ушло на собирание земли русской, что русский героизм имеет за собой такие блестящие страницы, перед которыми умиляются и преклоняются со слезами уважения и любви. Раз в семье будут брошены такие семена, могучее дерево вырастить не трудно. К глубочайшему нашему несчастью, наши русские семьи в этом отношении далеки от идеала; под влиянием политического сумбура последних дней семья пошатнулась, появились признаки всеобщего отрицания и критицизма, и армия, та армия, которая стойка и могущественна, которая не дала расшатать громаду-Россию, та армия главным образом и подвергалась порицанию. И так дальше продолжаться не может, если мы хотим действительной, а не призрачной мощи нашей Родины.

Обратили ли вы внимание на детскую литературу последних дней, на бесчисленное количество книг, брошюр, детских журналов, которые в последние годы книжный рынок выбросил для продажи? Появился целый ряд деятелей, поставивших себе задачей: фальсификацию детской души и систематическое направление детского мозга к отрицанию, дискредитированию всего дорогого, святого. Над чем прежде молились, теперь отвергают.

Держали ли вы когда-нибудь в руках учебники русской истории, по которым ребенок изучает свою Родину? Как далеки они от национальной чистоты. Уступая необходимости, под давлением чуть ли не крайних репрессий, отводят они несколько страниц памяти героев-воинов, далекие от мысли, чтобы образы их глубоко запали в душу ребенка и пробудили в нем зачатки инстинктивной любви, от которой так недалеко до сознательной. В таких ужасных для страны, ненормальных условиях растет дитя, пока не наступит время пересадить его на школьную скамью.

Здесь картина еще безотраднее: ни одного зерна, ни одного слова о том, что такое армия, каковы ее задачи, что она сделала на благо Родины, кого числить в рядах своих из тех, которые достойны вечной памяти и благодарности потомков, и т.д. И растет школьник, из года в год переходя в следующий класс, в абсолютном невежестве о том, что составляет один из краеугольных камней того фундамента, на котором выросла и окрепла Великая Россия. Откуда же взяться любви, уважению к армии, когда познание ее отсутствует? И в то же время, когда вся Европа вот уже многие годы сознала, что надо всеми силами и средствами идти навстречу армии.

Школьника постепенно вводят в цикл всевозможных наук естественных, технических, прикладных, математических и пр. Сказал ли ему кто-нибудь, что все эти науки есть в армии, что нет такого отдела, который не нашел бы применения в такой громаде, какой является миллионная армия? Был ли наш школьник средних учебных заведений когда-нибудь на военном заводе, посетил ли он музеи, где наглядно собрана вся удивительная работа вооруженной силы за многие столетия? Видели ли вы школьников на маневрах когда-нибудь? Нет, нет и нет. Откуда же после того взяться «познанию армии», когда вся система воспитания и образования этому не помогает, а препятствует. А ведь это все будущие граждане, которые в силу всеобщей воинской повинности станут со временем в ружье.

Посмотрим, что делается в высших учебных заведениях. Вы когда-нибудь слышали, чтобы люди, стоящие во главе того или иного высшего заведения, были озабочены, чтобы студенты хотя бы в кратких чертах были ознакомлены с сущностью военного дела? Нет, они изучают свою специальность, не подозревая, что тут же рядом с ними живет и работает огромный организм. Что же после того удивляться, что ходячее мнение об армии в обществе: «они там занимаются шагистикой и ружистикой» - и больше ничего. Грустное и безотрадное явление.

Я ни одним словом не обмолвился о подготовке молодежи к военной службе, потому что считаю, что пока в сознании каждого стоящего наверху и внизу безразлично, на какой ступени общественного служения не будет ясного, точного, любовного отношения к своему русскому штыку, до тех пор вопрос о предварительной подготовке молодежи к военной службе будет висеть на воздухе, так как ему не на чем базироваться. Пусть вспомнят несочувствующие этой заметке, что государство, как вообще всякое духовное единство, предполагает гармонию и равновесие всех сторон душевной деятельности - воли, чувства и познания. Роль государственного разума выполняют законодатели или правители. Чувственным вожделениям в человеке соответствует в обществе класс людей, занятых производством всякого рода благ и обязанных руководствоваться идеалом сдержанности и умеренности. Наконец, волевую энергию государства представляет особый класс государственных стражей, защитников и охранителей, то есть другими словами - армия. Там, где равновесие между мозгом, волею и чувством нарушено, там государство идет не вперед, а назад. Волевая энергия государства, т.е. армия, для многих общественных слоев еще темна; нет ее должного «познания», над которым можно, должно и нужно неустанно

168 трудиться».

Написанное в начале XX века вполне соответствует нынешней действительности. Как жаль, что мы вновь повторяем ошибки прошлого. И все-таки, несмотря на надломленность духовного наследия, армия жива. Никто не может предписать другому человеку любить армию. Пробуждение этого чувства должно быть пережито каждым самостоятельно. Одним из способов пробуждения этого чувства - возрождение и укрепление тех жизненно-важных традиций, которые из глубокой древности несут бесценный материал духовного наследия старших поколений.

168 См.: Галкин М.С. К познанию армии. //Военный сборник. СПб., 1914. №1.

Сегодня социально-психологический портрет современного офицера весьма неоднороден. Среди черт, выделяемых исследователями особо: утрата идеалов и престижа офицерской службы у значительной части офицерского состава, размышления над дилеммой «служить или не служить?»; высокий уровень политизированности, стремление решать армейские вопросы в рамках демократических прав; неудовлетворенность правовым и социально-экономическим положением; пассивность в самосовершенствовании, снижение общей, военной и педагогической культуры; негативное отношение к перемене места службы (при наличии квартиры), даже с повышением по службе; снижение качества учебно-воспитательной работы с подчиненными; утрата веры в социальную справедливость и другие. Отсюда возникает необходимость не только глубокого анализа личности военнослужащего (офицера), особенностей ее формирования в контексте меняющейся социальной среды (профессиональной культуры), но и выработка конкретных рекомендаций для изменения ситуации.

Российский офицерский корпус - это особая социально-профессиональная группа российского общества, деятельность которой отражает потребности общества по решению проблем своей вооруженной защиты. Социально-профессиональная группа офицеров характеризуется известной неоднородностью, оказывающей определенное влияние на профессиональную культуру. В то же время, несмотря на специфику профессиональной культуры тех или иных военно-профессиональных слоев, подгрупп, в целом офицеры Вооружённых Сил и других силовых ведомств страны - представляет из себя единую социально-профессиональную, военно-профессиональную группу, функционирующую в особых условиях -подготовки к вооружённому противодействию и самих военных действий (то есть - в экстремальной обстановке). Труд этой группы жизненно необходим для общества. Он является аспектом профессиональной деятельности, закономерно развивающейся в рамках общественного разделения труда и культуры в целом».169

В интересах разрешения противоречий формирования профессиональной культуры российского офицера, отвечающей требованиям современной информационной цивилизации, необходима деятельность общества, государства, органов военного управления, проводимая в определенных направлениях. А именно:

Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей основы воинской деятельности и военной службы, и создание механизмов, обеспечивающих реализацию подобных документов;

Повышение качества обучения и уровня профессиональной культуры военных кадров в военно-учебных заведениях, системе командирской и общественно-государственной подготовки;

Обновление учебно-материальной базы боевой подготовки, техники и вооружения на основе современных достижений науки;

Формирование у офицеров менталитета, мировоззрения, устойчивой системы ценностных ориентации, связанных с военно-профессиональной деятельностью, направленных на повышение и поддержание профессиональной культуры, посредством современной системы воспитательного воздействия;

Совершенствование системы материального и морального стимулирования военно-профессиональной деятельности офицерского состава;

Создание обстановки состязательности и соревновательного духа в процессе военно-профессиональной деятельности;

Осуществление научно обоснованной военно-кадровой политики;

Формирование личности офицера, независимой в своих суждениях, неопровержимой в приказаниях, составляющей со своей армией одно целое, преданной своим подчиненным и осознающей свою ответственность.

169 Черницкий O.A. Там же. - С.9-10.

Подобные личностные характеристики выступают основой корпоративного духа военных профессионалов как составляющей профессиональной культуры,

Повышение качества профессионального отбора, учет возможностей, мотивации человека, претендующего на овладение профессией офицера

170 специалиста.

На основе проведенного диссертационного исследования правомерно сформулировать ряд рекомендаций, воплощение которых в практике организаторской и воспитательной работы в армии и на флоте будет способствовать повышению компетентности и эффективности деятельности субъектов управления по формированию личности офицера и духовных ценностей военнослужащих. Так исследованные в работе вопросы могут послужить исходным пунктом в создании более широкой целостной концепции формирования личности офицеров и духовных ценностей военнослужащих Российской Армии в условиях их становления и развития. Материалы диссертации и сформулированные выводы могут так же явиться основой для дальнейшего анализа системы условий, способствующих формированию позитивных и ограничению негативных ценностных ориентации военнослужащих Российской Армии. Имеет смысл продолжить разработку вопросов соотношения оптимизации формирования личности и духовных ценностей военнослужащих, управления воинскими коллективами, духовным развитием личности воина. Сформулированные выводы могут служить методологической основой создания научно обоснованной системы управления формированием духовных ценностей и духовной культуры военнослужащих, влиянием на их поведение и общение в мирное время, в боевой обстановке и экстремальных условиях.

170 См. об этом же. Черницкий О.А. Там же. - С. 17.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Емельянов, Валерий Викторович, 2002 год

1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.- 299 с.

2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Минск, 1998. - 1392 с.

4. Амосов Н.М. Мое мировоззрение // Вопросы философии, 1992. № 6. С. 73-77.

5. Андрошина Н.Е. Духовный мир личности как социально-философская проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1992. - 21 с.

6. Анисимов В.И. Социальная справедливость как фактор повышения эффективности деятельности военных кадров: Автореферат. канд. филос. наук. М., 1991. - 20 с.

7. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия: культурологические размышления. М., 1997. - 84 с.

8. Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. СПб., 1992 - 103с.

9. Асмолов А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. - С. 35-41.

10. Ю.Багдасарьян Н.Г. Профессиональная инженерная культура: (структура, динамика, механизмы освоения): Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1998.-32 с.

11. Барабанщиков A.B., Давыдов В.П., Феденко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики. М., 1988. - 269 с.

12. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 42-51.

13. П.Барулин B.C. Социальная философия. М., 1993. 4.2. 234 с.

14. Велик A.A. Культурология; антропологические теории культур. М., 1998.-235 с.

15. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 12. М., 1956. 596 с.

16. Белинский В.Г. Соч. М., 1954. - Т. 4. - 674 с.

17. П.Бердяев H.A. О назначении человека. -М., 1993. 382 с.

18. Бердяев H.A. Русская идея. М., 1997. 540 с.

19. Бережной Н. М. Проблема комплексного изучения человека // Философские науки. 1994. №2. -С. 17-30.

20. Бережной Н.М. Сущность человека диалектический синтез естественного и духовного бытия человека // Бог, человек, вселенная. М., 1995. - С. 188-189.

21. Бережной Н.М. Социальная философия. М., 1996. 412 с.

22. Библер B.C. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии. 1989. № 6. - С. 31-42.

23. Бобровский П.О. Взгляд на образование в юнкерских училищах. СПб., 1870,- 62 с.

24. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение личности (личностный аспект), Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1995. 34 с.

26. Бухарова A.C. Социально-философский анализ профессионализации армии. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1998. - 22 с.

28. Валеев Б.Л. Офицерская честь // Военная мысль, 1991. № 11-12.

29. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.

30. Веневитинов Д.В. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. -М., 1974. Т. 1.-687 с.

31. Виндельбандт В. Избранное. Дух и история. М., 1995. 687 с.

32. Военная психология. М., 1972. 400 с.

33. Военно-статистический сборник. СПб., 1871. Т. 4. Ч. 2 - 248 с.

34. Военный сборник, 1859. СПб, T. VII. -221 с.

35. Волков Г.Н. Три лика культуры. М, 1986. - 333 с.

36. Волков C.B. Русский офицерский корпус. М, 1993. - 368 с.

37. Волкогонов Д.А. Интеллект офицера. // Военная мысль, 1979. № 4. С. 1724.

38. Волкогонов Д.А. Методология идейного воспитания. -М, 1980. 352 с.

39. Волкогонов Д.А. Советский солдат. М, 1987. - 366 с.

40. Волкогонов Д.А. Феномен героизма М., 1985. - 263 с.

41. Волкогонов Д.А. Этика советского офицера. М,1973. - 230 с.

42. Волотовский A.A. Роль прогрессивных традиций офицеров Российской армии в воспитании современных офицерских кадров: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М, 1993. -21 с.

43. Вольтер. Философские сочинения. М, 1996. 560 с.

44. Воронцов A.B. Русская воинская доблесть. Л., 1959. - 169 с.

45. Галкин М.С. К познанию армии //Военный сборник, 1914. СПб, № 1. С. 12-19.

46. Галкин М.С. Новый путь современного офицера. М, 1906. - 204 с.

47. Гегель. Работы разных лет в 2-х томах. Том 2. М, 1971. - 630 с.

48. Гегель. Философия права. М, 1990. - 526 с.

49. Гегель. Энциклопедия философских наук. М, 1975. - 368 с.

50. Гема В.И. Формирование и развитие боевых традиций Русской армии в XVIII начале XX века. - СПб, 1993. - 43 с.

51. Гераков Г.В. Советы молодым офицерам. Пг, 1909. 79 с.

52. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М, 1977. -298 с.

53. Герцен А.И. Избранные философские произведения. Т. 2. М, 1948. 340с.

54. Гидиринский В.И. Политическая активность личности воина. М.,1982. -168 с.

55. Гидиринский В.И. Русская идея и армия. М.,1997. - 321 с.

56. Глоточкин А.Д. Социально-психологические проблемы формирования первичного коллектива. М., 1972. - 172 с.

57. Гоббс Т. Философское наследие. М., 1989. 263 с.

59. Головин Н. Н. Высшая военная школа. СПб., 1909. 92 с.

60. Голль де Ш. Профессиональная армия. М., 1935. - 95 с.

61. Горбунов B.C. Методологические проблемы теории и практики системного формирования личности воина. Дис. д-ра фил. наук. М., 1991.-420 с.

62. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122).

63. Гунибский М.Ш. Нравственные ценности и военная политика // Новое мышление и военная политика. -М., 1989. С. 37-43.

64. Гуревич П.С. Проблема целостности человека // Личность. Культура. Общество. 2001. Т.З. вып. 1 С. 31-43.

65. Гуревич. П.С. Философия жизни: XX век // Философские науки. 1998. № 2 -С. 38-56.

66. Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии. 1984. № 5. С. 48-62.

67. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. - 314 с.

68. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1979. Т. 2. -779 с.

69. Демин М.В. Проблема теории личности. М.,1977. 240 с.

70. Денисенко П.А. Современная религиозно-идеологическая ситуация в Российском обществе // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии. М., 1998. - С. 89-95.

71. Дырин И.А., Звинчуков Н.И. и др. От русской идеи к государственно-патриотической идеологии: генезис и эволюция // Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота. - М.,1999. - 163 с.

72. Дорогова Л.Н. Художественная культура и формирование личности воина: дис. докт. филос. наук.-М., 1990. -427 с.

73. Драгомиров М.И. Армейские записки // Военный сборник, 1875. СПб., № 10.-С. 24-32.

74. Драгомиров М.И. Избранные труды. М.,1986. - 687 с.

75. Дьюи Дж. Реконструкция философии. М., 2001. 161 с.

76. Журавлев С.И. Честь России дороже жизни // Коммунист Вооруженных сил, 1989. №9.-С. 90-94.

77. Зубков И.Ф. Курс диалектического материализма. М., 1990. - 258 с.

78. Иванов В.П. Формирование личности офицера. М.,1986. - 160 с.

79. Иванов В.П. Человеческая деятельность: познание и искусство. Киев, 1977.-251 с.

80. Иванов И.Я. Ответственность офицера. -М.,1983. 118 с.

81. Игнатьев A.A. Пятьдесят лет в строю. М.,1988. - 752 с.

82. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1974. 320 с.

83. Ильенков Э.В. Личность и творчество. М., 1999. - 261 с.

84. Ильин И.А. Государственный смысл белой армии // История русской армии: Российский военный сборник. 1994. - Вып. 6. - С. 72-76.

85. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. - 428 с.

86. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. - 431 с.

88. Исторический очерк деятельности военного управления в России. СПб., 1881. Т. 4.- 535 с.

89. Историческое обозрение Военно-сухопутного управления. СПб., 1850. -79 с.

90. История византийской культуры: в 2 ч. (под ред. З.В. Удальцовой) М., 1984-1985.- 576 с.

91. Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования общественного сознания и мировоззрения личности советского воина. М., 1988. - 208 с.

92. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. - 415 с.

93. Капустин В.Б. Профессиональная компетентность офицерского состава (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1997.-20 с.

94. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости // Вестник Европы, 1802. № 4. - С. 59-69.

95. Квасов Г.Г. Диалектика развития личности в социалистическом обществе. -М., 1985.-231 с.

96. Керсновский A.A. История русской армии: в 4-х т. Т. 1. 1999. -303 с.

97. Кертман А.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987. -304 с.

98. Кефели И.Ф. Культура и общество. // Социально-политический журнал. -1995. -№3,-С. 24-31.

99. Киршин Ю.Я. О развитии и проблемах российской военной науки // Военно-исторический журнал, 1998. № 3. С. 15-18.

100. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов -н/Д, 1996.-509 с.

101. Кможев П.С. Наше военное образование. М., 1916.-83 с.

102. Ковалев С.М. Формирование социалистической личности. М.,1980. -228 с.

103. Ковалевский В.Ф. Профессиональная культура офицера. // Военная мысль, 1990-№6.-С. 18-24.

104. Ковалевский В.Ф. Философско-социологический анализ проблем военной профессиологии. Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1983.-42 с.

106. Коваль Б.И. Личность и гражданское общество. -М.,1999. 119 с.

107. Коган Л.Н. Профессиональная этика в системе культуры // Социальное творчество и ускорение общественного прогресса. Свердловск. 1988. -С. 35-47.

108. Кожемякин В. Кто завтра станет в строй // Ориентир. №5. 2000. С. 3341.

109. Козлачков В.И. Освоение профессиональной культуры в современных условиях: Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1991. -44 с.

110. Кокорин A.A. Диалектико-материалистический анализ как методологическое средство. М., 1986. - 366 с.

111. Комбаров B.C. Профессиональная культура как способ реализации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Томск, 1985. 19 с.

112. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. 367 с.

113. Конфуций. Избранные беседы и афоризмы (приложение) // Семененко И.И. Милосердие в конфуцианском учении. М.,1989. - С. 60-65.

114. Косолапов Р.И. С чего начинается личность. М., 1984. - 237 с.

115. Кофф H.A. О воспитании воли военачальников. СПб., 1906. 48 с.

116. Кочетов Г.М. Воспроизводство профессиональной культуры: концептуальная постановка задачи: Автореф. дис. докт. филос. наук. Томск, 1975.-38 с.

117. Кочкалда Г.А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденции развития и формирования: Дис. канд. филос. наук. М., 1990.- 196 с.

118. Крапивенский С.Э Социальная философия. Волгоград, 1996. 351 с.

119. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. -М.,1945. - 216 с.

120. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. -М., 1990. 139 с.

122. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М., 1990. 142 с.

123. Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь воинов России в условиях переходного периода // Социальные проблемы переходного периода. М., 1996.- 107 с.

124. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. Архангельск, 1996. 256 с.

125. Кудряшова Е.В. Лидерство и менеджмент в процессе социального управления. / Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Выпуск 1. Архангельск, 2001. С. 18-24.

126. Кузьмин П.В., Иваненко К.С. Профессиональная культура политолога // Социально-гуманитарные знания, 1999. -№ 5.-С. 3-14.

127. Кулаков В.Ф. На службе Отечеству. М., 1999. - 329 с.

128. Кулешов В.Е. Научное понимание смысла жизни и его роль в формировании нравственных качеств офицера: Дис. канд. филос. наук. -М, 1992. 196 с.

129. Кульчинский В.М. Советы молодому офицеру. Харьков, 1917.-43 с.

130. Jle Хыу Танг. О содержании понятия методология // Философские науки, 1979. № 4. -С. 98-107.

131. Левада Ю.А. «Человек советский» десять лет спустя. // ВЦИОМ. Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1999, №3,-С. 7-8.

132. Леванов H.H. О советской воинской чести. М.,1952. - 89 с.

133. Ленин В.И. ПСС, Т. 40. 506 с.

134. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975. 304 с.

135. Липский H.A. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.,1995. 244 с.

136. Лобко П.Л. Записки военной администрации для юнкерских училищ. 9-е изд. СПб., 1888.- 197 с.

137. Лутовинов В., Карпов В. Патриотизм, верность воинскому долгу -неотъемлемые качества российского воина // Ориентир, 2000. № 6. С. 60-61.

138. Лутовинов В.И. Патриотизм источник консолидации и возрождения общества и государства // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал российской армии. - М.,1998. - С. 77-83.

139. Лященко А. Патриотизм одна из основ безопасности России // Красная звезда. - 2001. 14 марта.

140. Мангейм К. Политология. Методы исследования. М., 1999. 543 с.

141. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М., 1983. - 284 с.

142. Маркович Д. Социология труда. М., 1988. 629 с.

143. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Соч. 2-е изд. Т. 2. 1955,- 651с.

144. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 27. 1962 695 с.

145. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. 1955. 629 с.

146. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 19. 1961. 670 с.

147. Марксистско-ленинская методология и военная история М., 1976112 с.

148. Маслоу А.Г. Мотивизация и личность. Спб.,1999. - 478 с.

150. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. - 199 с.

151. Миронов Г.Н. Советская воинская честь: Дис. канд. филос. наук. -М., 1983.- 178 с.

152. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа (очерки русского самосознания). Спб., 1995. - 389 с.

153. Модель И.М., Модель Б.С. Профессиональная культура предпринимателя // Социологические исследования. 1997. № 10. - С. 7-8.

155. Морозов Н. Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений. СПб., 1910. -68 с.

156. Морфология культуры. Структура и динамика / Аванесова Г.А., Быкова Э.В. и др. -М., 1994.-415 с.

157. Мосс М. Общество. Обмен. Личность. М., 1996. - 360 с.

159. Надысева Н.В. Проблемы общей культуры специалиста // Культура и личность: Проблемы социальной активности. М., 1990. С. 32-41.

160. Назаров А. От клуба офицеров к офицерскому собранию // Ориентир, № 11. 2000.-С. 73-75.

161. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Харьков. 1999. 340 с.

162. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1996. -407 с.

163. Обгольц А. Чтоб было слово «честь» в чести, или еще раз о проблеме офицерских собраний // Ориентир, 1995, № 7. С. 40-41.

164. Обзор деятельности Военного министерства за 1861-1865 г. г. СПб., 1866.-92 с.

165. Обзор деятельности Военного министерства. СПб., 1903. - 91 с.

166. Павлов В.Е. Готовность к подвигу // О советской Родине и воинском долге. М., 1987. - 587 с.

168. Панин И.Г. Философские аспекты профессиональной культуры работников военно-кадровых органов // Военная мысль, 1996. № 5. -С. 43-49.

169. Парский Д. «Что нужно нашей армии?» СПб., 1908. - 52 с.

170. Певень JI.B. Проблемы профессионализации Вооруженных сил России. Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1992. -25 с.

171. Петрий П.В. Духовные ценности военнослужащих Российской армии в современных условиях: (социально-философский анализ). Автореф. дис. канд. филос. наук. M., 1995 .-21 с.

172. Петрий П.В., Озеров A.A. Духовная жизнь Российского общества как фактор развития личности воина. М., 2001. - 48 с.

173. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 3. М., 1994. 830 с.

174. Платон. Государство. Законы. Политика. М., 1998. -798 с.

175. Платон. Диалоги. Харьков. 1999. 381 с.

176. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. М., 1941. - 44 с.

177. Познанский B.B. Очерк формирования русской национальной культуры. М., 1975. - 221 с.

178. Попов В.Н. Взаимосвязь критерий счастья и смысла жизни. М., 1986. -348 с.

179. Приказ Петра I перед Полтавской битвой // Русский архив. 1871- С. 187.

180. Протасов A.A. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1995. 19 с.

181. Протоиерей Флоровский Георгий. Пути русского богословия. -Вильнюс, 1991. -217 с.

182. Райковский В. Военное воспитание. M., 1908. - 118 с.

183. Рахимов А. Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота. М.,1999. - 179с.

186. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. -1989. №2.-С. 41-50.

187. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1997. 532 с.

188. Роберто Феррейра. Власть и энергия человека // Личность. М., 2000. -С. 32-33.

189. Российские офицеры. Буэнос-Айрес: Институт по исследованию проблем войны и мира. 1959. 78 с.

190. Российский военный вестник. Вып 12. Христолюбивое воинство. Православная традиция русской армии. М., 1997. - С. 200-201.

191. Российский военный вестник. Вып. 12. Христолюбивое воинство. Православная традиция русской армии. М., 1997. - С. 200-201.

192. Российский военный вестник. Вып. 6. М., 1997. С. 209, 268.

193. Российский военный вестник. Вып 9. М., 1996. С. 211.

194. Российский военный сборник. Вып. 6. М., 1998. С. 235-274.

195. Российский военный сборник. Вып. 6. Русское зарубежье: государственно-патриотическая и военная мысль. М., 1994. - С. 172175.

196. Российский военный сборник. Вып. 9. Какая армия нужна России. Взгляд из истории. М., 1995. - С. 220-221.

197. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. M., 1981. - 184 с.

198. Русская идея. М., 1992. - 496 с.

199. Славинский Ю.В. Социальные ценности и их роль в формировании активной жизненной позиции военнослужащего социалистической армии. -М.,1981. -214 с.

200. Сноу Чарльз П. Две культуры. М., 1973. - 141 с.

201. Соболева Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. Киев, 1989.- 122 с.

202. Советская военная энциклопедия. Т. 8. 1980. 687 с.

203. Соколова Г.Н. Культура труда как фактор роста профессиональной культуры работника // Роль культуры в формировании личности. Минск, 1984. С. 19-24.

204. Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. Т. 1 М., 1988. - 892 с.

205. Соловьев С.М. Общедоступные чтения о русской истории. М., 1992. -349 с.

206. Сохань JI.B. Жизненный путь личности. Киев, 1987. - 277 с.

207. Спиноза Б. Сочинения. Т.1. СПб., 1999. 489 с.

208. Стариков Е. Базар не рынок // Знамя, 1993. - № 6. - С. 8-13.

209. Степун Ф.А. Сочинения. М., 2000. 998 с.

210. Сухомлинов И.Н. Российская офицерская честь как феномен морального сознания. Автореф. дис. канд. фил. наук. Саранск, 1992. -20 с.

211. Сэв JI. Марксизм и теория личности. -М., 1972. 583 с.

212. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. - 573 с.

213. Тальберг Н.Д. Святая Русь. СПб., 1992. - 101 с.

214. Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека. М., 1979. - 366 с.

215. Тойнби А. Постижение истории. М., 1987. 689 с.

216. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. М., 1974.-399 с.

218. Тыртышный A.A. Психологические условия профессионализации офицеров во время обучения в ВВУЗе МОРФ. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. 21 с.

219. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. - 317 с.

220. Федоренко С. А. Психолого-аксиологические резервы профессионального становления военных кадров. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1998.- 19 с.

221. Философия, (под ред. проф. В.Н. Лавриненко) Москва, 1999. 584 с.

222. Фрейд 3. «Я» и «ОНО»: Труды ранних лет. Тбилиси. Кн.1. 1991. 397с.

223. Фрейд 3. О психоанализе. СПб, 1999. 222 с.

224. Фромм Э. Бегство от свободы. М, 1989. - 272 с.

225. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. -1989. №2.-С. 35-40.

226. Цветков А.П. Преемственность и развитие нравственных традиций офицеров ВС. Автореф. дис. канд. фил. наук. М, 1992. - 20 с.

227. Чаадаев П.Я. Соч. М, 1989. - 655 с.

228. Черницкий О.А. Профессиональная культура российского офицера (социально-философский анализ). Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 2001. 19 с.

229. Черницкий О.А. Сущность и содержание профессиональной культуры российского офицера. Некоторые проблемы формирования. // Сборник научных трудов. Орел: ВИПС, 2000. С. 12-17.

230. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. Т. 3. М., 1951.- 884 с.

231. Чертков A.M. Оптимизация профессиональной адаптации офицеров-пограничников в условиях вооруженного конфликта. Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2000. - 20 с.

233. Шагинян М.С. Человек и время. М., 1982. - 717 с.

234. Шишов А. Последний главнокомандующий Русской армией// Ориентир, №2. 2001.-С. 31- 34.

235. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Гуревич П.С. Этика Артура Шопенгауэра. М., 1991. - 372 с.

236. Шопенгауэр А. Избранные произведения. Ростов н/Д. 1997. 540 с.

237. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1998. 667 с.

238. Экономцев Иоанн. Православие. Византия. Россия: Сб. статей. М., 1992.-251 с.

239. Ягодинский В. Кодекс чести воина российского // КВСД989. № 15. С. 61-64.

240. Ягодинский В. Честь имею // Коммунист Вооруженных Сил, 1989. № 12. -С. 53-55.

241. Яновский Р.Г. Социалистическая личность в условиях перестройки // Советская педагогика. 1989. № 6. - С. 3-7.

242. Bowden A. A. Study of the Personality of Student Leaders in the United States // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1926. № 21. PP. 149.

243. Schneider I. The Cultural Situation as a Condition for the Achievement of Fame // American Sociological Review. 1937. № 2. PP. 480-491.

244. Murphy A.A. Study of the Leadership process / American Sociological Review. 1941. №6. PP. 674 -687.

245. Drucker P. Adventures of a Bystander. N.Y., 1978. P. 164-165.

Психология личности военнослужащего

«Чужая душа - потемки», гласит русская пословица, подчеркивая трудности проникновения в сложный неповторимый внутренний мир человека. Какова психология личности? Какие методы изучения необходимо применить для ее познания? Эти вопросы всегда должны находиться в центре внимания младших командиров при работе с личным составом.

Психологическая структура личности

Личность - это та сторона индивидуальной человеческой психологии, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие человека и обусловливает качество, особенности его деятельности, общения и жизни в целом.

Понять человека, его душу - значит проникнуть своим пониманием за поверхностный слой его характеристики к его глубинным стремлениям, подлинным потребностям и мотивам, особенностям мышления и восприятия мира и самого себя.

Чтобы понять психологию военнослужащего, его необходимо воспринимать как полноправного гражданина государства, представителя определенного слоя общества, члена воинского коллектива, выполняющего конституционный долг по защите своего Отечества. В то же время личность воина - это также и его индивидуально-психологические особенности, свойства и доминирующие психические состояния. При этом в структуру личности, как правило, включаются ее направленность, характер, способность и темперамент (схема 1).
Схема

Важной характеристикой психологического портрета военнослужащего является направленность личности, то есть совокупность наиболее устойчивых жизненных и военно-специальных целей, отношений к существующим сторонам службы и другим социальным ценностям, а также мотивы его деятельности и поведения.

Необходимо увидеть своеобразие индивидуальной направленности воина, правильно оценить ее и верно прогнозировать его последующие поступки и действия.

При изучении направленности личности необходимо определять:

Уровень морально-нравственного развития, иерархию общечеловеческих, национально-государственных и личных ценностей воина, содержание и устойчивость убеждений и их влияние на внешнее поведение и эффективность воинской деятельности;

Близлежащие и перспективные цели деятельности, жизненные планы, доминирующие мотивы и их причинную обусловленность, отношение воина к своему профессиональному росту, повышению боеготовности и боеспособности части, подразделения;

Преобладающие личные потребности, интересы, увлечения и желания, устремления и склонности.

При этом следует учитывать взаимосвязь направленности личности с характером воина, как системой наиболее общих устойчивых черт, одинаково проявляющихся в самых различных видах воинской деятельности, общения и взаимодействия с другими военнослужащими.

При изучении характера необходимо обращать внимание, прежде всего, на отношение подчиненного к службе, сослуживцам и в целом к воинскому коллективу, а также к самому себе. Уровень развития человека воплощается в характере, который формируется и проявляется в процессе деятельности. Изучать характер -значит, изучать способы поведения человека в разных ситуациях.

В комплексе индивидуально-психологических свойств личности воина важное место занимают его способности, которые выражают готовность военнослужащего к овладению определенными видами деятельности с заданной эффективностью. Каждый военнослужащий обладает способностями, которые присущи только ему. Поэтому младший командир должен быть заинтересован в выявлении и своевременном изучении их у своих подчиненных.

Оценка способностей воинов должна быть систематической и целеустремленной. При этом главное максимально гармонично согласовать способности и возможности воинов с требованиями конкретных военных специальностей.

Темперамент - психическое свойство личности, предопределеиное силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов и влияющее в свою очередь на динамику протекания всех психологических явлений, свойственных личности.

Характер - совокупность устойчивых психических черт личности; влияющих на все стороны поведения человека, обусловливающих его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающих индивидуальное своеобразие личности и проявляющихся в стиле деятельности и общении.

Способность - психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладеть ими.

Направленность личности - психическое свойство личности - система потребностей, ценностей, устремлений, преобладающая над системой смыслообразующих мотивов, выражающихся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.

В работе с подчиненными необходимо также учитывать их темперамент, характеризующий интенсивность протекания психологических процессов. Он является малоизменяемой в процессе жизни характеристикой нервной системы и выражает ее особенности, соотношение процессов возбуждения и торможения. Это соотношение порождает три основных свойства нервной системы - силу, уравновешенность, подвижность. Сочетание этих свойств называется типом нервной системы, которую различают по четырем основным типам (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Холерик - быстрый, порывистый, страстный, но неуравновешенный. Склонен к быстрому истощению, быстрой смене настроения.

Сангвиник - стремится к частой смене обстановки и впечатлений. Легко переживает неудачи. Отзывчив, активен и адаптивен.

Флегматик - невозмутим и медлителен. Всегда спокоен и выдержан, упорен и способен к длительному напряжению. Нетороплив, обычно медленно переключается на другую деятельность.

Меланхолик - имеет повышенную чувствительность, легко раним и глубоко переживает самые малозначительные события. Обладает повышенной впечатлительностью. У него могут легко возникнуть резкое снижение настроения, неуверенность и подавленность.

При этом надо помнить, что в чистом виде типы темпераментов встречаются очень редко. Младшему командиру важно знать их обобщенные характеристики у подчиненных и учитывать это при решении различных практических задач служебной деятельности. Слабые стороны темперамента лучше компенсировать организационными мероприятиями, целесообразной расстановкой людей, комплектованием групп по критерию совместимости темпераментов, а также индивидуальным подходом в общении.

Таким образом, младшему командиру в ходе его повседневной деятельности необходимо обладать вышеперечисленными знаниями и постоянно изучать индивидуальные особенности своих подчиненных.

Изучение индивидуальных особенностей подчиненных

В изучении подчиненных всегда важен индивидуальный подход, потому что у каждого военнослужащего свои проблемы и трудности и кому как не младшему командиру обращать на них пристальное внимание. При таком подходе можно учесть особенности военнослужащих и правильно организовать с ними индивидуально-воспитательную работу. При этом необходимо учитывать, что всякое воспитательное воздействие обосновано тремя моментами:

а) должно быть в интересах самого воина;

б) диктоваться конкретной служебной задачей, скажем, необходимостью поддержания уставного порядка;

в) необходимо для достижения и сохранения благополучия коллектива.

Если же воспитательное воздействие не имеет в глазах воспитуемого веских причин, оно приобретает вид элементарной придирки, каприза или своеволия начальника.

При работе с подчиненными младшему командиру следует учитывать, что индивидуальное воздействие приобретает воспитательную силу, если оно исходит от авторитетного лица, которое пользуется уважением. Первым элементарным условием авторитета является, как известно, личный пример. Воспитание подчиненных нельзя построить на принципе «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю». Чтобы достичь воспитательной цели, следует опираться на то, в чем младший командир сильнее своего подчиненного, в чем это преимущество им признается. Это может быть лучшее знание службы, людей, или какие-то достижения в спорте или иной области.

Воспитательное воздействие на подчиненного не достигает цели, если начнется с критики, с негативной оценки военнослужащего. Где критика, там может быть и брань, унижение личности, что почти всегда мобилизует защитное поведение человека, заставляет его сопротивляться всякому воздействию. Воспитание не борьба, а совместная работа младшего командира и подчиненного. Индивидуально-воспитательную работу лучше проводить наедине, без посторонних.

Воздействие является воспитательным, если оно не навязывается. Следует иметь в виду, что требование, порой прямое и жесткое, даже наказание, может восприниматься как помощь, а то и как облегчение положения подчиненного. Разумеется, при этом нужно правильно раскрыть и оценить возникшую ситуацию.

Воздействие не является воспитательным, если в нем слаб разъяснительный элемент. Иногда младшему командиру может показаться, что подчиненному все уже предельно ясно.

Остается только требовать с него да наказывать за нарушение. Однако ясности как раз и не хватает в большинстве трудных ситуаций. Нужны более терпеливые, -более изобретательные и доходчивые объяснения. Точка зрения подчиненного, его самооценка могут быть совершенно неожиданными, поэтому он и не принимает во внимание стандартные разъяснения. Они для него не являются индивидуальными.

Воспитание не будет эффективным, если военнослужащий чувствует, что младший командир не понимает его проблем, тех причин, которые побуждают его к поведению, не соответствующему нормам морали. Значит, прежде чем воспитывать такого солдата, следует разобраться с этим. Возможно, беседа с ограниченной целью - понять мотивы неправильного поведения воина без явной попытки повлиять на них быстрее приведет к конечной цели.

Если внимательно посмотреть на мировой и отечественный опыт применения методов воздействия на сознание военного человека, то условно их можно разделить на 4 группы.

1. Жесткая требовательность (метод принуждения).

2. Повышение материального уровня жизни военнослужащих (метод стимулирования).

3. Мощное воспитательное (идеологическое, религиозное) воздействие (метод убеждения).

4. Комплексное применение вышеперечисленных методов.

При этом более предпочтительным и эффективным является комплексный подход к решению данной проблемы.

Воспитание - это, прежде всего, процесс управления, который осуществляется с помощью определенных средств. Какими же средствами должен владеть младший командир для осуществления воспитательного воздействия на подчиненных?

По мнению некоторых ученых, их можно объединить в 8 групп, различающихся по силе и эффективности воздействия. Три группы этого перечня условно можно отнести к материальным, а пять к информационным.

В число материальных средств воспитания человека входят (в порядке убывания по силе и эффективности воздействия):

1 Финансовые, экономические;

2 Биологические;

3 Грубое физическое воздействие. В число информационных групп

воспитания человека входят (в порядке убывания по силе и эффективности воздействия):

1 Информация мировоззренческого характера: методология, философские идеи общего плана;

2 Информация исторического и фактологического характера;

3 Идеология (религиозные, философские, социологические и политические концепции);

4 Искусство, традиции, ритуалы;

5 Система развлечения и досуга. Очевидно, что информационное воздействие по своему статусу выше, и оно гораздо эффективнее по сравнению с воздействием материальным.

Оно имеет колоссальное значение - ведь с его помощью производится бесструктурное скрытое управление людьми.

Сегодня младший командир как воспитатель своих подчиненных уже не просто должен, но и обязан:

Иметь представление об иерархии информационно-воспитательного воздействия;

Воспитывать в себе целостное, внутренне непротиворечивое мировоззрение, устойчивое в любых жизненных ситуациях военной службы;

Обладать знаниями, касающимися исторического прошлого нашей Родины;

Разбираться в основных положениях религиозных конфессий и сект, иметь представление об их опасности и деструктивном характере;

Знать, распознавать основные методы психологической войны, используемые вероятным противником, уметь их нейтрализовывать и научить этому своих подчиненных;

Владеть основами практической психологии - техникой общения, саморегуляции своих психических состояний;
- уметь оказывать подчиненным первичную психологическую помощь, диагностировать суицидальные тенденции и намерения в поведении военнослужащих;

Уметь организовывать досуг подчиненных в направлении укрепления психологической устойчивости, физического развития;

Решительно отказаться от вредных привычек (употребления алкоголя, табака, наркотиков) и личным примером воспитывать в этом направлении своих подчиненных;

Владеть в совершенстве приемами физической самообороны.

Для того чтобы младшие командиры в совершенстве владели вышеназванными навыками и умениями и использовали в своей деятельности методы индивидуальной воспитательной работы с подчиненными, им необходимо заниматься самовоспитанием и обучать этому методу своих подчиненных. Без настойчивой работы военнослужащего над формированием собственной личности эффективность процесса воспитания будет невысокой. В каждом человеке заложено стремление к собственному развитию. Эту потребность необходимо стимулировать, дать ей правильное направление.

Важнейшими условиями развития личности являются направленность ее жизненной позиции, овладение приемами самовоспитания и проявление волевых качеств.

Самовоспитание - особый вид деятельности человека в целях изменения своей личности. Оно является следствием хорошо организованного воспитания и способствует повышению его эффективности.

Поэтому младший командир в индивидуальном порядке (как правило) или в рамках групповых форм работы с личным составом может предложить своим подчиненным те или иные способы самовоспитания, а также указать им, над какими качествами следует работать и какими приемами можно достичь желаемого результата.

Самовоспитание включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношения к службе, к окружающим, к себе. Оно может осуществляться путем самоанализа, самонаблюдения, самооценки, самовнушения и самопринуждения (схема 2).

Самоанализ позволяет глубже разобраться в собственных желаниях, устремлениях, сомнениях; способствует объективному ответу на вопрос: кто есть «я»?

Самонаблюдение - умение оценивать свои действия, поступки и отношения со стороны, как бы глазами другого человека. Периодически фиксируя внимание на своих состояниях, военнослужащий начинает лучше ориентироваться в тех или иных ситуациях.

Самооценка - единство знания самого себя и отношения к себе. Она включает определение собственных качеств, мотивов и целей поведения, их осознание, умение оценить свои силы и возможности, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель.

Самовнушение - это мощной рычаг, многократно увеличивающий власть над самим собой. Психологическая сущность этого приема - пробудить и укрепить веру в себя, в свои способности преодолеть любые преграды на пути к желаемой цели. Техника самовнушения строится на принципах аутогенной тренировки и состоит из словесных предписаний: «должен хочу - могу - есть». Например: «Я должен быть организованным!», «Я хочу быть организованным!», «Я могу быть организованным!», «Я стал организованным!» Проводить такую тренировку целесообразно ежедневно. При достижении успеха через несколько месяцев аутотренинг может быть переключен на другие актуальные стороны совершенствования: выработку аккуратности, точности, уравновешенности. Следует учитывать правила, которые повышают действенность аутогенной тренировки: составленный текст должен ясно и точно отражать цель самовнушения; проговариваемые фразы должны быть лаконичны и произноситься только в утвердительной форме.

Приемы самопринуждения близки по своему характеру к самовнушению, хотя и выражаются в несколько иных формах: как правило, выделяют самоосуждение и самозапрещение.

Самоосуждение - это искреннее недовольство своими действиями и поведением. Форма проявления этой внутренне осознанной неудовлетворенности собой может быть различной.

Самоосуждение может выражаться в виде внутреннего диалога, в котором военнослужащий, анализируя шаг за шагом свое поведение, критикует себя, или проявиться в гневном монологе в свой адрес, например за допущенную беспринципность или халатность по службе.

Самозапрещение - добровольный отказ от собственных намерений и действий. Оно помогает разрешать конфликтные ситуации с товарищами. Применяя самозапрещение, военнослужащий таким образом накладывает вето на отклонения и соблазны, уводящие в сторону от намеченного пути.

Наряду с повышением качества работы с подчиненными рассмотренные приемы самовоспитания позволяют также разнообразить методику воздействия на самого себя в интересах целенаправленного развития своих военно-профессиональных качеств командира.

Использование воспитания и самовоспитания в комплексе - залог успеха в формировании положительных качеств как у своих подчиненных, так и у себя.

Во вступительном слове следует отметить, что знание психологических особенностей подчиненных и изучение их индивидуальных особенностей способствуют качественному выполнению любых задач, связанных с военной службой.

Рассматривая первый вопрос темы занятия, необходимо подробно раскрыть психологическую структуру личности военнослужащего и подробно рассказать о направленности, характере, способностях и темпераменте военнослужащих.

При изучении второго вопроса следует рассказать слушателям о том, что необходимо знать младшим командирам при работе с подчиненными, а также о методах изучения военнослужащих на примере метода самовоспитания.

Входе проведения активных форм занятия (самоподготовка, беседа) необходимо как можно больше времени уделить практическому применению изученного теоретического материала.

1. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание / Учебное пособие по общественно-государственной подготовке для офицеров и прапорщиков Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., 1999.

2. Малышев И. Изучение и учет индивидуально-психологических особенностей подчиненных в повседневной служебной деятельности // Ориентир. - 1996. - № 12.

3. На службе Отечеству. Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1999.

4. Утлик Э. Психология личности военнослужащего. Содержание и методика индивидуально-воспитательной работы сержанта (старшины) с подчиненными // Ориентир. - 1994. - № 12.

Подполковник
Дмитрий Кожевников,
преподаватель Военно-инженерного университета.
Подполковник
Александр Гордлевский,
старший редактор редакции журнала «Ориентир»

При постоянном общении с действующими и уволенными офицерами, меня не оставляют равнодушным ряд типовых качеств офицеров. Сначала я написал только то, что меня раздражает, но затем мне (я тоже старший офицер) стало обидно за офицеров, и я написал также достоинства офицера.

Об объективности моих наблюдений судите сами.

Достоинства офицера:

1. 1. Обязательность. Как правило офицер выполняет порученную ему задачу любыми способами и средствами.

2. 2. Пунктуальность. Если определено время офицер будет в это время на месте, вне зависимости от обстоятельств.

3. 3. Исполнительность. Офицер будет исполнять порученную ему задачу, хотя качество исполнения задачи офицеру не всегда интересно.

4. 4. Требовательность. Офицер способен требовать от себя и от подчиненных исполнения любых указаний начальства (даже безумных или незаконных).

5. 5. Бытовая самостоятельность. Офицер при желании может самостоятельно стирать, гладить, убирать, чинить одежду, готовить еду и заниматься многими полезными бытовыми занятиями, но не всегда хочет.

6. 6. Умение разбираться в людях. Офицер, поработавший хотя бы год с личным составом, является психологом с необходимыми навыками манипулирования (управления) людьми. Из офицеров получаются неплохие кадровики на гражданке.

7. 7. Терпимость. Офицеры служили даже тогда, когда не платили по полгода – год денежное довольствие, когда не получали пайковые, положенные им виды довольствия, когда их унижали СМИ, когда их предавали собственное государство и конкретные командиры.

Недостатки офицера:

1. 1. Низкий уровень инициативности. Как все знают, инициатива в армии наказуема. Это воспитывается в армии ежедневно. Выполнение каких-либо самостоятельных, несогласованных с вышестоящим командиром действий, жестко пресекается. Офицер максимально детально изучает условия выполнения задачи, и выполняет ее не смотря на затрачиваемые сила и средства. Нередко задачи можно выполнять гораздо проще немного изменив исходные установки. Офицер привык безоговорочно подчиняться, не смотря на внутренние противоречия с отдаваемым приказом.

2. 2. У офицера привита мания преследования – ему всегда кажется, что за ним следит особый отдел. Страх 1937 года до сих пор жив. Бороться с особистами никто не хочет. А они нередко выходят за пределы своих полномочий и требуют от командиров выполнения их предписаний. Командир части, такой же офицер, тоже боится особистов и беспрекословно, не разбираясь, следует их указке. Защиты от особистов офицеру искать не где: ни военный суд, ни военная прокуратура на конфликт с ФСБ идти не ходят.

3. 3. Уничтожение в офицере творчества. Несоответствие «облико морале» офицера, которое сложилось в голове вышестоящего командира – это практически бунт. Офицер может совершать только заранее согласованныеи четко прогнозируемые действия. Все что не вписывается в норму командованием строго уничтожается, искореняется или по крайней мере постоянно высмеивается. Офицер, который неосторожно показал, что он умнее или одареннее своего начальника, будет подвержен постоянным нападкам «тупого» командира.

4. 4. Чувство безнаказанности за приказ вышестоящего командира. Выполняющий приказ всегда в полной уверенности, что ответственность несет отдавший приказ. Однако, при угрозе ответственности,отдавший «тет-а-тет» приказ, легко отказывается от своих слов, а ответственность несет выполнивший приказ.

5. 5. Отсутствие материального стимула для службы. Денег получить меньше можно, больше ни-ни. Исключением в настоящее время является 115 ПМО. Однако, результаты работы, а как следствие и размер суммы премии, в итоге определяет командир. Эта премия носит субъективный коррупционный характер.

6. Значительно денежное довольствие с получением высших должностей и очередных воинских званийне увеличивается. Прямого стимула для карьерного роста, кроме временных премий, в настоящее время не имеется.

6. Офицер привыкает получать стабильную заработную плату, не зависящую от качества выполнениякраткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач. Следовательно, он максимально мобилизуется на службу только перед принятием командиром решения о выплате «больших денег».

7. 7. Офицер не направлен на результат. Не смотря на большие физические и психологические нагрузки, он привык жить в тепличных деловых условиях. У него нет борьбы каждый день. За исключением боевых действий, он не работает по настоящему каждый день. Он постоянно не видит результата своей работы. Служба подразумевает под собой наличие процесса, а не результата. Как следствие, многие вещи делаются на оценку «ну, мы же этим занимались!», а командование при наличии процесса часто закрывает глаза на отсутствие необходимого результата. Представить красивый доклад, как правило, важнее, чем навести порядок на «своей делянке». Состояние документов имеет приоритет перед реальным состоянием дел. Оценка работы офицера начинается со слов «Необходимая документация имеется …»

8. 8. Офицерская карьера, как правило, строится вертикальная – взвод-рота-батальон. Если очень повезет, то комбриг и выше. Строгая иерархия по звездам тоже способствует вертикальной карьере. Офицер не понимает, что имеется горизонтальная карьера – когда не поднимаясь в званиях и должностях, ты растешь в профессионализме и, следовательно, в благосостоянии и общественном признании.

9. 9. Пьянство – норма жизни. Можно с утра быть с будуна, в обед «под шафе», вечером в г… Служба от этого страдает, задачи не выполняются, зато офицер в кайфе.

10. 10. Общеобразовательный уровень офицеров снижается с каждым годом. Раньше в военное училище поступить было весьма престижно. Туда стремились лучшие. А теперь в армию идут дети крестьян и рабочих. Несут они в армию люмпеновские привычки и общение. Вновь формируется РККА. Лучшие мозги уходят в гражданские университеты и академии. Низкий интеллектуальный уровень при поступлении в военный ВУЗ влечет за собой низкие МДК офицеров в последующем. Следовательно, армия постепенно морально разлагается.

11. 11. Только каждый десятый офицер готов осознано отказаться от искушения оторвать от государства свой кусок в виде отката, взятки, бакшиша и т.д. Не смотря на получаемые большие деньги,воровство, казнокрадство, мздоимство и лихоимство в армии процветают. Коррупция неотъемлемый атрибутсовременного офицера!

Меня окружают прекрасные, милые и добрые люди!

Современный этап развития ВС РФ предъявляет повышенные требования к офицерам, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам, выдвигает новые задачи по обучению и воспитанию военнослужащих. Одним из важнейших факторов и условий, определяющих эффективность и качество обучения и воспитания военнослужащих, является высокий уровень использования потенциала воинского коллектива. Проблема его использования относится к вопросам педагогической теории и практики, которые всегда входят в число актуальных.

История нам оставила различные документы, прогрессивные идеи, труды, факты из жизни Российских Вооруженных Сил, в которых рассматриваются различные вопросы деятельности офицеров, их взаимоотношения с подчиненными и их влияние на выполнение задач военного и мирного времени. Офицер всегда рассматривался, как руководитель, учитель и воспитатель своих подчиненных.

В современных условиях, как известно, Вооруженные Силы и стоящие перед ними задачи претерпели коренные качественные изменения. В результате этого предъявляются высокие требования к офицерам, их теоретическим знаниям и практическим навыкам и умениям, к профессионально-этическим качествам. Современный стиль в работе офицерских кадров характеризуется такими основными чертами, как научный подход, компетентность, деловитость, высочайшая степень ответственности за порученное дело, самостоятельность и инициатива, требовательность в сочетании с чуткостью к людям, критическое отношение к результатам своей работы.

Офицер выполняет очень широкий круг обязанностей, важнейшими из которых является организация боевой подготовки , обучение и воспитание подчиненных, руководство боевыми действиями воинских подразделений и частей, грамотная и эффективная эксплуатация техники и вооружения. При этом общими условиями эффективной деятельности командира являются высокопрофессиональные, управленческие, умственные, организаторские, педагогические, морально-боевые и многие другие качества.

Каждый офицер, прежде всего, является военным руководителем. Особое значение в его профессиональной деятельности имеют оргаиизационно-управленческие качественные характеристики , которые включают: организованность, плановость, мастерство в проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий. Умение регулировать и корректировать различные виды деятельности подчиненных, ставить задачи и их выполнять, умение контролировать исполнение служебных распоряжений, мобилизовать подчиненных на решение конкретных задач, управлять различными социальными процессами в подчиненных подразделениях, осуществлять руководство воинскими коллективами и отдельными военнослужащими и др.

Не менее значимыми в профессиональной деятельности офицера являются военно-педагогические качества. К ним относятся: педагогическая культура и профессиональное мастерство в решении задач служебной деятельности, в поддержании боеготовности, в укреплении воинской дисциплины; педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление, культура речи, требовательность, педагогический такт, различные элементы педагогической техники, обеспечивающей эффективные воздействия на подчиненных.

В деятельности командира как руководителя большую роль играют его военно-специальные качества , такие как: знания теории и практики военного дела, оружия и боевой техники своего подразделения и противника, высокая военно-профессиональная эрудиция, личная дисциплинированность, внешний вид, военно-профессиональный и моральный авторитет.

Для выполнения офицером своих обязанностей недостаточно быть только хорошим организатором, знатоком военного дела или обладать методическими навыками. Важно быть личностью с высоким духовнонравственным потенциалом, в которой присутствуют такие понятия, как честь и честность, профессиональный долг, уважительность, доброжелательность, принципиальность, убежденность, справедливость. Эти качества позволяют быть авторитетным, эффективно влияющим на жизнь воинского коллектива. Под авторитетом понимается влияние офицера на подчиненных и положительное отношение, доверие и уважение военнослужащих к нему, основанное на служебном положении, воинском звании, глубоких знаниях, компетенции, деловитости и личностных качествах офицера. Кроме того, авторитет - это высокая квалификация, образцовый внешний вид, стиль взаимоотношений, уважительное отношение к людям. Разумеется, в работе по руководству подчиненными встречается немало трудностей. Их преодоление требует от офицерских кадров высоко развитой воли, мужества, упорства, настойчивости, выдержки, самообладания, решительности, инициативы, которые в значительной мере повышают его авторитет и усиливают положительное влияние на личный состав.

Военная служба - дело коллективное, и от каждого военнослужащего зависит, будет ли выполнена поставленная задача. Поэтому в деятельности офицера одной из важных задач является управление вверенным личным составом.

Каждый военнослужащий подразделения выполняет порученные ему задачи, в ходе которых требуется взаимодействие, совместная работа с сослуживцами. Хотя военнослужащие отличаются друг от друга и имеют индивидуальные особенности, но совместная деятельность их порождает такие общие психические явления, как эмоциональная атмосфера подразделения, симпатии, антипатии, общие интересы. В воинском подразделении в результате непосредственного общения происходит взаимовлияние военнослужащих друг на друга. Имеет место взаимная требовательность, следование примеру, обмен опытом, информацией, мнениями, настроениями. У каждого военнослужащего возникает стремление к самоутверждению, к занятию авторитетного положения в жизни подразделения.

В ходе управления офицер сталкивается с необходимостью учитывать морально-психологическую атмосферу, нравственный климат, существующий в подразделении. Учет его оказывает большое влияние на эффективность общей деятельности подразделения, уровень его сплоченности и дисциплины, а также на личность каждого военнослужащего в подразделении. Хороший психологический настрой в подразделении, бодрость, уверенность, взаимопонимание, уважение друг друга, доброжелательность, взаимная требовательность, товарищество, дружба - необходимые предпосылки и условия слаженности и согласованности общей деятельности военнослужащих. И наоборот, трения, конфликты, нездоровые мнения, подавленное настроение, психологическая несовместимость резко снижают результаты деятельности и воспитательные возможности любого подразделения. Для повышения эффективности управления в подразделении важно решать вопросы коллектива.