Интернет-проект "библиотека и школа - межведомственное сотрудничество -пути взаимодействия. Нина цыганова, из выступления на крымской конференции Предложения по сотрудничеству школы и библиотеки

Наверное, статья не поразит ваше воображение своей уникальностью и новизной. Всё описанное известно и весьма успешно применяется. Но, на взгляд автора, сегодня вопросы сотрудничества выступают на первый план, и именно поэтому стоит ещё раз о них поговорить, систематизировать всё наработанное и открыть что-то новое в уже хорошо известном.

СОТРУДНИЧЕСТВО и обмен ресурсами являются давней доброй традицией в библиотечном деле. Библиотекари привыкли обращаться к коллегам, запрашивая самые разные материалы.

Ни одна библиотека в мире никогда не была и не будет самодостаточной. И особенно это очевидно сейчас, во времена победного шествия Интернета. Процессы совместной работы становятся не только желательными, но и необходимыми. Внедрение систем автоматизации библиотек, доступность Интернета, а также общие трудности (которые, как известно, сплачивают) открывают новые возможности для сотрудничества и обмена ресурсами.

Как правильно организовать такого рода сотрудничество и как новые информационные технологии могут в этом помочь?

Сотрудничество как современный стиль работы

Почему межбиблиотечное взаимодействие сегодня особенное актуально? Назовём только несколько причин, пожалуй самых первостепенных и очевидных.

– Рост количества издаваемых книг и мультимедийных средств (CD, DVD, WWW-технологии). Купить всё невозможно, а использовать фонды коллег – вполне реально.

– Ограничения в финансировании. У многих библиотек не хватает собственных средств на то, чтобы расширять свои фонды в соответствии с запросами пользователей.

– Очень сложно «в одиночку» поддерживать и развивать инновационную, неизведанную деятельность. Например, связанную с автоматизацией библиотеки, с формированием коллекций электронных информационных ресурсов.

Всё это нацеливает библиотеки на продолжение/развитие давней традиции «совместного труда на общую пользу».

Информационные технологии
в поддержку библиотечного сотрудничества

Однако, прежде чем рассмотреть существующие модели сотрудничества, попробуем выяснить, насколько развитие такой деятельности важно для библиотек.

Действительно, на что в первую очередь ориентируются библиотеки в условиях активного внедрения информационных технологий? Правильно – на автоматизацию!

Автоматизация библиотеки – сложный и длительный процесс. Это не только вопрос установки системы обработки данных. Это ещё и вопрос развития/ адаптации структуры организации для максимального использования тех преимуществ, которые предоставляют информационные системы.

Уже существующий опыт внедрения автоматизации библиотек позволяет сделать вывод о следующей последовательности практической работы в данной области.

Чаще всего первый шаг автоматизации – это создание библиотечного каталога. Он может начинать формироваться как с ретроконверсии, так и с занесения новых поступлений.

Когда работа по ведению электронного каталога налажена и ведётся в рабочем режиме, внимание обращается на другие библиотечные процессы: автоматизацию книговыдачи, комплектования (в том числе подписки).

Наглядным этапом развития автоматизации в библиотеке становится доступ читателей к электронному каталогу .

Со временем и очень небыстро создаётся необходимая для автоматизации инфраструктура : устанавливаются дополнительные «рабочие станции», формируется внутрибиблиотечная и/или внутришкольная сеть . В рамках ведения этой работы важно иметь хорошую пропускную способность сетевого канала, поскольку новые системы и технологии требуют передачи большего объёма данных с большей скоростью.

Поддержка межбиблиотечного сотрудничества на базе использования АИБС обычно рассматривается в последнюю очередь. Это один из наиболее сложных процессов. Библиотекам нужно суметь договориться о том, как они будут работать, используя базы данных друг друга, как будут обмениваться ресурсами, какие совместные услуги смогут предложить пользователям. Очень важно аккуратно распланировать эту часть работы, согласовать стандарты взаимодействия и как можно раньше заключить соглашения с другими библиотеками.

Как на практике устанавливается и развивается сотрудничество между библиотеками? Процесс этот небыстрый, постепенный, поэтапный.

1. Первым шагом обычно является обмен информацией о каталогах, фондах и доступности этих фондов.

Затем возможно создание и ведение сводного каталога. Обмен данными, которые создают библиотеки, можно осуществлять или через центральную базу данных как место единого доступа для всех библиотек (такой путь используется чаще) или через специальный сервер/набор серверов, поддерживающих протокол Z39.50.

Все библиотеки-участницы получают доступ к единой базе данных или к общему серверу. Теперь библиотеки-участницы могут как проводить поиск в собственных каталогах и получать из них информацию, так и находить необходимые материалы в каталогах других библиотек.

Актуализация (пополнение) сводного каталога производится с заданной периодичностью (еженедельно, ежемесячно). Чаще всего для внесения новых сведений используются различные носители: флешки, CD, флоппи-диски.

2. Следующим шагом в развитии сотрудничества способно стать внедрение технологий заказа и получения изданий из других библиотек, так называемый межбиблиотечный абонемент (МБА). Этот процесс может поддерживаться централизованно, если такой сервис интегрирован в сводный каталог. Или он может осуществляться напрямую между отдельными библиотеками. Важно, чтобы была возможность использовать библиографическую информацию, полученную поисковой системой, при заказе изданий. То есть чтобы существовала возможность объединить функции поиска и функцию заказа по МБА.

Важнейшей частью совместной работы является достижение договорённости по применению стандартов библиографической записи. Это необходимо для того, чтобы процессы обработки и пополнения баз данных были одинаковы, унифицированы. Такой подход позволит поддерживать единый корпоративный стандарт представления данных, что сделает совместно создаваемые ресурсы действительно полезными, рабочими.

Статья подготовлена при поддержке официального сайта детского питания «abbott» в России «www.abbottmama.ru». Если вы решили приобрести качественные знания о беременности и всех протекающих процессах у роженицы, то оптимальным решением станет обратиться на сайт «www.abbottmama.ru». Перейдя по ссылке: «34 недель беременности », вы сможете, не отходя от экрана монитора, получить полезную информацию. Сайт «www.abbottmama.ru» постоянно обновляет свою базу данных поэтому вы всегда сможете новую и актуальную информацию.

Модели сотрудничества

Итак, примем за аксиому, что сотрудничество всё же входит (пусть и не в первую очередь) в наши с вами планы развития библиотек. Каким оно может быть? Библиотеки сотрудничают друг с другом по-разному, время и условия определяют приоритетность тех или иных форм/моделей взаимодействия.

Ведомственная общность . Чаще всего отношения между библиотеками регулируются определённым набором правил, установленных соответствующим министерством, которому они подчиняются. Организация сотрудничества школьных библиотек на практике отличается от модели взаимодействия публичных библиотек, поскольку эти учреждения подчинены разным ведомствам, цели и задачи которых различны.

Таким образом, наиболее распространённая схема сотрудничества выстраивается в рамках определённого типа библиотек: школьные взаимодействуют со школьными; публичные – с публичными. К такому способу большинство библиотек подталкивает жизнь, поскольку лишь в этом случае они могут рассчитывать на централизованное ведомственное финансирование. По мнению властей, таким образом обеспечивается справедливое распределение ресурсов.

Данная модель наиболее естественна, проста и потому – хороша. Но она может стать «смирительной рубашкой», тормозом для библиотек, которые хотят расширять сотрудничество с другими библиотеками, развивать новые услуги.

Межведомственное партнёрство. Сотрудничество между библиотеками различных типов оправданно, иногда оно обусловлено географической близостью, библиотеки могут подходить друг другу по уровню инновационного, кадрового потенциала. Надо сказать, что развитие партнёрских отношений вне рамок одного ведомства может дать неожиданно сильный эффект.

Успешность взаимодействия публичных, детских, юношеских и школьных библиотек зависит от социокультурной ситуации в регионе, от поддержки руководства и гибкости организационных взаимоотношений между ведомствами.

Межведомственное взаимодействие может иметь самые разнообразные формы:

Развитие мягких форм сотрудничества, которые документально-нормативно не закреплены;

Организация централизованных систем работы;

Формирование консорциумов, работа в корпоративных сетях.

При этом базовым и незыблемым должно оставаться положение: детям должны быть предоставлены все возможные и наиболее комфортные условия для обучения, образования, для работы с информацией.

Первая форма организации партнёрских отношений особых пояснений не требует. Всем нам знакома практика, когда библиотеки помогают друг другу в проведении массовых мероприятий или просто консультацией, советом. Чаще всего в основе таких отношений – личные связи, давняя дружба, иногда – «патронаж» старшего и более опытного коллеги.

Вторая форма – взаимодействие на базе централизованных систем. Ключевое слово здесь «центр». То есть в данной модели всегда существует структура, которая является организационно и методически главенствующей. Вы скажете: «Что же здесь нового? Все мы знаем, что такое ЦБС!»

Разница в том, что централизации подвергаются библиотеки разной ведомственной принадлежности. Примером межведомственной централизацииможет служить деятельность Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озёрска, Челябинской области.

Библиотечное обслуживание всего детского населения г. Озёрска осуществляет Централизованная система детских и школьных библиотек (ЦСДШБ). Она включает Центральную городскую детскую библиотеку и 22 её филиала в школах и учреждениях дополнительного образования.

ЦСДШБ имеет единый фонд, единый справочно-библиографический аппарат, единую систему автоматизации во всех филиалах (в том числе и в школьных библиотеках). 70% библиотечного фонда ЦСДШБ находится в школьных филиалах. Фонд учебников хранится, и литература из него выдаётся в школьных библиотеках.

Отделы ЦСДШБ работают на все подразделения системы. Так, отдел комплектования и обработкиформирует единый фонд, «расписывает» издания для электронного и карточного каталога. Школьный библиотекарь получает готовые записи – карточки – для традиционного каталога. Кроме того, в библиотеки школ по электронной почте (или на дисках) отправляются готовые записи для электронного каталога и электронных баз данных. Отметим, что эти записи содержат сведения не только об изданиях данной школьной библиотеки, но и всего фонда ЦСДШБ. Таким образом, школьный библиотекарь освобождается от обработки новых поступлений, что существенно экономит рабочее время. Кроме того, школьная библиотека имеет данные обо всех ресурсах системы. При необходимости школьный библиотекарь может заказать и получить во временное пользование литературу из фондов других библиотек.

Школьные библиотеки отсылают в отдел комплектования сведения о том, какие периодические издания они планируют выписать и какая литература (по профилю школы) им необходима.

Библиографы ЦСДШБ «расписывают» периодические издания, и эти записи в электронных базах данных доступны в школьных библиотеках. Передаются в школьные библиотеки и рекомендательные библиографические пособия.

Методисты ЦСДШБ координируют мероприятия в библиотеках системы, организуют мероприятия по повышению квалификации сотрудников.

Отдел автоматизированных библиотечно-информационных систем внедряет АБИС в подразделениях и филиалах; координирует создание собственных электронных ресурсов; использование корпоративных баз данных; организует обслуживание удалённых пользователей; обучает сотрудников.

Экономическая эффективностьцентрализацииочевидна. При такой работе осуществляется:

Однократная «роспись» периодики;

Централизованный заказ литературы;

Централизованная обработка литературы;

Профессиональное сопровождение библиографических ресурсов;

Единая регулярная система повышения квалификации.

Третья форма – создание и ведение сводных каталогов, формирование консорциумов, работа в корпоративных сетях.

Сводные каталоги

Многие библиотеки во главу угла ставят работу с электронным каталогом. Они организуют сотрудничество на базе одного сводного каталога или большего их количества. Такой каталог содержит библиографическую информацию и данные о фондах всех библиотек – участниц проекта.

Сводные каталоги – эффективное средство поиска и взаимного использования общих ресурсов. Возрастает полнота и достоверность поиска, уменьшаются временные затраты, появляется потенциальная возможность выбора переадресации заказа.

Сводный каталог организуется и управляется независимой организацией, принадлежащей библиотекам-участницам, и тогда мы говорим о сводном каталоге библиотечного консорциума. Кроме того, сводный каталог может формироваться по заказу ответственных организаций: различных министерств и ведомств.

Библиотечный консорциум

Понятия «корпоративные системы», «корпоративные сети», «консорциумы» в нашей стране вошли в употребление примерно лет восемь назад и с тех пор прочно закрепились в лексиконе российских библиотекарей.

Многие библиотеки России сегодня состоят в корпорациях различных уровней (федеральных, региональных) или принимают участие в корпоративной деятельности. В библиотечных консорциумах создаются различные корпоративные информационные ресурсы: электронные каталоги, полнотекстовые документы, авторитетные файлы и словари, электронные учебники и коллекции и др.

Благодаря деятельности консорциумов библиотеки многих регионов получили возможность свободного доступа к ресурсам друг друга, а пользователи библиотек – доступ к дорогостоящим зарубежным и российским электронным научным журналам и базам данных.

Консорциум обычно управляется специальным советом, в который входят представители библиотек-участниц. Все взаимоотношения библиотек зафиксированы в специальных документах.

Эта модель взаимодействия применяется в тех случаях, когда библиотеки интенсивно используют МБА и/или используют одну информационную систему (АИБС). Общая информационная система даёт возможность более слаженного взаимодействия в вопросах комплектования и каталогизации . Кроме того, удобно вести поиск изданий в библиотеках, входящих в консорциум. Данная модель предполагает и развитие такого сервиса, как электронная доставка документов.

Каталоги в консорциумах бывают двух видов: единые сводные электронные каталоги и распределённые электронные каталоги.

Как показывает практика, в последние годы часто ограничиваются созданием распределённого электронного каталога консорциума/корпоративной сети, который позволяет получить исчерпывающую информацию о фондах партнёров. Так, например, основу ассоциации АРБИКОН составляют распределённые электронные каталоги участников ассоциации.

Распредёленныеэлектронные каталоги всегда являются актуальными, поскольку регулярно обновляются непосредственно библиотекой-держателем.

Современные российские библиотечные консорциумы объединяют библиотеки разной ведомственной подчинённости и разных регионов. Эти библиотеки различаются по уровню развития технической базы, телекоммуникационной инфраструктуры и технологий; по уровню финансирования.

Большой проблемой является финансирование библиотек различных ведомств, работающих в одном региональном консорциуме. Казалось бы, региональные органы управления, местные власти должны быть заинтересованы в развитии таких региональных объединений, которые обеспечат широкий доступ к информации для всех социальных групп населения. Но на практике соответствующей заинтересованности библиотеки не ощущают.

Примеры российских консорциумов.

АРБИКОН – Ассоциация региональных библиотечных консорциумов. Создан в мае 2002 г. Основная цель создания – «Оказание содействия российским библиотекам в предоставлении более качественного информационного обеспечения пользователей на основе внедрения современных библиотечно-информационных технологий, модернизации управления библиотечными ресурсами, в первую очередь при обработке поступающей литературы, а также при оперативном использовании ресурсов удалённых библиотек страны на основе доступа через Интернет».

Сегодня АРБИКОН объединяет около 160 библиотек (индивидуальные члены) и 13 консорциумов (корпоративные члены) в рамках единой неформальной организационно-технологической системы, которая предоставляет информационные ресурсы для корпоративного использования.

Сегодня создана единая точка доступа к каталогам библиотек – членов АРБИКОН с использованием протокола Z39.50, существует доступ к ресурсам каждого участника через региональные центры.

ЛИБНЕТ – национальный информационно-библиотечный центр.Задачи ЛИБНЕТ:

– формирование сводного каталога библиотек России (СКБР);

– создание эталонной национальной библиографической записи на издания, поступающие в библиотеки России;

– сокращение совокупных затрат библиотек страны на каталогизацию изданий за счёт заимствования библиографических записей из СКБР;

– обеспечение единой точки доступа российских и зарубежных пользователей к библиографическим ресурсам российских библиотек и т.д.

Создание общероссийского сводного электронного каталога имеет общенациональное значение, так как решает актуальную задачу раскрытия для пользователей накопленных библиотеками огромных информационных ресурсов.

Его создание позволяет получить информацию о содержании фондов крупнейших библиотек России, организовать рациональную доставку документов пользователям на всей территории страны, скоординировать процесс комплектования, организовать процесс централизованной каталогизации с помощью заимствования библиографических записей для большинства библиотек.

Количество библиографических записей в сводном каталоге составляет более 7 млн, участниками ЛИБНЕТ являются 89 библиотек.

Консорциум Межрегиональной аналитической росписи статей (МАРС). Сегодня в нём участвуют около 100 библиотек, которые одновременно являются и партнёрами в других региональных и межрегиональных консорциумах.

Консорциум «Корпоративная сеть московских библиотек» (КСМБ) объединяет более 36 библиотек-партнёров, среди которых ГПНТБ России, ВГБИЛ им. М.И.Рудомино, БЕН РАН, ЦНСХБ, публичные библиотеки и ЦБС Москвы, научные библиотеки вузов Москвы и Ростовского государственного университета.

Корпоративные сети

Корпоративная сеть (КС) – это способ создания общедоступных объединённых информационных ресурсов, а также способ существенного сокращения финансовых и трудовых затрат на их создание.

Все участники КС имеют доступ кобъединённому каталогу и объединённым информационным ресурсам: справочно-информационным изданиям, полнотекстовым документам, мультимедийным материалам. Автоматизированные системы, которые используются в корпоративных сетях, должны иметь совместимость с основными коммуникативными форматами (RUSMARC, UNIMARC, USMARC), поддерживать WWW-технологии и протокол Z39.50.

Участники корпоративной сети ведут сводный электронный каталог . Каким образом это происходит? Последовательность действий может быть следующей:

Библиотека – член корпоративной сети, получив новое издание, выполняет поиск библиографического описания на это издание в сводном каталоге.

Если запись уже существует, библиотека добавляет в сводный каталог сиглу (метку) своей библиотеки и копирует запись в свой каталог для её дальнейшего редактирования.

Если записи нет, библиотека создаёт библиографическое описание на издание. При этом можно выполнить поиск описания для заимствования , т.е. поискать запись в авторитетных внешних источниках (РКП, АРБИКОН и др.), для того чтобы скопировать её в свой каталог.

При невозможности заимствования описание создаётся самостоятельно. Оно сохраняется в сводном каталоге с пометкой, показывающей, что требуется проверка редактором сводного каталога.

На основе сводного каталога в корпоративных сетях можно вести поиск данных, осуществлять межбиблиотечное обслуживание (МБА) и электронную доставку документов (ЭДД).

Чтобы КС действовала чётко и бесперебойно, необходимо разработать документы и решения, которые будут регламентировать организационные и технологические правила работы в ней. Кроме того, нужно системно заниматься повышением квалификации сотрудников библиотек – участниц КС.

Чем может привлечь работа в корпоративных сетях? Она позволяет сократить время и стоимость библиографической обработки документов; даёт возможность использовать совместно создаваемый объединённый ресурс всем библиотекам – участницам КС, предоставляет услуги обмена библиографической, справочной и другой информацией. Кроме того, целесообразность членства библиотеки в корпорациях, корпоративных сетях определяется не только стремлением повысить эффективность работы, но и соображениями «политическими»: работа в корпорации позволяет библиотеке формировать имидж современной инновационной организации.

На практике при организации межкорпоративных сетей возникают следующие проблемы:

Финансовые: затраты на внедрение, обслуживание, актуализацию современных автоматизированных систем;

Технологические: проблемы конвертирования, связанные с особенностями применяемых в библиотеках технологий и АИБС; проблемы качества библиографических описаний, необходимость строгого соблюдения стандартов каталогизации во всех библиотеках;

Проблемы квалификации персонала и ответственности за качество записи.

В качестве примера корпоративного сетевого взаимодействия можно назвать пилотную программу создания модельной корпоративной сети на базе библиотек образовательных учрежденийресурсных центров. Это часть проекта «Библиотека/медиатека. 21 век» (Санкт-Петербург).

Заключение

Делом будущего для всех библиотек является установление и развитие сотрудничества с другими библиотеками. Все библиотеки, независимо от их размера, почувствуют преимущества, которые даёт совместная работа.

На наш взгляд, применительно к школьным библиотекам всё же целесообразнее вести речь не о корпорациях, а об объединениях, как более мягкой и менее затратной форме межбиблиотечного взаимодействия.

Но если вы, «несмотря и вопреки», всё же полны решимости «перевернуть Землю», не торопитесь. Прежде чем приступать к формированию консорциума или корпорации, постарайтесь ответить на некоторые вопросы.

1) Что библиотека должна получить от своей корпоративной деятельности?

2) Какую пользу может принести библиотека остальным партнёрам в корпорации?

3) Какие ресурсы необходимо вложить в общий проект, чтобы получить от него отдачу, соответствующую затратам?

4) Не берёт ли библиотека на себя ненужную работу, которая не даст ничего полезного ни самой библиотеке и её пользователям, ни корпорации в целом?

ИЗ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С БИБЛИОТЕКОЙ

ИМ. Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО "В ДЕЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ"

Ройтблат Татьяна Федоровна

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет, обретши, ропщет и бунтует…

Ф. Тютчев

Духовно – нравственное воспитание складывается из многих моментов: это и воспитание патриотизма и гражданственности, привитие семейных ценностей, воспитание любви к своей малой Родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитание стремления к здоровому образу жизни. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.

Чтение - неотъемлемая часть нашей жизни. Перефразируя известное выражение можно сказать: «скажи мне, что ты читаешь, и я скажу – кто ты». Трудно переоценить роль библиотек и чтения в процессе духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Духовность неотделима от нравственности, а нравственность, в свою очередь, напрямую связана с религией.

Начало XXI века ознаменовалось пристальным вниманием к проблеме чтения. Наступил век компьютеризации и интернета.

Сегодня, как никогда, очевиден социальный запрос российского общества на духовно – нравственную, деятельную личность – патриота и гражданина России. Думаем, ни у кого не вызовет сомнения, что основой формирования облика новой России, страны с развитым гражданским обществом, конкурентноспособной экономикой, должна стать высокая нравственность.

К сожалению, большинство наших воспитанников лишены элементарного образца воспитанности и нравственности даже в кругу своей семьи. У детей, поступающих к нам в центр, наблюдается дефицит непосредственного эмоционального общения ребенка с близкими взрослыми, особенно с матерью, оказывает отрицательное влияние на его психическое развитие. Под влиянием недостаточного или нарушенного общения дошкольники становятся пугливыми, безынициативными, нелюбознательными, что является характерной особенностью воспитанников центра.

Эти дети испытывают трудности в процессе восприятия, что, прежде всего, проявляется в том, что они не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им образовательный материал. Наблюдаются недостатки всех видов памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, дети испытывают затруднения в анализе, синтезе, сравнении, сложности в ориентировке в пространстве и во времени.

Речь воспитанников качественно отличается от речи их сверстников, живущих в семьях: бедный словарный запас (особенно активный), плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.

Хотим отметить, что Национальная программа поддержки и развития чтения нацелена на «повышение культурной компетентности граждан России за счет роста читательской активности.

В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь – это семья, школа и библиотека. В нашем случае для ребят «Социально – реабилитационный центр «Гармония» исполняет роль «семьи». Именно эти «три кита» должны способствовать «повышению интеллектуального потенциала нации, стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержать и приумножить богатство родного языка и способствовать решению жизненно – важных проблем, достижению стратегических целей развития страны».

Делая анализ методов привлечения детей к чтению, учитывая негативные явления современности и попытки выхода из кризиса чтения, мы разработали проект совместной деятельности с библиотекой им. Р. Рождественского, девиз которого: «Библиотека – дом, открытый для каждого ребенка», направленный на создание гармоничных условий для духовно – нравственного воспитания детей в целях формирования подрастающей личности во всем многообразии духовных интересов и потребностей.

Целью проекта является организация свободного времени детей и привлечение их к чтению.

Задачи, поставленные в проекте:

    Создание условий, формирующих читательскую и информационную культуру детей и подростков.

    Разработка мероприятий и познавательных программ, направленных на приобщение детей к чтению и культуре.

Опыт работы взаимодействия с библиотекой в деле возрождения традиций по духовно – нравственному воспитанию среди детей и молодежи измеряется не одним годом. Формы работы самые разнообразные.

Формы работы с детьми:

    Занятия, дискуссии, беседы, круглые столы, проектная деятельность.

    Творческая художественная деятельность детей.

    Проведение совместных праздников.

    Тематические вечера эстетической направленности.

    Организация выставок.

    Театрализованные постановки духовно – нравственного содержания.

    Творческие вечера, встречи с интересными людьми.

Очень важно создать уют и комфорт в библиотеке, вызвать интерес детей к книге. С помощью различных форм работы и с учетом разных возрастных категорий были разработаны следующие направления:

    Духовно – образовательное:

    Показ фильмов о духовном возрождении нашей страны и г. Омска

    Организация праздников светского и церковного календарей с показом презентаций и художественных фильмов

    Проведение мероприятий, направленных на изучение русских традиций и обрядов

    Фольклорный праздник украинского культурного центра «Cipiйклiн», посвященный «Дню Святого Николая».

Данное направление позволяет расширить знания ребят об истории России, узнавать новое о традициях и культуре нашего народа.

2.Воспитательно – оздоровительное (мероприятия):

    «Детство, опаленное войной»

    «Честь имею»

    «Путешествие в страну добрых дел»

    «Царство Закон, царство Беззаконие»

    По профилактике вредных привычек «Три ступени, ведущие вниз» (наркомания, алкоголизм и табачная зависимость) с просмотром документальных роликов

Новые информационные технологии стали средством привлечения ребят в библиотеку. «Говорящие книги» позволят прослушивать лучшие детские произведения в исполнении известных артистов. С помощью интернета находим нужные произведения.

    Документальный фильм «Ленинград в борьбе»

    Просмотр художественного фильма «Жила – была девочка»

    «Жизнь животных зимой»

    «Счастливое детство в стране Муми - тролей»

    Культурно – познавательное (мероприятия):

    «Омск – любимый город»

    Мой город – капелька России»

    «По дорогам сказок»

    «Викторина по сказкам Пушкина»

    «Сказки народов мира»

    «Любимые герои сказок Андерсена»

    «У Лукоморья» праздник по произведениям А. С. Пушкина

    Праздник по творчеству поэта – земляка Т. Белозерова «Лесной плакунчик».

    Встреча с детскими писателями Светланой и Николаем Пономаревыми и их книгами.

Наряду с традиционными методами работы в библиотеке используем и нетрадиционные: знакомство детей с книгой через игру, театрализованные постановки произведение детских писателей.

    Встреча с детской писательницей Ольгой Колпаковой «Писатели – детям»

    Праздник «Профессия вечная библиотечная»

    «Веселая переменка» - праздник к дню знаний

    Просмотр х/ф «Первоклашка»

    «Популяризация творчества Роберта Рождественского «Мгновения, мгновения, мгновения…»

    мероприятие «Небесные первопроходцы» к Дню космонавтики.

Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с писателями, художниками, ветеранами Великой Отечественной войны, организаторами которых являются не только школы, но и библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению. А чтение является одной из основ формирования личности гражданина.

Духовное воспитание юных граждан должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. Сформированное нравственное начало возвышает человека. Задача нашего учреждения – раскрыть способности каждого, воспитать порядочного человека, патриота и гражданина, способного жить в современном мире.

Надеемся, что в скором будущем наша страна снова станет самой читающей страной в мире.

Список литературы:

    «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским Книжным Союзом. 21 ноября 2006г., Москва.-[электронный ресурс] - Режим доступа.-

http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения 06.10.2014г.)

    Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2009. – 67 с.

    Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. -М.: Традиция, 2001.- 280с.

ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 1 - фото

Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пестрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги -

Веков соединительная ткань.»

( В. Сикорский)

    Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?

Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.

Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника .

Слайд 5 -- диаграмма

Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.

Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

Для достижения этой цели школы решают следующие задачи :

    Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.

    Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.

    Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

    Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.

Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.

Развитие духовных и физических возможностей личности,

Формирование чтения,

Подборку художественной, научной и методической литературы,

Постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.

Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.

    Работа с одаренными детьми.

    Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

    изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,

    их роли и последствий для последующих поколений;

    обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

    формировании аналитический и рефлексивных умений общения.

Слайд 8 формы работы

По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:

    Библиотечные уроки;

    книжные выставки;

    обзоры литературы по вопросам культуры чтения;

    тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;

    литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.

Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Используются такие интерактивные формы как:

    Электронные презентации книжных выставок

    Электронные библиотечные уроки

    Виртуальные конференции,

    Устные журналы - презентации

    Слайд - фильмы

    Литературные гостиные с электронными презентациями.

Слайд 10 Подведём итоги

- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

    Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.

    Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

    Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.

    Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.

    Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

    Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться п о нятым и узнанным с другими.

    Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.

    Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.

    Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях .

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

    Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).

    Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

    Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

    Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).

Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание

Ольга Скандакова

"Добрая книга - как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. "

Виктор Астафьев.

Тесное сотрудничество нашего детского сада и детской библиотеки продолжается не один год. Вырастают одни дети, приходят другие, но работа не останавливается. На смену традиционным формам работы приходят новые : конкурсы, театрализованные спектакли, интерактивные мероприятия.

Цель этого сотрудничества : раннее приобщение детей к чтению художественной литературы, воспитание маленького человека как увлечённого, думающего читателя .

Свою работу мы строим на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и с родителями и воспитателями детских садов .

С некоторых пор библиотека не только приглашает к себе малышей, их родителей и воспитателей, но и сама «приходит в гости» .

Детям очень понравился приход сотрудника отдела детской библиотеки , ведь она пришла не с пустыми руками, а принесла с собой книги! Новые, интересные, необычные :"живая книга", книга- панорама, книжка-малышка, всех видов и не перечесть!

От такого сотрудничества выигрывают все : библиотека получает новых читателей , воспитатели имеют возможность знакомить детей с новинками художественной, научно – познавательной литературы, периодическими изданиями для дошкольников , а дети приобщаются к чтению, так как у них формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности .


Публикации по теме:

«Знакомство с библиотекой». Конспект мероприятия в подготовительной группе Предварительная работа: Воспитатель с библиотекарем заранее обговаривают время проведения экскурсии и её содержание. Педагог предлагает.

Особое место в образовательном процессе дошкольного учреждения занимает ознакомление с художественной литературой, которая является средством.

Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности» Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования провозглашает принцип содействия и сотрудничества.

В мире современных технологий родители почти не ходят сами и тем более не водят своих детей в библиотеку, поэтому мы решили организовать.

Консультация для родителей «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам» «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»В наш век информационных технологий роль книги изменилась,.

Педагогическая гостиная «Растим маленького читателя» Педагогическая гостиная «Растим маленького читателя» Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования.

Доклад «Взаимодействие детского сада с районной детской библиотекой» Слайд 1. Слайд 2. В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 426 от 12 июня 2014 года в Российской Федерации 2015 год объявлен.

Занятие Школы юного читателя ко Дню рождения Джанни Родари. Библиотечный урок «Волшебник из солнечного Рима» Библиотечный урок «Волшебник из солнечного Рима»Цели: познакомить с произведениями Д. Родари; приобщить детей к творчеству Д. Родари;.

Статья"Сотрудничество школы и библиотеки".Основная задача (если не самая главная), стоящая перед современным обществом,- формирование личности. Школа и библиотека отвечают за сохранение и пропаганду нравственных ценностей, за воспитание патриотизма, духовности, за пропаганду здорового образа жизни и, как следствие, через этот комплекс - воспитание толерантного отношения к людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И БИБЛИОТЕКИ

Начало ХХI в. ознаменовалось пристальным вниманием к проблеме чтения в профессиональных журналах и на страницах газет. Что читать, как читать, - над этими вопросами размышляют министры и депутаты, ученые и учителя . Неожиданным стало Послание Президента РФ Федеральному Собранию В.В. Путина. Отрадно, что и наше правительство понимает проблемы современной школы.

Сегодня, как никогда, очевиден социальный запрос российского общества на духовно нравственную, деятельную личность - патриота и гражданина России.Я думаю, ни у кого не вызовет сомнения, что основой формирования облика новой России, страны с развитым гражданским обществом, конкурентоспособной экономикой, должна стать высокая нравственность.

Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства. На это нацеливает Национальная программа поддержки и развития чтения (21 ноября 2006 г., Москва), задача которой - "повышение культурной компетентности граждан России за счет: повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях; роста читательской активности (охвата и интенсивности) граждан-субъектов чтения до уровня, соответствующего адекватной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа". В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь - это семья, школа и библиотека. Именно эти «три кита» должны способствовать "повышению интеллектуального потенциала нации,должны стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержать и приумножить богатство родного языка и способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны".

Основная задача (если не самая главная), стоящая перед современным обществом,- формирование личности. Школа и библиотека отвечают за сохранение и пропаганду нравственных ценностей, за воспитание патриотизма, духовности, за пропаганду здорового образа жизни и, как следствие, через этот комплекс - воспитание толерантного отношения к людям. Школа в силу своих возможностей всегда выполняла наиважнейшую функцию общества, проводя информационную, образовательную, а в последние годы и социальную работу. Годы перестройки России как нового государства не могли не сказаться на одной из самых чутких ее ветвей – на культуре. Именно учителя литературы чувствуют серьезные изменения в духовной и нравственной сферах жизни общества. Никогда, наверное, никакое время не требовало от учителя таких духовных усилий, такой самоотдачи, такой огромной работы по самовоспитанию и воспитанию юных душ, как сегодняшнее непростое время. «Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет…, заметил Д.С.Лихачев. Я думаю, что таким предметом является книга.

В практике работы педагогического коллектива МОУ СОШ №25 г.Балашихи важная роль отводится литературе и искусству как основе воспитания. На уроках Зиннатуллиной М.А., Рубцовой О.М., Сороки Е.Ю., Стребежевой А.М. Лучшие произведения классической и современной литературы служат материалом непосредственного и благотворного влияния на формирование нравственного облика ученика. Литературные образы, облагороженные высокой духовностью, являются примерами для подражания, всесторонне раскрывая нравственно-эстетические гуманистические идеалы.

Воспитательная сила искусства так велика, что опыт героев литературно-художественных произведений часто становится собственным опытом, формирует новый уровень чувств и человеческих отношений.

В результате длительного общения с литературой и искусством развиваются эстетические потребности, эстетические чувства, художественный вкус, формируется внутренний мир подрастающей личности, мировоззрение, складывается нравственный и эстетический идеал . Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только критерием, но и показателем уровня развития юного читателя. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, товарищами по классу и школе. Большую помощь в этом учителям оказывает школьная библиотека. Е.Е.Печенкина,заведующая школьной билиотекой,проводит выставки книг, библиотечные уроки,круглые столы с обзором литературы, организовывает продажу методической литературы. Большой интерес у читателей библиотеки вызывает ежегодная выставка творческих работ учащихся.

Закладывая основы мировоззрения будущего гражданина, педагоги заботятся о духовном богатстве личности, его эмоциональных и художественных интересах. Школа, под руководством директора Акимовой Н.Г, сотрудничает с библиотечной системой города Балашихи, в частности, с библиотекой семейного чтения им Н.Ф.Дмитриева (заведующая библиотекой З.Ф.Артюхина), и Центральной районной библиотекой им. Ф.И.Тютчева, директором которой является кандидат педагогических наук Покрасова Л.Н. Ежегодно заключаются договора о творческом сотрудничестве и составляются планы совместных мероприятий, которые реализуются в течение года. Учащиеся 10-х - 7-х классов для закрепления и расширения знаний, полученных в процессе обучения, приняли участие в мероприятиях, проводимых городской юношеской библиотекой-филиалом МУК «ЦБС»,которые были посвящены творчеству А.С.Пушкина, С.Есенина, Л.Н.Толстого.

На протяжении многих лет в рамках православного абонемента библиотекой семейного чтения им. Н.Ф.Дмитриева проводятся традиционные беседы, направленные на укрепление духовности и нравственности подрастающего поколения.Основам православной культуры школьников обучает настоятель храма Неопалимая Купина о. Дмитрий Савин. Постоянными слушателями абонемента являются учащиеся 7 б класса во главе с кл. руководителем Сорокой Е.Ю. Ученики начальной школы вместе со своим учителем Хомяк Л.Н. являются членами детского досугового клуба «Почемучка». Начиная с первого класса, посещают ребята занятия клуба, готовятся к ним вместе с родителями и учителями. «Почемучки», как ласково называет их заведующая библиотекой З.Ф.Артюхина, с радостью бегут на занятия клуба. Ведь эти занятия помогают раскрыть личность каждого. В клубе проводятся литературные игры, встречи с интересными людьми (В.Карпушин,А.Глотин, Крупин В. И др.).С удовольствием ребята вместе со своими старшими наставниками готовят устный журнал «Хочу все знать», интеллектуальную, ставшую традиционной игру«Что? Где? Когда? Почему?»

В библиотеке открыта литературно-музейная экспозиция, посвященная жизни и творчеству русского поэта Н.Ф. Дмитриева (1953-2005).В открытии этой экспозиции приняли участие и школьники. Жизнь и творчество Дмитриева- открытие для многих, и не только для учеников, ведь Н.Ф.Дмитриев жил в м/р-не «Новый Свет» и работал в школе № 25 учителем русского языка и литературы. Традиционными для старшей и средней школы стали уроки литературы, вечера поэзии, круглые столы. 6 февраля уже который год походит вечер памяти Н.Дмитриева, в подготовке и проведении которого принимают активное участие ученики и учителя школы №25.

Традиционны и уроки, которые проходят в Центральной районной библиотеке им. Ф.И.Тютчева. В библиотеке в 2005году при поддержке российского ученого Чагина Г.В. был открыт Литературный музей жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Хранителем наследия Ф.И.Тютчева на Балашихинской земле является заведующая литературного музея Л.В.Казакова. Частыми посетителями музея стали и ученики нашей школы (со дня открытия музея его посетили около 5 тысяч человек). В музее насчитывается 500 экспонатов.Это и портреты, и стенды с биографией поэта,картины,иконы, рукописи,бюсты и т.д. Основу литературной экспозиции составляют, конечно же, книги. Интересно, необычно проходят уроки литературы в музее. Урок «Мое открытие Тютчева», посвященный творчеству Ф.И.Тютчева, прошел 29января 2011г. Ученики читали стихи,анализировали, делились своими поэтическими открытиями, внимательно рассматривали экспозицию. Думаю, никто не ушел с такого урока разочарованным. Многие захотели принять участие в ежегодном литературном конкурсе «Ф.И.Тютчев и Россия: пророк в своем Отечестве».

С 2010г. в нашей школе стал работать литературный кружок. Ребята занимаются сбором материалов о жизни и творчестве Н.Ф.Дмитриева - поэта и педагога,пропагандируют творчество поэтов – балашихинцев, пробуют писать сами. Вместе с библиотекой семейного чтения им. Н.Ф.Дмитриева готовятся к юбилею Н.Ф.Дмитриева, который будут торжественно отмечать в 2013 году. Сейчас ученики школ № 25 и № 2 совместно с городской библиотекой и отделом культуры г.о.Балашиха начали подготовку к Дмитровским чтениям проходящим вот уже который год в феврале – марте.

Активно участвуют ученики нашей школы и в литературном творческом конкурсе «Первоцвет» им. Н.Дмитриева. Павлова Елена,ученица 10 а класса, в номинации «Поэзия» в 2010 г. заняла третье место. Ребята из школьного научного общества «Пегас» занимаются различными проектами: «Влияние жаргонизмов на нашу речь», «Роль прецедентных феноменов в речи различных социальных слоев общества», «Влияние Q » , «СМИ и наша речь» и т. д. Сейчас работают над проектом «Книга и ее роль в нашей жизни». Юных исследователей волнует многое: что читают сегодня современные школьники? Какие книги, газеты, журналы лежат на их столах и живут в сердцах?

Люди различных социальных групп читают абсолютно разную литературу. Чтобы узнать, что именно предпочитают люди различных социальных групп, юные исследователи обратились к библиотекарю городской библиотеки семейного чтения им.Н.Ф. Дмитриева г.Балашихи З.Ф.Артюхиной. Вот какие выводы удалось сделать ребятам:

Младшие школьники (1-4 кл.) читают русские народные сказки, сказки зарубежных читателей, а также классиков советской детской литературы (Гайдара, Драгунского, Паустовского, Носова)

Среди школьников 5 – 9 классов популярностью пользуется фантастика, фэнтези, приключения.

Учащиеся старшей школы (10-11 кл.) чаще обращаются в библиотеку за русской и зарубежной прозой, которой нет в школьной программе.

Студентов интересует профессиональная литература, непосредственно связанная с видом их деятельности.

Молодые женщины обращаются в библиотеку с просьбой найти что-нибудь из сентиментальной литературы, их чаще всего интересуют романы, детективы, мемуары. Бывает, что они приходят с целью перечитать мировые классические произведения, которые являются школьной программой. Также их интересуют обучающие книги (кулинария, этикет, уход за детьми и др.)

Мужчины обращаются в библиотеку не так часто, как женщины, однако если они всё-таки туда приходят, то либо интересуются профессиональной литературой, либо берут русскую и зарубежную прозу или поэзию. Это, конечно, неплохо, но в современном мире редко увидишь человека, увлеченно читающего классику. О роли книги верно сказал Д.С. Лихачев: «Книга – одно из самых великих созданий человеческой культуры».

Ввиду заявленной темы актуальной на сегодняшний день остается проблема чтения, поднятая еще в открытом письме М. Ф. Ненашева. В частности, в нем говорится, что в России более 50% россиян не читают, а 52 % никогда не покупают книги. В 1990 г. на тысячу населения подписка составила почти 1900 экз. (каждая семья выписывала 2-3 газеты и 1-2 журнала), а в 2005 г. составила всего около 200. Ныне в России всего 20% населения читают газеты и журналы. А что происходит сейчас в школе?

«Пегасовцы», работая над проектом, анкетируя учеников своей школы, родителей и друзей, анализируют: изменилось ли отношение к чтению за последние годы. К каким выводам они придут, неизвестно. Что же остается современной школе?..

Атмосфера творчества и доброжелательного сотрудничества создана во всем образовательном пространстве г.о. Балашиха. Такая атмосфера способствует активному включению личности растущего человека в социокультурную жизнь города и общества в целом. Учащиеся школы № 25, их родители, под руководством педагогов активно принимают участие в литературных конкурсах,проводимых в городе, - «Ф.И.Тютчев и Россия: пророк в своем Отечестве», «Русь моя Православная», «Эра фантастики», «Мое Подмосковье» и т.д.

Так, Переверзева Анна, ученица 10а класса в литературном конкурсе «Ф.И.Тютчев и Россия: пророк в своем Отечестве» за эссе «Природа в поэтическом творчестве Ф.И.Тютчева» удостоена звания лауреат конкурса и награждена Дипломом 1 степени, а Проворная Екатерина -3 степени. Работы ребят опубликованы в литературно-публицистическом журнале «Балашиха: голоса сердец» и говорят о серьезном, ответственном подходе ребят к творческому наследию поэта, о серьезной исследовательской работе, проводимой учителями школы. Постоянны публикации молодых талантов в местном литературно-публицистическом журнале. Четыре рассказа поместила в журнале Проворная Е.: «Лес», «Однажды весной», «Голос земли», «Леший». Павлова Елена, Ерофеева Катя (выпускница школы) постоянно публикуются в рубрике «Поэзия».Бывший ученик нашей школы Пехов Алексей – известный современный писатель- фантаст, опубликовал более шестидесяти романов, которые нашли своего читателя не только среди молодежи,но и среди людей старшего поколения. Вся работа современной школы не может не проходить в содружестве с библиотекой.

Только благодаря взаимодействию «трех китов» (семья-школа-библиотека) у юных читателей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение его понимать и наслаждаться им, появляется способность творить.

Мечта, сформировать гармоничную личность, объединяет учителя и детских библиотекарей-педагогов. В проекте совместной работы библиотеки и школы хотелось бы предусмотреть такие программы, как "Читающая семья", "Школа, где процветает книга", "Читающий город", "Почитаем перед сном", "Рождественские чтения" и т.д. Отличительной особенностью проекта является эстетическое развитие личности в процессе приобщения к искусству и культуре своей Родины. Это знакомство с высокохудожественными старинными книгами, посещение музеев. Во время Недели детской книги хотелось бы, чтобы Балашиха и ее окрестности стали настоящей читающей страной. Хотелось, чтобы и в нашем районе, как в районах Мурманской области, стали традиционными фейерверки не только в честь города, но и в честь создателей детских книг . В человеческой природе заложено стремление к исполнению желаний, об этом свидетельствуют былины, легенды и сказания. Реализация мечты создателей и участников проекта о "Читающем городе детства" нашла свое творческое воплощение в Мурманской области. Возможно, этот проект позитивно повлияет на кризис детского чтения в настоящее время. Стоит задуматься.

Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с писателями, художниками, ветеранами Великой Отечественной войны организаторами которых являются не только школы,но и библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению, а чтение является одной из основ формирования личности гражданина. Учитывая негативные явления современности и попытки выхода из кризиса чтения, в Балашихинском районе создаются гармоничные условия для духовно-нравственного воспитания школьников в целях формирования подрастающей личности во всем многообразии духовных интересов и потребностей. Духовное воспитание юных граждан должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. Сформированное нравственное начало возвышает человека. Задача школы - раскрыть способности каждого, воспитать порядочного человека, патриота и гражданина,способного жить в современном мире. Благодаря самозабвенному служению и высокому нравственному подвигу современного учителя, содружеству школы и библиотеки,сохранится и будет развиться культура России, приумножится богатство родного языка, что сможет « способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны -повышению интеллектуального потенциала нации» . Надеюсь, что в скором будущем наша страна снова станет самой читающей страной в мире.